Получи документы

Развитие у детей раннего возраста самостоятельности через формирование культурно-гигиенических навыков

Юлия Белоносова
Развитие у детей раннего возраста самостоятельности через формирование культурно-гигиенических навыков

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 53»

Проект.

Тема: «Развитие у детей раннего возраста самостоятельности через формирование культурно – гигиенических навыков»

Составитель:

Воспитатель:

Белоносова Юлия Валерьевна

Первая квалификационная категория

г. Каменск – Уральский

2018

I. Актуальность.

Публикация «Развитие у детей раннего возраста самостоятельности через формирование культурно-гигиенических навыков» размещена в разделах

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты. Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7-8 процентов зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 процентов зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного, их практически нет. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья, число здоровых дошкольников за пару десятилетий уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 процентов от числа детей, поступающих в школу. Не следует также забывать, что именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша «вхождения» его в мир взрослых.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 3038 4) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Отдельной образовательной областью в ФГОС ДО выделена область «Физическое развитие», которое включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает в себя не только отсутствие заболеваний, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.

«Здоровье детей — богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. «Здоровье – более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия» — именно такое определение выдвинула Всемирная организация здравоохранения. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте. Именно, поэтому, мы решили углубленно работать над темой «Развитие у детей раннего возраста самостоятельности через формирование культурно – гигиенических навыков». В этом же направлении мы решаем не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей физического и психического.

Проблема.

Несоответствие между желаниями родителей в воспитании культурно – гигиенических навыков у ребенка и низкой компетентности в выборе средств и методов по данной проблеме.

Цель проекта. Развитие у детей раннего возраста самостоятельности через формирование культурно – гигиенических навыков.

Задачи.

1. Учить детей с помощью взрослого мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем.

2. Учить детей с помощью взрослого есть ложкой разнообразную пищу, пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослых (как умеют, задвигать стул.

3. Формировать у детей привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться расческой, носовым платком.

4. Формировать у детей с помощью взрослого потребность в соблюдение опрятности в повседневной жизни, приводить в порядок одежду, прическу, аккуратно и в определенной последовательности складывать одежду, ставить на место обувь.

5. Закреплять навыки поведения, соответствующие нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать в группе, не шуметь в спальне; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы.

6. Поддерживать стремление детей к самостоятельности.

7. Привлекать родителей к формированию у детей культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания в домашних условиях.

II. Доминирующий метод: игровой, практико – ориентированный.

III. По характеру содержания: ребенок.

IV. По характеру участия в проекте: заказчик, исполнитель, участник.

V. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы (группа раннего возраста, внутри ДОУ.

VI. По количеству участников: групповой, фронтальный.

VII. По продолжительности: долгосрочный.

VIII. Планируемый результат:

1. Дети умеют самостоятельно мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем.

2. Дети умеют самостоятельно есть ложкой разнообразную пищу, пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослых (как умеют, задвигать стул.

3. Дети умеют следить за своим внешним видом, умеют правильно пользоваться расческой, носовым платком.

4. У детей сформирована потребность в соблюдение опрятности в повседневной жизни, приводят в порядок одежду, прическу, аккуратно и в определенной последовательности складывают одежду, ставят на место обувь.

5. Дети умеют садиться за стол с чистыми руками, правильно ведут себя за столом; спокойно разговаривают в группе, не шумят в спальне; слушают взрослого, выполняют его указания, откликаются на его просьбы.

6. У детей сформировано стремление к самостоятельности.

7. Родители формируют у детей культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания в домашних условиях.

IX. Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап.

Мероприятия Задачи Срок реализации

1. Подбор методической литературы. Методическое и информационное обеспечение проекта. Сентябрь

I неделя

2. Подбор наглядного и дидактического материала, художественной литературы. Планирование предстоящей работы по проекту. Сентябрь

II неделя

3. Предварительная работа с детьми и родителями (законными

представителями).

Ознакомить родителей (законных представителей) с проектом. Сентябрь

III неделя

II. Основной этап.

Мероприятия Задачи Срок реализации

1. Чтение потешки при умывании «Кран откройся!». Учить детей с помощью взрослого мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем. Сентябрь

II неделя

2. Чтение потешки при кормлении «Умница, Катенька…». Учить детей с помощью взрослого есть ложкой разнообразную пищу, пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослых (как умеют, задвигать стул. Сентябрь

II неделя

3. Чтение потешки при одевании «На мою малышку наденем мы штанишки…». Учить детей с помощью взрослого снимать и надевать брюки. Сентябрь

III неделя

4. Игровая ситуация «Чаепитие». Дать элементарное представление детям о чайной посуде (чайник, сахарница, чашка, кружка, ложка). Показать и назвать действия, которые в последствии дети смогут перенести в игровую ситуацию. Октябрь

I неделя

5. Анкета для родителей «Культурно-гигиенические навыки Вашего ребенка» Выявление уровня сформированности культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста. Октябрь

II неделя

6. Игровая ситуация «Накроем стол к обеду».

Познакомить детей с названиями предметов столовой посуды. Активизировать речь детей. Воспитывать у детей культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Октябрь

III неделя

7. Игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку». Формировать у детей навык последовательных действий одевания на прогулку. Закрепить представления детей об одежде, назначении вещей. Воспитывать у детей аккуратность, бережное отношение к одежде. Октябрь

IV неделя

8. Чтение потешки при одевании «Хоть устали одеваться…». Учить детей с помощью взрослого снимать и надевать шапку. Ноябрь

I неделя

9. Игровая ситуация «Катя проснулась». Помочь детям вспомнить последовательность процесса одевания. Закрепить у детей названия предметов одежды. Воспитывать у детей заботливое отношение к кукле – партнеру по игре. Ноябрь

II неделя

10. Стендовая информация : «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста». Привлекать родителей к формированию у детей культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания в домашних условиях.

Ноябрь

III неделя

11. Игровая ситуация «Купание куклы Кати». Учить детей доброму отношению к кукле. Активизировать в речи детей названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, полотенце, мыльница, намыливать, смывать, вытирать, горячая, холодная, теплая вода. Ноябрь

IV неделя

12. Родительское собрание. Тема: «Развитие у детей раннего возраста самостоятельности через формирование культурно – гигиенических навыков»

Способствовать развитию понимания у родителей ценности в развитии самостоятельности у детей раннего возраста через формирование культурно – гигиенических навыков. Привлекать родителей к формированию у детей культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания в домашних условиях.

Декабрь

II неделя

13. Чтение потешки при кормлении «На моей тарелочке». Учить детей с помощью взрослого есть ложкой разнообразную пищу, пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослых (как умеют, задвигать стул. Декабрь

III неделя

14. Беседа: Дружи с водой». Дать элементарное представление детям о предметах личной гигиены (мыло, мыльница, полотенце). Декабрь

IV неделя

15. Игровая ситуация «Катя проснулась». Помочь детям вспомнить последовательность процесса одевания. Закрепить у детей названия предметов одежды. Воспитывать у детей заботливое отношение к кукле – партнеру по игре. Январь

III неделя

16. Памятка для родителей «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста». Повысить уровень компетентности у родителей в вопросах формирования культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста. Январь

IV неделя

17. Беседа: «Приятного аппетита». Закреплять у детей навыки поведения, соответствующие нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом. Февраль

I неделя

18. Панно «Варежки – перчатки». Формировать у детей с помощью взрослого навык самообслуживания (умение надевать на руки варежки, перчатки). Развивать у детей мелкую моторику рук. Обогащать у детей сенсорный опыт.

Февраль

II неделя

19. Консультация для родителей: Тема: «Развитие у детей раннего возраста самостоятельности через формирование культурно – гигиенических навыков». Продолжать повышать уровень компетентности у родителей в вопросах формирования культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста. Февраль

III неделя

20. Игровая ситуация «Научим куклу Катю раздеваться». Помочь детям запомнить последовательность раздевания. Учить детей аккуратно вешать и складывать одежду. Февраль

IV неделя

21. Чтение потешки при одевании «Если хочешь прогуляться…». Учить детей с помощью взрослого одеваться в определенной последовательности. Март

I неделя

22. Чтение потешки при умывании «Водичка, водичка…». Учить детей с помощью взрослого мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем. Март

I неделя

23. Чтение потешки при кормлении «Это ложка, это чашка…». Учить детей с помощью взрослого есть ложкой разнообразную пищу, пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослых (как умеют, задвигать стул. Март

I неделя

24. Панно «Кармашки». Формировать у детей культурно – гигиенические навыки (умение доставать платочек из кармана и убирать его). Развивать у детей мелкую моторику рук. Обогащать у детей сенсорный опыт. Март

II неделя

21. Чтение потешки при одевании «Раз, два, три, четыре, пять…». Учить детей с помощью взрослого одеваться в определенной последовательности. Март

III неделя

26. Чтение потешки при кормлении «Пришел кисель». Учить детей с помощью взрослого есть ложкой разнообразную пищу, пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослых (как умеют, задвигать стул. Март

III неделя

27. Чтение потешки при умывании «Знаем, знаем, да, да, да, где ты спряталась вода…». Учить детей с помощью взрослого мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем. Март

III неделя

26. Стажерская площадка. Тема:

«Развитие у детей раннего возраста самостоятельности через формирование культурно – гигиенических навыков»

Развитие у детей раннего возраста самостоятельности через формирование культурно – гигиенических навыков»

Март

IV неделя

29. Игровая ситуация «Накроем стол к обеду».

Продолжать знакомить детей с названиями предметов столовой посуды. Активизировать речь детей. Воспитывать у детей культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Апрель

I неделя

30. Игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку». Продолжать формировать у детей навык последовательных действий одевания на прогулку. Закрепить представления детей об одежде, назначении вещей. Воспитывать у детей аккуратность, бережное отношение к одежде. Апрель

II неделя

31. Игровая ситуация «Катя проснулась». Помочь детям вспомнить последовательность процесса одевания. Закрепить у детей названия предметов одежды. Воспитывать у детей заботливое отношение к кукле – партнеру по игре. Апрель

III неделя

32. Игровая ситуация «Научим куклу Катю раздеваться». Помочь детям запомнить последовательность раздевания. Учить детей аккуратно вешать и складывать одежду. Апрель

IV неделя

33. Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая». Учить детей внимательно слушать воспитателя. Развивать внимание, память.

Май

I неделя

28. Игровая ситуация «Чаепитие». Продолжать знакомить детей с предметами чайной посуды (чайник, сахарница, чашка, кружка, ложка). Показать и назвать действия, которые в последствии дети смогут перенести в игровую ситуацию. Май

II неделя

II. Заключительный этап.

Мероприятия Задачи Срок реализации

1. Оформление фотокаллажа «Чистюля».

Закреплять у детей навыки поведения, соответствующие нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать в группе, не шуметь в спальне; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы.

Май

III-IVнедели

Список используемых источников.

1. Белкина Л. В.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ :

Практическое пособие / Авт. – сост. Белкина Л. В. – Воронеж «Учитель», 2004.

2. Галигузова Н. Л., Голубева Г. Л., Гризик Т. И. и др.

Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет : метод. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / (Галигузова Н. Л., Голубева Г. Л., Гризик Т. И. и др.). – М. : Просвещение, 2007.

3. Зайцев Г. Уроки мойдодыра. Под редакцией доктора медицинских наук, профессора В. В. Колбанова. Санкт – Петербург. Издательство «Акцидент» - 1994.

4. Метенова Н. М. Родителям о детях. Методические рекомендации. – Ярославль, Издательско – полиграфический комплекс «Индиго». – 2018г.

5. https://ds-8berezka.edusite.ru/p138aa1.html.

6.https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/10/22/konsultatsiya-dlya-roditeley-na-temu-vospitanie.

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно- гигиенических навыков. В каждой возрастной группе.

Развитие самостоятельности у младших дошкольников в процессе формирования культурно-гигиенических навыков «Развитие самостоятельности у младших дошкольников в процессе формирования культурно-гигиенических навыков» Детская самостоятельность в.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста Трудно найти родителей, которые бы не заботились о здоровье своих детей. Однако нередко можно услышать и такие рассуждения: не вымыл ребенок.

Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста играет важнейшую роль для их здоровья. С первых дней жизни при формировании.

Презентация «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» .

Проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» 1. Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста» 2 Актуальность Режимные моменты (кормление, укладывание на сон,.

Родительское собрание «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» Цели: формирование у детей и родителей культуры здоровья. Задачи: Формирование у родителей представления о воспитании культурно- гигиенических.

Родительское собрание «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Время проведения: январь Форма проведения: встреча Цель: формировать у детей и родителей культуры здоровья. Задачи: формировать у родителей.

Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста». Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания «Формирование у детей культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания» Добрый вечер! Я очень рада Вас видеть на очередном родительском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у детей раннего возраста самостоятельности через формирование культурно-гигиенических навыков
Опубликовано: 10 марта 2019 в 15:51
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД