МААМ-картинки

Развивающие игры Б. П. Никитина, направленные на познавательное развитие дошкольников

Наталья Сухотина
Развивающие игры Б. П. Никитина, направленные на познавательное развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Развивающие игры Б. П. Никитина, направленные на познавательное развитие дошкольников»

Цель: ознакомление родителей с развивающими играми Б. П. Никитина, методике их проведения, использованию игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста.

Публикация «Развивающие игры Б, П, Никитина, направленные на познавательное развитие дошкольников» размещена в разделах

Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Очень важно чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако педагоги и родители часто сталкиваются с такой проблемой, когда уже впервые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно–логического мышления.

Словесно–логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму.

Так, в своей деятельности я пришла к нескольким играм, с которыми я буду заниматься с детьми во время кружковой деятельности. Сейчас я ознакомлю Вас с ними и подскажу, как можно в домашних условиях с ними играть и как они Вам пригодятся в начальной школе.

С играми Никитиных знаком, наверное, каждый педагог. Эти уникальные игры создали почти полвека назад замечательные российские педагоги-практики Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины. Как родитель, я познакомилась с одной из них чуть раньше, благо выбор развивающих игр сейчас достаточно велик и разнообразен. Развивающие игры Никитиных есть в каждом магазине, их вид может трансформироваться, изменяться, сильно отличаться от представленных мною пособий. Играют в них тоже по-разному и не всегда по авторской методике. Это связано с тем что, внуки Бориса Павловича и Лены Алексеевны активно работают над этим продуктом, трансформируют под современных детей, но сохраняют главные эффекты этих игр – любознательность и творческий склад ума, развитие способности создавать новое, решать незнакомые задачи. При этом каждая игра не только развивает разные стороны интеллекта, но и воспитывает самостоятельность, целеустремленность, аккуратность, умение концентрироваться. А еще они хорошо учат выстраивать совместную деятельность взрослого и ребенка, выявляют проблемные зоны во взаимоотношениях и помогают их решить.

Хочу сказать о важном - о цене на подобные игрушки. Не всегда полезно равнозначно дорого. Создать некоторые виды игр Никитина можно легко дома. Вы можете видеть это на примере изготовленных мною игровых наборов. Для создания набора «Сложи узор» в дело пошли акриловые краски и старые кубики, которые обрели тем самым новую жизнь. Для набора «Сложи квадрат» и «Вкусные дроби» так и вовсе были использованы цветные стороны папок скоросшивателей. Таким образом, Вы видите, что игрушки вполне доступны.

И теперь конкретно по играм. Первая игра-помощник от Никитиных.

Сложи узор

Игра «Сложи узор» прекрасно развивает :

• наглядно-действенное мышление;

• мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза;

• цветовое восприятие;

• способности комбинирования;

• зрительную память;

• самоконтроль и самоанализ;

• целеустремленность и усидчивость;

• чувство симметрии;

• воображение.

Как и все развивающие игры, кубики Никитиных «Сложи узор» рассчитаны на совместную игру ребенка и взрослого. Степень вариативности игры с ними высока, их можно подстраивать под себя, под свой уровень и интересы. Каждая игра предоставляет возможность подумать над тем, как ее усовершенствовать. Играя с кубиками, дети учатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа.

В своей работе я использовала кубики для эффективного сенсорного развития детей, формировала элементарные математические представления и развивала познавательную активность детей. Знакомство с игрой традиционно начала с яркого сюрприза или интересной истории.

Первые узоры начинают с выкладывания самых простых схем-заданий. Складываются они из 4 кубиков (уровень младшего дошкольного возраста). Усложнение узоров идет постепенно, но каждую следующую игру мы начинаем, отступив немного назад. Складываем несколько прежних узоров и только потом беремся за новые.

Следующим усложнением становится выкладывание кубиков на схему, а когда дети освоят этот метод, вводится усложнение – им выдаются схемы узоров меньшего размера. Когда и это не становится проблемой, приступаем к самым сложным заданиям, таким как: выкладывание кубиков из цельного рисунка, без разбиения на отдельные кубики, учимся зарисовывать схемы кубиков на листе в клеточку. Раскрашивать узор цветными карандашами, требует намного больше времени, чем складывание его из кубиков, поэтому заданий на срисовывание дается в 2 раза меньше.

Когда игра для детей становится интересной, они сами просят: "Можно поиграть в кубики?" Так кубики начинают выдаваться для самостоятельной игры. Я стараюсь поощрять эту самостоятельность всеми средствами. Играя самостоятельно, ребенок учится контролировать себя, сравнивать свои результаты, оценивать свои силы и возможности - в этом начало самостоятельности мышления, очень важной стороны творческих способностей.

Дроби.

Игра «Вкусные дроби» развивает :

• представление о части и целом, их соотношении;

• понятия «больше, меньше»; «такой же, одинаковый, другой»;

• навыки устного счета;

• понимание операции деления;

• аккуратность, точность движений;

• цветовое восприятие;

• чувство симметрии

• глазомер.

С понятиями «часть» и «целое» малыш встречается намного раньше, чем начинает изучать дроби в школе. Ребенок видит половинку или четвертинку яблока, дольку апельсина, отламывает половину конфеты или печенья, видит, как взрослые разрезают на равные части пиццу, пирог или круглый торт и т. п.

В школе тема «Дроби» считается одной из самых сложных и нелюбимых, а игра в Дроби делает эту тему для детей понятной, наглядной и интересной еще до школы.

Игра состоит из 12 разноцветных кругов. Один круг целый, остальные разрезаны на разное количество одинаковых частей-долей (от 2 до 12).

Я использую эту игры в первую очередь в С. Р. игре. Например «Повара», «Семья», а только потом на занятиях. С каким удовольствием малыши «готовят» красивые «апельсиновые, клубничные тортики», «разрезают» их на маленькие кусочки и угощают своих товарищей. И при этом даже не подозревают, что познают трудную школьную тему «дроби» - последовательно и без всякой путаницы в голове.

Точечки

Игра «Точечки» развивает :

• уверенные навыки устного счета;

• понятия «больше, меньше», «одинаково», «столько же» и т. п. ;

• умение сопоставлять цифры с соответствующим количеством;

• понятия простейших геометрических форм;

• математическое мышление;

• логическое мышление;

• глазомер.

Играя в «Точечки», малышу нужно расположить ряды квадратов, кругов, треугольников в порядке возрастания точек – друг под другом; соответственно разложить и ряд с цифрами. Это основное задание игры, к которому малыш подходит постепенно, через первые, начальные задания.

А так малыш строит «домики», подбирает для них «крыши», присваивает им подходящие номера, сажает рядом «клумбы» с нужным количеством цветов; или цепляет вагончики к поезду в нужном порядке, рассаживает пассажиров по местам, согласно купленным билетам… и при этом успешно обучается счёту!

Я же использую эту игру и в С,Р. игре, например «Магазин», где фишки - это купюры. Например, круги- десятки, квадраты- единицы.

С помощью точек мы составляем примеры, решаем их, придумываем задачи. Но это в рамках индивидуальной работы по ФЭМП.

Сложи квадрат

Игра «Сложи квадрат» наиболее эффективна для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и развивает :

• логическое мышление;

• способность к анализу и синтезу (умение анализировать задачу и находить решение);

• творческие способности (умение решать нестандартные задачи);

• способность визуализировать цель и предвидеть результат;

• глазомер;

• умение достраивать до целого;

• цветовое восприятие;

• умение сосредотачиваться;

• формирует эталон формы квадрата;

дает представление о геометрических формах: четырехугольник, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция, параллелограмм.

Предложить родителям собрать 1, 2, 3 уровни игры «Сложи квадрат», «Сложи узор по схемам».

Уникуб. Универсальный куб.

Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. Раннее развитие пространственного мышления поднимает возможности на целую ступень выше обычного житейского уровня и делает ребенка сильнее интеллектуально. Играя с «Уникубом» в дошкольном возрасте, малыш намного легче станет усваивать в школе и арифметику, и алгебру, и геометрию, и тригонометрию.

Игра состоит из 27 кубиков, окрашенных в желтый, красный, синий цвета, рисунков-заданий для создания различных узоров, коробки с крышкой.

