Папки-передвижки

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у младших школьников посредством различных видов кукольного театра

Оксана Хатинская
Повышение мотивации к логопедическим занятиям у младших школьников посредством различных видов кукольного театра

Пояснительная записка

С момента перехода школы на ФГОС с 2011 года возникла потребность в пересмотре логопедической работы. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. Программа коррекционной работы в соответствии со стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям, коррекцию недостатков в психическом и речевом развитии.

Публикация «Повышение мотивации к логопедическим занятиям у младших школьников посредством различных видов кукольного театра» размещена в разделах

Дети, обучающиеся в речевых группах, отличаются, как правило, неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью, снижением интереса. Им присущи плохое усвоение учебного материала, и как следствие, необходимость постоянного стимулирования своей активности. Как же помочь ребенку с проблемами в речевом развитии внимательно слушать на занятии? С помощью каких средств зажечь интерес в его глазах?

Наиболее эффективной формой развития и поддержания интереса к логопедическим занятиям является кукольный театр, его различные виды.

Применение кукольного театра усиливает наглядность и тем самым повышает осознанность воспринимаемого материала. Динамичность, яркость кукольных героев вызывают у детей эмоциональные переживания, что,в свою очередь,благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает чувственную основу. Логопедические занятия с включением театра кукол направлены на развитие всех компонентов речи, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики. Разные виды театров повышают мотивацию, вызывают интерес к действиям, дают возможность логопеду использовать их как универсальное средство, способствующее исправлению или смягчению речевых недостатков. Такая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным.

Актуальность темы

Однако анализ литературы показывает, что в коррекционно - логопедической работе нет теоретического обоснования использования театра в логопедических целях, не определена система использования речевых игр и упражнений с различными видами театра, ориентированных на преодоление речевых недостатков. Это свидетельствует о необходимости поиска путей повышения эффективности логопедической работы в данном направлении.

Использование разных видов театра на логопедических занятиях

Заинтересованно относятся дети к театру масок. Одним из примеров применения этого вида театра может служить речевая игра:» Угадай, чей голосок»

Цель: формирование фонематического слуха

Описание: Дети становятся в круг. Одному ребенку одевают на голову маску и завязывают глаза. Дети по кругу идут со словами:

Мы по кругу идем,

Мы лягушку зовем.

Ты. Лягушка, не зевай,

Нас по голосу узнай.

Один из детей по сигналу логопеда «квакает». Ребенок- лягушка должен узнать ребенка по голосу. То же самое можно делать с маской лисы, волка.

Фрагмент логопедического занятия по теме» Насекомые»

Цель: развитие умения владеть четкой дикцией, просодической стороной речи, развитие речевой эмоциональности.

Инсценирование отрывка сказки»Муха - Цокотуха»

- Все вы, конечно, читали или слышали, смотрели мультфильм сказки Чуковского» Муха - Цокотуха». Сейчас дети покажут вам отрывок сказки с помощью театра - масок.

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

«Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!»

Подлетает к пауку,

Саблю вынимает

И ему на всем скаку

Голову срубает!

Муху за руку берет

И к окошечку ведет:

Я злодея зарубил,

Я тебя освободил

И теперь душа- девица,

На тебе хочу жениться!»

Тара- ра, тара-ра,

Заплясала мошкара.

Веселится народ-

Муха замуж идет

За лихого, удалого,

Молодого комара!

Использование бумажного пальчикового театра

Положение о тесном взаимодействии ручной моторики и орального праксиса определяет необходимость включения в логопедическую работу упражнений, направленных на развитие мелкой моторики. Здесь используется «театр пальчиков и языка» (сопряженная гимнастика). У инсценировок с помощью пальчикового театра большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

В речевой работе важно отрабатывать не только чистоту произношения, но и интонационную выразительность речи. Достичь этой цели помогают ролевые диалоги, которые можно проговаривать с надетыми на руку пальчиковыми куклами. Например, при отработке звука (з-з) логопед в паре с ребенком - зайчиком может использовать диалог:

Логопед : Заяц, заяц, чем ты занят?

Ребенок: Кочерыжку разгрызаю!

Логопед :- А чему ты, заяц, рад?

Ребенок: - Рад, что зубы не болят!

При отработке звука (ж) уместен следующий диалог:

- Здравствуй, белка!

- Здравствуй. Еж! Далеко ли ты идешь?

- Может яблочек найду

Возле яблоньки в саду.

Принесу ребяткам,

Маленьким ежаткам.

Большим интересом у детей пользуются диалоги животных Н. И. Сладкова.

Например:

- Эй, волк, чего ты хмурый такой?

- От голода

- И рёбра торчат, выпирают.

- От голода

- А воешь чего?

- От голода.

- Вот и говори с тобой. Заладил, как сорока, от голода, от голода, от голода! Чего это ты нынче такой неразговорчивый?

- От голода

Применение петрушковых кукол

Успешно используются на занятиях петрушковые куклы. Управляя петрушковой куклой, ребенок непроизвольно стимулирует речевые зоны коры головного мозга. Здесь подтверждаются слова великого К. Г. Юнга:» Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно».

Использование петрушковых кукол в начале и в конце занятия

Организационный момент - это та часть занятия, в которой задается эмоциональный фон. Она должна содержать сюрпризный или игровой момент. Все положительные эмоции, которые вложены в организационный момент, вернутся в ходе занятия.

Цель: создать эмоциональный фон занятия, вызвать положительные эмоции.

Логопед с надетым на руку кукольным зверьком (обращаясь к нему, начинает занятие :

- Мишенька (Заинька) проверь, дружок,

Все ль готовы начать урок?

Все ль на месте? Все ль в порядке?

И улыбки? И тетрадки?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

- Мишка, (Зайка) будет с нами все занятие и в конце он каждому из вас что-то шепнет на ушко.

Не менее важно подведение итогов занятия. Кукла может поощрить (шепнуть) на ушко: «Молодец!», «Умница!», «Ты прекрасно работал!», погладить по голове. Тактильное прикосновение куклы действует на ребенка потрясающе! Кукла может укорить:» Ты сегодня не очень старался!» И даже легко наказать: потрепать за ушко. (но для этого кукла сначала должна стать другом, ведь только друг имеет право на такие доверительные отношения)

Использование куклы «Солнышко» для самомассажа «Солнечный лучик»

Цель: нормализация мышечного тонуса, общей, мимической и артикуляционной мускулатуры, стимуляция кинестетических ощущений, создание условий к развитию произвольных движений артикуляционного аппарата.

Описание: логопед с надетой на руку куклой дает инструкцию: «Солнечный лучик заглянул тебе в глаза. Закрой глаза. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на губах, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, руки. Он забрался за шиворот, погладь его там. Он не озорник - он любит и ласкает тебя. А ты погладь его и подружись с ним».

Работа над звуковой культурой речи.

1. Использование скороговорок с одновременным применением петрушковых кукол :

Кукол можно использовать для автоматизации звуков. Например: при автоматизации звука (щ) используется скороговорка:

1. Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Эффект потрясающий: все хотят выйти и почистить щенка, и происходит непроизвольная работа над звуком.

2. «У зайки Бубы заболели зубы» звук [ з] и т.

Использование петрушковой куклы при работе с загадками

Цель: развитие познавательной деятельности через загадки, поддержания интереса к занятиям.

Загадки - особый, веселый, интересный и загадочный мир. Загадка - это ожидание сюрприза, это удовольствие, которое ребенок получает от поиска отгадки. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки развивают и обогащают речь, стимулируют процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления. Загадки не случайно стали использовать для коррекции системного нарушения речи.

При традиционном применении даже такого интересного вида работы, как загадка, может «притупиться» интерес детей.

Для поддержания интереса можно успешно использовать персонаж – бабушку - Загадушку, которая приносит детям загадки в корзинке, в сундучке и т. д

Использование театра – картинок и театра - фланелеграфа

Цель: создание эмоционально положительного настроя, воспитание творчески активной личности.

Большим успехом пользуются у детей занятия в форме сказок с применением театра картинок и театра фланелеграфа. Кроме того, общеизвестно, что современные дети плохо знают русские народные сказки и русский фольклор. Соединение возможностей кукольного театра с изучением русского фольклора дает хорошие результаты. Например, при изучении темы:» Дикие животные» я использую сказку на фланелеграфе «Колобок» и «Теремок». При изучении темы «Овощи»- сказку»Репка».

При изучении темы «Рыбы»- сказку «По щучьему велению». При изучении темы «Перелетные птицы» - сказку «Гуси - лебеди». Использовать можно как всю сказку, так и отдельные фрагменты. Видя перед собой зрительный образ, детям легче формулировать грамматически правильное предложение. Во время изучения темы»Транспорт. Правила дорожного движения можно провести интересное занятие с любимыми героями : Буратино, Пьеро, Мальвиной с применением театра – картинок.

Публикации по теме:

«Влияние ИКТ на повышение образовательной и творческой мотивации воспитанников» «Влияние ИКТ на повышение образовательной и творческой мотивации воспитанников» Мусорина Татьяна Петровна воспитатель первой квалификационной.

Формирование у детей потребности в активной двигательной деятельности через повышение мотивации к здоровому образу жизни ПРОЕКТ «Формирование у детей потребности в активной двигательной деятельности через повышение мотивации к здоровому образу жизни» Актуальность.

Из небольшого опыта логопедических занятий с детьми 3–4 летИз небольшого опыта логопедических занятий с детьми 3–4 лет Логопедические занятия с детьми 3-4 лет скорректируют произношение и позволят научиться ребенку правильно говорить быстрее. Иногда по ряду.

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у младших школьников Тема повышения мотивационной готовности школьников к обучению не теряет со временем своей актуальности и является постоянным предметом пристального.

Повышение мотивации обучения «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно запалить». Плутарх. В настоящее время достаточно остро стоит задача.

Развитие личности младших школьников посредством вовлечения их в различные виды деятельности (группы по присмотру за детьми) «Все мы думаем, что наша обязанность, призвание – это делать разные дела, а дело у нас одно: делать свою жизнь, сделать так, чтобы жизнь.

Роль дидактической игры в процессе интеграции различных видов деятельности Виды детской деятельности в формировании основ безопасности жизнедеятельности дошкольников: Беседы Занятия Экскурсии Рассматривание.

Рппс, направленная на организацию различных видов деятельности детей в младшей группе Воспитатель: Лузина Людмила Александровна. Развивающая предметно – пространственная образовательная среда в группе спроектирована в соответствии.

Ширма для кукольного театраШирма для кукольного театра Театр в жизни ребенка играет немаловажную роль: он несет в себе цель не просто развлечения ребенка, а приносит ему творческое и оригинальное.

Экологизация различных видов деятельности ребёнка из опыта работы Сообщение по теме: «Экологизация различных видов деятельности ребёнка из опыта работы» Экологическое воспитание- это воспитание нравственности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение мотивации к логопедическим занятиям у младших школьников посредством различных видов кукольного театра
Опубликовано: 24 января 2017 в 17:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД