Лучший педагог года

Проект «Развитие памяти, внимания, логического мышления средствами музейной педагогики» (4 фото)

Каландарова Елена Юрьевна
Проект «Развитие памяти, внимания, логического мышления средствами музейной педагогики»

Проект кружка дополнительного образования по математике "Знайка"

Название проекта: «Мини-музей математики».

Автор проекта: Каландарова Елена Юрьевна, воспитатель, высшей

квалификационной категории

Место выполнения работы: МБДОУ детский сад №30 г. Ельца «Ромашка».

Тип проекта: исследовательско – творческий.

Продолжительность проекта: с сентября по май (учебный год)

Участники проекта: дети подготовительной группы (6-8 лет, воспитатели, родители.

Публикация «Проект „Развитие памяти, внимания, логического мышления средствами музейной педагогики“» размещена в разделах

Проблема, решаемая при реализации проекта: создание условий, сред и ситуаций, содействующих развитию логико – математических способностей у дошкольников через нетрадиционные приемы и методы работы, создание экспонатов для мини-музея математики.

Цель проекта:создать условий для логико-математического развития дошкольников посредством музейной педагогики; повысить интерес к созданию мини-музея математики.

Задачи проекта: развивать внимание, память, логическое мышление, знакомить дошкольников с великими математиками разных времен, создавать экспонаты для мини-музея собственными силами и с помощью родителей, воспитывать патриотические чувства дошкольников; развивать мотивацию к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;формировать и развивать простейшие логические структуры мышления и математические представления;развивать стремление к творческому процессу познания.

Методы и формы работы:

- словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);

- наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);

- практический (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.);

- иллюстративно-объяснительный;

- проблемный;

- эвристический;

- исследовательский;

- индуктивный (от частного к общему);

- дедуктивный (от общего к частному).

- работа под руководством педагога,

- самостоятельная работа детей;

- виртуальные экскурсии.

Актуальность проекта: И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. В этом нам помогает дополнительные занятия кружка естественнонаучного направления «Знайка».Задача нашего проекта развивать детей играя, мотивируя получать необходимые знания и полученные навыки применять для создания экспонатов мини- музея математики. Каждый ребенок, усвоив тему, подводит итог, активно участвуя в пополнении коллекции мини-музея. Этот вариант представляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для образовательной деятельности.

Роль воспитателя в этом процессе – поддерживать интересы детей. Учение должно быть радостным, интересным, наполненным увлекательными заданиями и презентациями, интерактивными играми, что способствует стойкому интересу детей к математическому развитию и познанию.

Таким образом, актуальность данного вопроса и натолкнула на мысль создать проект «Мини-музей математики».

Ожидаемые результаты: создание условий для логико-математического развития дошкольников посредством музейной педагогики; повышение интереса к созданию мини-музея математики; развитие внимания, памяти, логического мышления, знакомство дошкольников с великими математиками разных времен, создание экспонатов для мини-музея собственными силами и с помощью родителей, воспитание патриотических чувств дошкольников; развитие мотивации к решению познавательных, творческих задач; формирование и развитие простейших логических структур мышления и математических представлений; развитие стремления к творческому процессу познания.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный

- постановка цели и задач проекта;

- подбор литературы и интернет ресурсов;

- составление плана проекта;

- анкетирование родителей по теме «Роль музея в патриотическом воспитании ребенка»;

- мониторинг знаний детей по патриотическому воспитанию;

- планирование занятий кружка «Знайка» по реализации проекта;

- создание условий для реализации проекта;

- привлечение родителей для сбора и создания экспонатов для мини-музея математики;

- подготовка наглядных материалов, создание интерактивных игр, презентаций.

2 этап - основной

Перспективный план реализации проекта

Сентябрь

1. Познакомить детей с работой кружка, рассказать о проекте «Мини-музей математики». Просмотр презентации «Великие математики».

Проверить уровень подготовленности детей.

Итог: Подготовить детей к созданию мини-музея математики.

2. Познакомить детей с великим математиком Леонардо Пизанским (ввёл в европейскую математику привычные нам арабские цифры, а также не менее привычную десятичную систему исчисления). Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10 и обратно. Продолжать учить детей работать с интерактивной доской. Закреплять умение работать с прописями.

Итог: Портрет Леонардо Пизанского. Раздаточный материал «Цифры от 0 до 10»

3. Познакомить детей с компасом В. Н. Андрианова. Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», составлять простейшие схемы самостоятельно и с помощью воспитателя. Презентация «История создания компаса».

Итог: Портрет В. Н. Андрианова. Пополнить музей компасом.

Октябрь

1. Познакомить детей с работой Джорджа Кюизенера. Просмотр презентации «Палочки Кюизенера». Закреплять умение считать и играть с помощью набора "Палочки Кюизенера", работать в прописях и тетрадях. Познакомить детей с многозначными числами. Учить считать в пределах от 0 до 20. Продолжать учить решению примеров со знаками + и -.

Итог: Портрет Джорджа Кюизенера. Наборы «Палочки Кюизенера».

2. Познакомить детей с математиком Томасом Гарриотом (впервые ввел знаки «Больше» и «Меньше»).Продолжать знакомить со знаками сравнения <,>, =. Продолжать знакомить детей с многозначными числами. Учить счету десятками до 30. Упражнять в составлении числа из 2-х меньших. Закрепить умения сравнивать разные группы предметов. Упражнять в заполнении "числовых домиков". Продолжать учить детей работать в прописях и тетрадях.

Итог: Портрет Томаса Гарриота. Раздаточный материал «Знаки сравнения»

3. Презентация «История чисел». Продолжать знакомить детей с многозначными числами. Учить счету десятками до 40. Учить решать арифметические задачи с многозначными числами, устанавливать равенства между двумя группами предметов, закреплять умение считать и ставить знаки <, >, =. Закреплять умение аккуратно работать в прописях и тетрадях.

Итог:Набор римских цифр.

4. Презентация «Математические знаки». Продолжать знакомить детей с многозначными числами. Учить счету десятками до 50. Развивать умение считать и называть числа на единицу и две единицы больше и меньше заданного числа. Закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание, счет и игры с помощью набора "Палочки Кюизенера". Продолжать работать в тетради и прописи.

Итог: Наборы математических знаков.

Ноябрь

1. Презентация «Многозначные числа». Учить счету десятками до 70. Продолжать знакомить детей с многозначными числами. Повторить порядковый счет от 0 до 20. Упражнять в сложении многозначных чисел из 2-х меньших. Закреплять умение решать примеры с многозначными числами, умение работать с интерактивной доской.

Итог: Наборы чисел от 10 до 100.

2. Презентация «Папирус Ахмеса» (первым записал и решил примеры и задачи». Упражнять в составлении и решении задач на сложение и вычитание с многозначными и однозначными числами. Закреплять умение работать в тетради и с интерактивной доской.

Итог:Портрет Ахмеса.

3. Упражнять в решении примеров с многозначными числами, сравнении чисел, постановке знаков <, >, =. Закреплять умения составлять число из двух меньших, числовые домики. Учить счету десятками до 100.

Итог: Пополнить музей плакатом «Числовые домики»

4. Просмотр презентации «Математика – царица наук». Закрепление счета десятками до 100, умение решать задачи и примеры с многозначными числами, сравнение чисел с помощью знаков <, >, =. Повторение изученного материала.

Итог: Набор карточек с задачами.

Декабрь

1. Презентация «Создание игры Пентамимо». Продолжать учить соотнесению формы предмета с геометрической фигурой, называть признаки и свойства фигур. Упражнять в работе в тетради в клетку. Познакомить детей с игрой "Пентамимо".Развивать логическое мышление и внимание. Закреплять умение работать с интерактивной доской.

Итог:Наборы игры «Пентамимо»

2. Презентация «Игра «Колумбово яйцо». Познакомить детей с игрой "Колумбово яйцо". Продолжать учить нахождению предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры. Развивать внимание, память, логическое мышление. Закреплять знаний о геометрических фигурах, уточнение свойств и признаков геометрических фигур, умение работать в прописи и тетради.

Итог: Наборы игр «Колумбово яйцо», схемы.

3. Презентация «Геометрические фигуры». Упражнять детей в дорисовывании и придумывании геометрических фигур, выкладывании геометрических фигур из подручного материала и лепка из пластилина. Развивать воображение и мелкую моторики рук. Закреплять умение работать в тетради в клетку и прописи, работу с интерактивной доской.

Итог: Портрет Евклида.

4. Презентация «Танграмм». Познакомить детей с геометрическими фигурами куб, пирамида, цилиндр, шар. Показать особенности и этих фигур. Упражнять в изображении данных фигур. Познакомить детей с игрой "Танграмм". Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук. Закреплять умение работать в тетради в клетку, прописи, с интерактивной доской.

Итог: Наборы игры «Танграмм», схемы.

Январь

1. Презентация «Лист Мебиуса». Познакомить детей со свойствами геометрических фигур полученных в результате их деформации (опыты с кольцом и листом Мебиуса). Учить сравнивать, зарисовывать видоизменение фигур, моделировать фигуры из частей и палочек. Упражнять в моделировании геометрических фигур из бумаги и картона. Развивать логическое мышление, воображение, мелкую моторику рук. Закрепить счет десятками.

Итог: Портрет Мёбиуса. Лист Мебиуса.

2. Презентация «Работа Золтана Дьенеша». Познакомить детей с "Блоками Дьенеша". Упражнять детей в работе с тетрадями в клетку и прописями, в работе со счетными палочками. Продолжать закреплять названий геометрических фигур, их свойства и изображения. Развивать логическое мышление, память. Закреплять умение детей самостоятельно работать с интерактивной доской.

Итог:Портрет Золтана Дьенеша игра «Блоки Дьенеша», схемы.

3. Учить детей изображению предметов из заданных фигур, созданию символических предметов из фигур. Упражнять детей в работе с "Блоками Дьенеша". Развивать внимание, мышление, воображение, учить анализировать и обобщать знания для при создания новых геометрических фигур. Закреплять умение изображать фигуры на листе бумаги и из подручных средств, игры "Танграмм", "Пентамимо", "Колумбово яйцо.

Итог: Игра «Блоки Дьенеша», схемы.

Февраль

1. Презентация «История создания календаря». Уточнить знания детей однях недели и месяцах. Упражнять детей в работе с часами, учить определять время по часам. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук. Повторить счет от 1 до 20. Закреплять умение работать в тетради и прописи, работать с интерактивной доской.

Итог: Календари: настенный, отрывной, карманный.

2. Презентация «Веселые лабиринты». Познакомить детей с различными видами лабиринтов, научить работать с ними. Упражнять и развивать мелкую моторику рук, соединения рисунки по точкам. Повторить счет в пределах 20. Закрепление умений ориентироваться на листе в клетку, работать с прописью, тетрадью, интерактивной доской.

Итог: Игры –лабиринты.

3. Интерактивная игра «Что и где находится?». Учить детей составлять схемы и карты, ориентироваться по ним. Упражнять в поиске пропавших предметов в пределах заданной комнаты. Развивать внимание и логическое мышление через игры-лабиринты. Закреплять понятия лево -право, впереди-сзади, вверх-вниз, между, над, под, умение работать самостоятельно в прописи.

Итог: Набор карты и схемы.

4. Учить детей ориентировке на листе бумаги. Упражнять в составлении простых схем и карт для игр и поиска кладов, соединении рисунков по точкам.

Развивать внимание, логическое мышление, память и мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с интерактивной доской, прописью и тетрадью.

Итог: Игра «пиратский клад».

Март

1. Презентация «Графические диктанты». Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, дорисовывать недостающие элементы рисунков, симметричные элементы. Закреплять умение работать в прописях и тетради в клетку, счета десятками до 100.

Итог: Коллекция графических диктантов разной сложности.

2. Презентация «Цветные примеры». Учить рисовать по точкам и клеточкам. Упражнять в выполнении графического диктанта, решение примеров и закрашивании ответов нужным цветом. Продолжать развивать мелкую моторику рук, внимание и логическое мышление при работе в тетради и прописи. Закреплять умение аккуратно выполнять математические и графические диктанты.

Итог: Коллекция графических диктантов разной сложности, «Цветные примеры»

3. Презентация «Лабиринты в жизни и науке». Упражнять в работе на листах в клетку и прописях. Повторять знания о днях недели, части суток и месяцах в году, продолжить игры с лабиринтами и графические диктанты. Закреплять умение и навыки работы в тетради и с интерактивной доской, прописью и тетрадью.

Итог: Пополнить коллекцию интерактивными лабиринтами на диске.

Апрель

1. Презентация «Веселые задачи». Познакомить детей с задачами с лишними и неполными данными, задачами-загадками, задачами-шутками. Научить решать такие задачи, выбирая необходимую для решения информацию. Показать различия между простыми арифметическими задачами и задачами с лишними данными. Развивать внимание и логическое мышление. Закрепить умение решать задачи, работать с прописями и интерактивной доской.

Итог: Коллекция задач-загадок.

2. Презентация «Кто придумал ребусы?» Познакомить детей с ребусами разных видов. Упражнять в разгадывании и составлении ребусов с буквами и цифрами. Развивать внимание и логическое мышление у детей. Закреплять умение слушать и делать выводы, работать с интерактивной доской, прописью, тетрадью.

Итог: Коллекция ребусов, интерактивные ребусы.

3. Презентация «Игры в шашки и шахматы». Познакомить детей с игрой в шашки, шахматы. Упражнять в разгадывании ребусов и лабиринтов. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук. Закреплять умение работать в прописи и с интерактивной доской, счет десятками.

Итог: Пополнить музей наборами шашек и шахмат.

4. Познакомить детей с ученым Эрне Рубиком. Презентация «Кубик-рубик».

Продолжать учить детей составлению и решению математических задач. Упражнять в выполнении математических и графических диктантов. Познакомить детей с графическим решением задач. Упражнять детей в составлении задач самостоятельно. Закреплять умение аккуратно работать в тетради и прописи, игры "Пентамимо", "Монгольская игра", "Веселые лабиринты", "Танграмм".

Итог: Пополнить музей кубиком –рубиком и змейкой.

Май

1. Презентация «Старинные меры». Познакомить детей с мерами в старину. Упражнять в счете до 20, решении и составлении задач. Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление.

Повторить знания о геометрических фигурах, изображение их на листе бумаги. Закреплять умение работать в тетради и прописях.

Итог: Коллекция «Старинные меры» (аршин, дюйм, локоть и т. д.)

2. Презентация «Все можно измерить». Познакомить детей с разными измерительными приборами. Закреплять умение разгадывать головоломки и ребусы, анализировать поставленные задачи, работать с интерактивной доской и тетрадью, счет десятками.

Итог: Пополнить коллекцию измерительными приборами (линейка, метр, рулетка, тонометр и т. д.).

3. Презентация «Все можно взвесить». Познакомить детей с разными способами и приборами для взвешивания. Упражнять и графических диктантов, в сравнении чисел с помощью знаков <, >, =. Развивать внимание, память, логическое мышление. Закреплять умения логически мыслить и находить решения заданий, работать с пропись, тетрадью и интерактивной доской.

Итог: Пополнить коллекцию весами (напольные и для продуктов, кантор, мерный стакан.

4. Учить детей самостоятельно анализировать задания, находить решения и объяснять способы достижения цели. Упражнять в решении примеров и задач, ребусов, головоломок. Закреплять умение самостоятельно работать с карточками, блоками Дьенеша, прописями и тетрадями.

Итог: Выставка мини-музея математики.

3 этап – заключительный

- создание мини-музея по математике и проведение экскурсии для родителей и детей.

Оценка результатов:

- повторный мониторинг детей;

- повторное анкетирование родителей;

- подведение итогов проекта;

- соотнесение ожидаемых и реальных результатов

Информационно – методические условия реализации проекта

Для детей:

1. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет Е. В. Колесникова, 2012г.

2. "365=5 Веселых ребусов", развивающие задания для подготовки к школе. Ростов-на -Дону: Феликс, 2018

3. Екжанова Е. А. "Логические игры: для детей 6-7 лет. М. : Просвещение, 2017 (школа развития).

4. Алексей Данилов "Мозголомки и ребусы для юного гения", Москва: Клевер-Медиа-групп, 2017

5. Алексей Данилов "Головоломки и ребусы для юного эрудита", Москва: Клевер-Медиа-групп, 2017

6. Колесникова Е. В. "математические прописи для детей 5-7 лет".- М. : ТЦ Сфера, 2013 (математические ступеньки).

7. Колесникова Е. В. "Я считаю до двадцати".Математика для детей 6-7 лет, -М. : ТЦ Сфера, 2013

Для педагога:

1. Наталья Арапова-Пискарева "Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации".

2. Аромштам М. С., Баранова О. В. А84 Пространственная геометрия для малышей. Приключения Ластика и Скрепочки. Развивающие занятия. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

3. Образцова Т. Н. "Логические игры для детей".

4. Комарова Л. Д. "Как работать с палочками Кюизенера?". Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет/ Л. Д. Комарова М. : Издательство Гном, 2017

5. Захарова Н. И. "Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 6-7 лет -СПб. : ООО "Издательство"Детство-пресс", 2017

6. Е. В. Колесникова. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников, 2015г

7. Гуральник, Ю. У. Музейная педагогика и музейная социология : сотрудничество наук, от которого выигрывает посетитель / Ю. У. Гуральник // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 21-29

8. Долгих, Е. В. Проект «Музейная педагогика» - пространство гражданского становления / Е. В. Долгих, Н. И. Проскурякова, Т. Н. Феодосова // Директор школы. – 2008. - № 2. – С. 82-85.

9. Макарова, Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей – детский : Детский музей как способ организации образовательной среды / Н. П. Макарова, Т. А. Чичканова // Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 133-140

10. Родина, Т. А. Алгоритмы музейной педагогики / Татьяна Родина // Лицейское и гимназическое образование. – 2010. - № 1. – С. 16-19.

Первые шаги в создании мини-музея математики (сентябрь-ноябрь)

Проект «Развитие памяти, внимания, логического мышления средствами музейной педагогики»
Фото «Развитие памяти, внимания, логического мышления средствами музейной педагогики»
Проект - фото
Фото №1 Проект кружка дополнительного образования по математике Знайка Название проекта Мини музей математики
Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний»Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний» Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску.

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Методическое пособие на развитие мелкой моторики и логического мышления «Разноцветные Осьминожки»Методическое пособие на развитие мелкой моторики и логического мышления «Разноцветные Осьминожки» Игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления ««Разноцветные Осьминожки» Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют.

«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы Цель работы – развивать логическое мышление у детей подготовительной группы в процессе решения занимательных задач. Задачи : Обучающие:.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Занятие для детей младшей группы «Забывчивый художник» на развитие логического мышления Занятие для детей младшей группы "Забывчивый художник" на развитие логического мышления. Цель: Развитие логического и ассоциативного мышления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие памяти, внимания, логического мышления средствами музейной педагогики»
Опубликовано: 11 декабря 2020 в 08:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД