Любовь Ковалёва
Тема: «Развитие психологической готовности к обучению в школе детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Слайд №1 титульник
«Развитие психологической готовности к обучению в школе детей дошкольного возраста»
Слайд №2 самостоятельность, уравновешенность, активность креативность и д. т.
Современное общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, думающего человека. В наше время подавляющее большинство детей в возрасте шести – семи лет становятся школьниками.
Публикация «Тема: „Развитие психологической готовности к обучению в школе детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Вопрос о том, как формировать предпосылки к школьной деятельности у детей дошкольного возраста, не является новым, но вместе с тем не теряет своей актуальности и в наши дни.
Слайд №3 психолого – педагогические подходы
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого – педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. Проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение и от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.
Слайд №4 переход от дошкольной жизни к школьной
Поступающие в школу дети, достигнувшие семилетнего возраста, психологически не готовы к школьному обучению.
Слайд №5 скоро в школу
Применяемые методы диагностики психологической готовности должны показать развитие ребенка во всех сферах.
Результаты тестирования могут помочь вовремя заметить нарушения в психическом развитии дошкольника и правильно составить коррекционную программу.
На сегодняшний день общепризнано, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Подготовка детей к школе была и остается одной из главных целей общественного дошкольного воспитания.
Слайд №6 актуальность
Актуальность этой проблемы определила тему дипломной работы «Развитие психологической готовности к обучению в школе детей дошкольного возраста»
Целью данной работы является: изучение проблемы психологической готовности детей к школьному обучению.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психологическая готовность ребенка к обучению в школе;
дать определение психологической готовности к школе и раскрыть ее компоненты;
изучить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
подобрать и организовать диагностику программного направления на исследование психологических компонентов : восприятия, внимание, тревожность;
провести эмпирические исследование психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе;
сделать сравнительный анализ результатов исследования представить выводы по данной проблеме.
Слайд №7 объект, гипотеза, предмет
Практическая значимость работы заключается в том, чтобы разработать психолого – педагогические рекомендации по подготовке детей к школе.
Объектом исследования является: психологическая готовность ребенка к школе.
Гипотеза: психологическая готовность детей к школьному обучению диагностируется как образование взаимодействующих компонентов восприятия, внимание, тревожность.
Предмет: диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Слайд №8 Глава 1. Аспектов психологической готовности к обучению в школе.
Первая глава – теоретический анализ посвящен изучению Аспектов психологической готовности к обучению в школе. Теоретико – методологической базой выступают идеи и научные положения гуманистической психологии и педагогики, теории личностно ориентированного образования, возрастной психологии и педагогики, отраженные в работах таких ученых как: Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Е. Е. Кравцова и других.
Анализируя исследования отечественных психологов можно сделать вывод, выявленные ими компоненты психологической готовности ребенка к школе, а именно интеллектуальной готовности, личностной, социально-психологической и эмоционально – волевой готовности, являются необходимыми для перехода к обучению ребенка в школе.
Вывод: на сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Слайд №9 Психологическая подготовка детей к обучению в школе состоит
формирования предпосылок волевых и психологических качеств : наблюдать, слушать, добиваться решения поставленной задачи, владение элементами организованного поведения;
овладение специальными знаниями: об окружающем мире, математические знания в соответствии с возрастом развитие речи;
развитие умственной деятельности: познание, любознательность, логическое мышление, умение анализировать, обобщать.
Слайд №10 Глава 2. Опытно – экспериментальные исследования проблемы готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе
Вторая глава – Опытно – экспериментальные исследования проблемы готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе.
Состоит из этапов:
– экспериментальный
– формирующий
– контрольный
и психолого – педагогические рекомендации по подготовке 6-летних детей к школе.
Слайд №11. МБДОУ «Центр Развития Ребенка – детский сад №182» города Воронежа
1. Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр Развития Ребенка – детский сад №182» города Воронежа. В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет. Цель исследования: выявить уровень психологической готовности к школьному обучению у дошкольников.
Слайд №12 методики.
Исследование включало проведение следующих методик:
Методика – тест Б. Бурдона «Корректурная проба» буквы. Цель исследование устойчивости внимания.
Методика – тест «Графический диктант в клеточку» Д. Б. Эльконин. Цель диагностика восприятия, изучение возможностей в области моторной организации пространства, а так же умение слушать взрослого.
Методика – тест тревожности "Выбери нужное лицо" Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Цель выявить характерную для ребенка тревожность, которая имеет отрицательные мотивы в активности ребенка направленные на достижение успехов.
Таким образом, в ходе экспериментального исследования нами были проведены диагностические методики, которые выявили детей с разными уровнями развития психологических компонентов к школьному обучению.
Слайд №13. Гистограмма. Уровень развития экспериментального исследования
Слайд №14 формирующее исследование.
Теоретическое исследование позволило изучить особенности формирования психологической готовности, а также возможность использования игровой деятельности для формирования различных психологических компонентов к школьному обучению.
Исходя из этого, мы разработали комплекс развивающих упражнений и игр, направленных на реализацию этой цели. Основой содержания материала для организации развития психологических компонентов дошкольника через упражнения и игры.
3. Контрольное исследование. С целью: изучения эффективности коррекционной работы по формированию психологических компонентов готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста.
Занятия проводились 2 раза в неделю по 30 минут.
Используя те же диагностические методики, что и при проведении экспериментальном исследовании.
Слайд №15. Гистограмма. Результаты повторной диагностики
Результаты повторной диагностики показали, что
у 25% про диагностированных дошкольников сформирована мотивационная готовность к школьному обучению в школе – высокий уровень развития – развивать и закреплять психологические компоненты;
у 50% мотивация к школьному обучению практически сформирована – средний уровень развития – продолжать формировать психологические компоненты;
25% мотивация к школьному обучению не сформирована – низкий уровень развития – необходимо помочь развить психологические компоненты к школьному обучению.
Таким образом, мы наблюдаем положительную динамику после проведенной коррекционной работы по формированию психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста.
Слайд №16 психолого – педагогические рекомендации
Результат работы заключается в том, чтобы разработать психолого – педагогические рекомендации по подготовке детей к школе.
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложена потребность познания и исследования мира. Ребенку необходимо помочь развить и реализовать свои возможности.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешен, хорошо учился, с радостью ходил в школу и с удовольствием занимался.
Слайд №17 Психологическая готовность к школьному обучению – многокомпонентное новообразование
Психологическая готовность к школьному обучению является многокомпонентным новообразованием. Подготовить ребенка к школе, развить интерес к познанию – важная задача и родителей, как первых и важных его воспитателей, и детского учреждения. Ребенку необходимо создать условия для всестороннего раскрытия интеллектуального и личностного потенциала, при этом учитывая его возрастные и индивидуальные особенности.
Слайд №18. Спасибо за внимание.