Папки-передвижки

Конспект занятия по речевому развитию «Родственные слова»

Надежда Орлова
Конспект занятия по речевому развитию «Родственные слова»

Цель: Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова»

Задачи:

Коррекционно – образовательные: учить детей образовывать родственные слова от заданного слова; формировать навык подбора существительных, прилагательных, глаголов; активизировать словарь по лексическим темам: семья, домашние и дикие животные, зима;

Коррекционно – развивающие : развивать слуховое внимание, чувство языка, навыки диалогического общения;

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Родственные слова“» размещена в разделах

Коррекционно – воспитательные: формировать навыки взаимодействия на занятии; пробуждать интерес к культуре и традициям мордовского народа; формировать уважительное отношение к семье, дому.

Словарная работа : уточнить лексическое значение слов домашние, дом, домик, домище, домовой, домохозяйка, домочадцы, домосед.

Оборудование: кукла Домовёнок, предметные картинки с изображением диких и домашних животных, дома, домика, домища, домового, домохозяйки, домочадцев, домоседа, однокоренных слов к слову «дом», мультимедийная презентация.

Ход занятия:

1. Организационный этап

Дети садятся на стульчики перед интерактивной доской, на доске «семейное дерево».

Логопед:

- Здравствуйте, дети. Сегодня у нас необычное занятие – к нам пришли зрители.

- Дорогие ребята, в нашем детском саду есть музей «Мордовская изба». (СЛАЙД) В этом музее собраны старинные мордовские предметы, инструменты, посуда, одежда, даже печка есть. Сегодня утром я услышала, что за печкой кто – то плачет. Это плакал маленький Домовенок (кукла Домовенок). Любопытный Домовёнок спросил у своего деда, почему их так называют – «домовые». Дед дремал и проворчал на Домовенка: «Стыдно, стыдно, ты родственников своих не знаешь».

Что оставалось делать бедному домовенку. Пришел он к вам за помощью. Помогите, ребята, ему найти его родственников.

2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала

Логопед:

- Ребята, как вы понимаете слово «родственники»? Кто это такие?

Ответы детей (это мама, папа, бабушка и дедушка, брат и сестра, тетя, дядя).)

- Родственники – это близкие, родные люди. Они похожи друг на друга и внешне, и характерами.

- И тогда люди придумали изобразить свою семью в виде дерева и назвали его «семейное древо». (СЛАЙД)

- Ребята, дерево растет из корня, все время увеличиваясь.

- У слов тоже бывают родственники. Как и люди, слова – родственники похожи между собой.

- Давайте возьмем короткое слово «дом» и поместим его в корень дерева, пусть оно тоже растет. От него будут получаться новые слова, слова-родственники. (МАКЕТ ДЕРЕВА)

Ребята, как вы понимаете слово «дом»? Ответы детей

- Ребята, где больше всего растет деревьев? В лесу

- Кого можно встретить в лесу? Диких животных

- Дикие животные тоже живут семьями.

- Давайте назовем правильно всех членов семьи медведя: (СЛАЙД)

Папа- медведь, мама- медведица, детеныш-медвежонок, много детенышей-медвежата, следы медведя-медвежьи.

-Волка: (СЛАЙД)

Папа-волк, мама-волчица, детеныш-волчонок, много детенышей-волчата, следы волка-волчьи.

- Зайца: (СЛАЙД)

Папа-заяц, мама-зайчиха, детеныш-зайчонок, много детенышей-зайчата, следы зайца-заячьи.

-Ребята, мы говорили о диких животных. Как называются животные, живущие рядом с человеком? Домашние

- Давным-давно все животные на земле были дикими. Люди постепенно их приручили и животные одомашнились, стали домашними. Из дикого волка получилась собака, из диких буйволов – современные коровы.

- Ребята, какое встретилось вам слово, похожее на слово «дом»? (Домашние)

- «Дом» и «Домашние», например, животные - это слова из одной семьи – родственные слова.

- Ребята, как вы понимаете слово «домашние»? Ответы детей

- Давайте повесим слово «домашние» на наше дерево.

- Ну, а чтобы наша прогулка по лесу была интересней, давайте поиграем.

3. Логоритмика «У жирафов пятна, пятна…»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, коленях и носках.

(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, коленях и носках.

(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, коленях и носках.

(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, коленях и носках.

(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)

3. Этап закрепления полученных знаний в логопедических играх и упражнениях

Логопед:

- Понравилась вам прогулка по лесу? Присаживайтесь

- В лесу, ребята живут не только дикие животные. Кто это? Гном и Великан (СЛАЙД)

Игра «Гном и великан»

Логопед:

- Гном какой? (Маленький)

- Значит, вещи у Гнома какие будут?

- Великан какой? (Большой)

- Значит, вещи у Великана какие будут?

- У Гнома и Великана случилась беда – баба Яга украла их вещи и сложила в одну кучу, и теперь не разобраться, кому какая вещь принадлежит. Давайте им поможем.

- Что это? Шапка (СЛАЙДЫ)

- У Гнома-шапочка, у Великана-шапище.

- Что это? Пальто

- У Гнома-пальтишко, у Великана-пальтище

- Что это? Сапоги

- У Гнома-сапожки, у Великана-сапожища.

- Как вы думаете, как называются жилища у Гнома и Великана? Куда они отнесут свои вещи?

Ответы детей: Домик, домище.

- Какие родственные слова, похожие на слово «дом» вам встретились? Домик, домище

- Давайте повесим их на наше дерево.

Игра «Снег»

Логопед:

- Великан и Гном благодарят вас, ребята, за помощь и прислали вам подсказку для решения следующей задачи. Посмотрите, на что похоже вещество в банке? (СЛАЙД)

Ответ: это снег

- Здесь на доске много картинок. Нужно прочитать названия тех, которые похожи на слово «снег».

- Настя, прочитай названия картинок. (СЛАЙД)

- Сне-го-пад, сне-гу-ро-чка, сне-го-вик, сне-гирь, снеж-ки, сне-жин-ка

- Как вы понимаете слово «снегопад», «снегурочка»? (картинки исчезают)

Снегопад - осадки, выпадающие из облаков в виде снега.

Снегурочка - внучка Деда Мороза.

Остаются на доске: до-мо-хо-зяй-ка, до-мо-чад-цы, до-мо-сед

- Вова, прочитай слова, которые остались.

- Как вы понимаете слово «домохозяйка», «домочадцы», «домосед»?

(разбирается каждое слово, картинка вывешивается на дерево)

Домохозяйка - домашняя хозяйка, которая ведет хозяйство своей семьи.

Домочадцы – члены одной семьи, которые живут вместе.

Домосед – тот, который любит сидеть дома.

- Ребята, на какое слово похожи слова «домохозяйка», «домочадцы», «домосед». На слово «дом»

- Какие это слова? Родственные

- Среди этих картинок-слов какое слово самое главное? Дом

- Правильно, от слова «дом» образовались все эти слова.

- Ребята, мы с вами собрали много картинок, и вырастили словарное дерево.

- Помните семейное древо, где все родственники – одна большая семья, так и на словарном дереве все слова родственные.

Логопед:

- Но у меня есть еще одна картинка. Кто это? Домовой

- Можно эту картинку повесить на словарное дерево? Почему?

- Правильно, слово «домовой» тоже родственное слово.

(картинка вывешивается на словарное дерево)

- Как вы понимаете слово «домовой? Кто это такой? Ответы детей

Рассказ логопеда о домовом

Домовёнок – это маленькое существо, хранитель дома.

Во все времена люди считали, что в каждом деревянном доме за печкой живёт маленькое существо – домовой. Если люди в доме жили трудолюбивые, добрые, не ругались и не ссорились, то домовой им помогал: в доме всегда было тепло, вещи не терялись и не ломались, люди не болели. А если люди ленились, ругались и ссорились, то и домовой за домом не следил – в доме всё ломалось, вещи терялись, еда в печке пригорала, скрипели полы и двери. 7 февраля у всех домовых День рождения и нужно было обязательно оставить вечером в печке горшок с кашей, чтоб домовой подобрел.

4. Подведение итогов занятия

- У нашего домовёнка почему-то грустное лицо – ему, видимо, понравилось наше занятие и уходить ему не хочется.

- А что понравилось вам?

- Какие слова вы запомнили?

- Давайте поселим Домовенка в нашем логопедическом кабинете. Пусть он там будет жить и добро нам дарить. А вам, ребята, огромное спасибо, вы молодцы.

Публикации по теме:

Конспект фронтального занятия по речевому развитию «Транспорт» в ясельной группеКонспект фронтального занятия по речевому развитию «Транспорт» в ясельной группе Конспект фронтального занятия по речевому развитию «Транспорт» Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное.

Конспект игры-занятия по речевому развитию «Шишечки» Цель: Активизация словаря у детей посредством словесных игр. Задачи: 1. Учить детей имитировать действия животных в соответствии с текстом;.

Конспект занятия по речевому развитию для детей 4–5 лет «Космос» Цель: дать элементарные представления о космосе; познакомить детей с глобусом (моделью Земли, учить различать воду и сушу; развивать познавательную.

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Ежинька и белочка»Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Ежинька и белочка» Программное содержание: учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на поисковые вопросы педагога, объяснять непонятные детям слова,.

Конспект занятия в первой младшей группе по речевому развитию «Игрушки» Конспект занятия в первой младшей группе по речевому развитию «Игрушки» Елена Долгих Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное.

Конспект занятия по речевому развитию «Звук [О]и буква [О]»Конспект занятия по речевому развитию «Звук [О]и буква [О]» Цель: знакомство с гласным звуком [О], с буквой «О». В игровой форме дети учатся выделять звук "о" из начала, середины, конца слов. Учатся.

«Мы — веселые зверята». Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе«Мы — веселые зверята». Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе ОД по речевому развитию во 2 младшей группе на тему: "Мы веселые заерята" Цель: Развитие и активизация речи детей. Задачи: 1. Развивать.

Конспект занятия по речевому развитию «Гласные звуки»Конспект занятия по речевому развитию «Гласные звуки» Цель: Обобщение знаний о гласных звуках; Задачи: Образовательные: -уточнить артикуляцию гласных звуков; -формировать навык различения.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Сочиняем сказку» Цель: Развитие связной речи и речевого творчества дошкольников. Задачи: Образовательные: Способствовать развитию образности, развитию связной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию «Родственные слова»
Опубликовано: 29 марта 2023 в 19:20
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД