Демкина Ольга
Роль и место дидактических игр и пособий в предметно-развивающей среде группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии хватать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из нее, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое. К двум – двум с половиной годам он хорошо овладевает ходьбой, бегом, может взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.
Публикация «Роль и место дидактических игр и пособий в предметно-развивающей среде группы раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать, овладевают величайшим достоянием человечества — речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими.
Этот бурный процесс развития не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма (спонтанно). Нормальное созревание высшей нервной деятельности — необходимое условие полноценного развития ребенка. Но одних природных задатков для этого недостаточно, нужны дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребенка людей.
Существует большое количество видов дидактических пособий в предметно – развивающей среде групп раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО:
- математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов);
- сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме);
- речевые (для ознакомления со звуком и словом, а в дальнейшем с предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря);
- музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма);
- природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы);
— для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.).
В работе с детьми раннего возраста воспитателю необходимо создать предметно-пространственную среду соответствующую этому возрасту.
Раннее детство – период благоприятный для развития слухового восприятия, изобразительной деятельности, поэтому необходимо создавать условия для экспериментирования ребенка со звуками, использования изобразительных материалов. Для того чтобы, развить творческие способности детей в группе создан «Центр книги» и «Центр художественно-эстетического творчества». В уголке книги имеются звуковые книги, которые доставляют детям много радостных минут, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. В «Центре творчества» есть изобразительный материал, который находится в свободном доступе, что позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение.
Любимые и знакомые сказки, потешки, прибаутки мы обыгрываем при помощи кукольного театра. Театрализованная игровая деятельность стимулирует эмоционально – речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей. Поэтому в группе у нас имеется несколько видов театра: это и куклы бибабо, и пальчиковый театр, и маски героев сказок.
Так как, развитие активной речи является основной задачей развития детей раннего возраста, то в группе есть подборка наборов предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию. Малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки.
Игра - основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный, «Центр ряженья» создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. Большое значение в развитии детей имеют атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Не менее важной задачей при организации предметно – пространственной развивающей среды детей раннего возраста является их сенсорное развитие, которое осуществляется в основном в предметной и ориентировочной деятельности. Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей, прежде всего, необходимо обеспечить детей соответствующими дидактическими пособиями. Важен подбор игрушек и пособий, различных по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны.
Наряду с фабричными пирамидками и различными вкладышами, мы предлагаем малышам пособия, которые изготовили собственными руками из бросового материала. Такие пособия как : «Подбери геометрическую фигуру», «Найди на ощупь», «Цветочная поляна», и панно для развития мелкой моторики рук «Наши руки не для скуки», доступны для детей. Они яркие, разнообразные, а также полифункциональные, т. к. при их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем мире.
Также, дети познают элементарные действия со строительными деталями, запоминают и узнают детали по более характерным признакам и свойствам. В группе имеются как традиционный материал для строительных игр (пластмассовый цветной конструктор, так и нестандартный – это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек. Они легки, устойчивы: формируют эстетическое восприятие, воображение, а также активно поощряем самостоятельность в использовании строительных материалов для преодоления у детей чувства неуверенности.
Развитие детей раннего возраста во многом зависит от организации предметной среды и ее наполняемости. Малыши много времени проводят в групповом помещении, поэтому мы постарались создать такую обстановку, где детям интересно находиться.
Таким образом, создание развивающих центров с использованием дидактических игр позволяет организовать предметно-пространственную среду наиболее рационально, учитывая основные направления развития ребенка второго- третьего года жизни и требования ФГОСДО.
Предметно-пространственная среда у нас получилась содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Более подробно хотелось бы остановиться на том, какую роль в предметно-развивающей среде занимают дидактические пособия и игры.
Дидактика (др. греч. – получающий) – раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирование убеждений, определяет объем и структуру содержания образования.
Дидактическое пособие – издание, предназначенное для помощи в обучении, развитии, воспитании, абилитации и реабилитации детей.
Дидактическая игра – активная образовательная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Для обучения детей и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задания ребенку предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами. Учатся культуре общения друг с другом.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :
- с игрушками и предметами;
- настольно-печатные;
- словесные
В группе должны быть разнообразные дидактические игры и пособия, и их содержание должно соответствовать возрасту детей.
Игры с предметами и игрушками
Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:
Расширять и уточнять знания детей;
Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация);
Совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; правильно произносить звуки речи);
Воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно- дидактические игры и игры-инсценировки
Для развития координации мелких движений организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. В таких играх воспитываются осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
Среди дидактических игр для детей раннего возраста преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (два яблока, две варежки и т. п.). далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу ( например: найти две машины, из которых одна легковая, а другая грузовая)
Так же к настольно-печатным играм относятся игры – лото, где ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика таких игр очень разнообразна
Еще к настольно печатным играм относятся игры домино. В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Транспорт», «Ягоды», «Герои сказок» и др.
Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания.
Словесные игры
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатывается быстрота реакции ( например: «У медведя во бору», «Ладушки», «Про сороку», «Коза рогатая»).
А сейчас я хочу представить вашему вниманию некоторые из дидактических пособий и игр, которые я использую при работе с детьми.
Дидактические пособия
«Яички в домике»
Цели:
Формировать умение различать и правильно называть четыре основных цвета
Учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева на право, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику
«Чудесный мешочек»
Цели:
Закреплять умение детей называть предметы и их цвет
Развивать зрительную и тактильную память, внимание
«Волшебные прищепки»
Цели:
Учить детей подбирать прищепки нужного цвета и соотносить их к картинке по цвету
Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения
«Зайкин сад»
Цели:
Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений ребенка
Формировать элементарные знания об окружающем мире.
Развивать речевые навыки
Содействовать развитию логического мышления
Развивать творческое воображение
Стимулирование поисковой и творческой активности ребенка
Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т. е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание дошкольников раннего возраста.