Знакомство с “Уникубом” можно начинать по-разному: с укладки кубиков в коробку. Сначала это может быть просто укладывание всех трех слоев по очереди и закрывание полной коробки крышкой. Но малыши быстро начинают различать разницу в цвете и тогда предпочитают какой-то один цвет. Тогда следует выполнить задание так, чтобы все донышко в коробке было красным или синим. Дальше дело ограничивается только фантазией. Упражнения могут перерасти в моделирование мебели для кукол, различных предметов для отображения придуманной истории, отображению букв и цифр окрашенных в один или несколько цветов.

Чтобы сделать это, с детьми нужно научиться классификации “сортов” кубиков. Предварительная классификация кубиков по красному, синему или желтому цвету значительно облегчает выполнение любого задания. С этого начинается серьезное овладение “Уникубом”. Дети пользуются словотворчеством и определяют названия кубикам: “однушка красная”, “двушка синяя”, “трешка желтая” или “нулевка”.

В этих названиях ясно видно, по какому цвету шла классификация и сколько граней этого цвета есть на кубике. При этом они уже понимают, какой цвет лучше выбрать и делать ли классификацию полностью или отобрать одни “трешки” или “двушки”.

Задания в “Уникубе” трудные. Они требуют больших затрат времени и сил ребенка, и их нельзя давать много. Иногда достаточно одного задания и реже – 2–3, в зависимости от возможностей малыша.

Задания детям выдаются как с помощью рисунка, так и устно. Изначально рисунок дети понимают лучше, чем словесное объяснение. Там, где можно дать словесное задание, мы пользуемся этим и, тем самым, постепенно подходим к такому положению, когда дети одинаково хорошо воспринимают задания, как в форме рисунка, так и в устной форме.

На этом, уважаемые родители, у меня всё. Надеюсь, у Вас не осталось сомнений в том, что эти игры очень понравятся вашим детям, что они с удовольствием будут в них играть и развиваться.

Публикации по теме:

«Давайте вырезать» Игры и упражнения направленные на выработку навыков пользования ножницами для младших дошкольников«Давайте вырезать» Игры и упражнения направленные на выработку навыков пользования ножницами для младших дошкольников Работа с ножницами, одно из самых полезных занятий для детей дошкольного возраста. Самые обычные ножницы, которые есть в каждом доме,.

Дидактические игры, направленные на изучение геометрических фигур детьми дошкольного возрастаДидактические игры, направленные на изучение геометрических фигур детьми дошкольного возраста Геометрические фигуры и их названия лучше изучать с ребенком, в форме дидактических игр. Игры обладают уникальным развивающимся эффектом.

Современные развивающие игры для современных дошкольников Доклад к педагогическому совету «Современные развивающие игры для современных дошкольников.» Развивающие игры cовременного поколения - интеграция.

Игры, направленные на снижение агрессивности дошкольников «Воробьиные драки Цель: снятие физических агрессий Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени.

Консультация для родителей «Развивающие игры и задания для дошкольников дома»Консультация для родителей «Развивающие игры и задания для дошкольников дома» Каждый родитель желает, чтобы его ребёнок был всесторонне развитым. Для этого покупают всевозможные развивающие игрушки, которые могут увлечь.

Консультация для родителей старших дошкольников «Развивающие игры» Подготовка ребенка к школе - дело непростое, но не стоит подходить к этому процессу слишком серьезно, в каждый свободный миг заставляя ребенка.

«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников О том, что мне нравиться использовать в работе что-то необычное, я писала в предыдущих публикациях. Сегодня хочу остановиться на применении.

Мастер-класс «Коммуникативно-речевые игры, направленные на формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Мы взрослые, умеем общаться, дружить и уходить от конфликтов. А как помочь детям стать дружными, научить.

Отчёт по второй годовой задаче ДОУ «Познавательное развитие дошкольников через моделирование»Отчёт по второй годовой задаче ДОУ «Познавательное развитие дошкольников через моделирование» Отчёт по второй годовой задаче ДОУ «Познавательное развитие дошкольников через моделирование» Работа по второй годовой задаче ДОУ проводилась.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающие игры Б. П. Никитина, направленные на познавательное развитие дошкольников
Опубликовано: 13 сентября 2022 в 07:04
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающие игры Б. П. Никитина, направленные на познавательное развитие дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сухотина (УИ 1195081) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД