Ирина Сафарова
Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования
Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.
Объект исследования – процесс развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр» размещена в разделах
Предмет исследования –подвижная игра как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования–теоретическое обоснование и практическое апробирование комплекса подвижных игр, направленных на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1)Рассмотреть особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста;
2)показать значение подвижной игры в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста;
3)подобрать и апробировать комплекс подвижных игр по формированию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста;
4)составить рекомендации по развитию внимания у старших дошкольников посредством подвижных игр.
Гипотеза исследования:
если систематически использовать подвижные игры, то это будет способствовать развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста и повышению их познавательной активности, что в дальнейшем положительно скажется на их учебной деятельности.
Методы исследования:
-теоретические методы - анализ, синтез и обобщения опыта практики.
-эмпирические методы–беседа, эксперимент, наблюдение; диагностические тесты.
Теоретико-методологическая база исследования:
о развивающем значении игры говорится в исследованиях А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой,Д. Б. Эльконина, Л. В. Артемовой, Н. Я. Михайленко и др. ; принципы отечественной психологии: единство сознания и деятельности, развитие личности в деятельности в трудах П. Я. Гальперина, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и др.
Практическая значимость исследования:
изучение внимания и его особенностей необходимо для ориентации в специфике становления психических процессов в дошкольном возрасте и позволит поставить перед педагогами конкретные задачи по развитию старших дошкольников. Данная работа может быть использована в работе воспитателей ДОО, студентов педагогических колледжей.
Внимание-направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других (Н. Ф. Добрынин )
Экспериментальная база исследования: МАДОУ д/c №39 г. Тюмени, старшая группа"Радуга" в количестве 25 детей в возрасте 5- 6 лет, из них 10 мальчиков и 15 девочек.
Цель констатирующего этапа эксперимента- выявление уровня развития внимания детей старшего дошкольного возраста
Методики исследования:тест "Найди и вычеркни"для определения продуктивности и устойчивости внимания
Методики исследования:Методика"Изучение произвольного переключения внимания"