Папки-передвижки

Роль сказки в воспитании дошкольника

Елена Кузнецова
Роль сказки в воспитании дошкольника

Сказка, ее восприятие может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением.

В течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку. С точки зрения процесса воспитания, сказка облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила жизни человека, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться: искусством. Пренебречь этим — значит лишиться прочной основы развития личности вступающего в жизнь человека.

Публикация «Роль сказки в воспитании дошкольника» размещена в разделах

Формы организации работы со сказкой при работе с детьми могут быть самыми разнообразными:

- использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности;

- организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок;

- широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях;

- использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;

Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория.

Основной принцип подбора сказок - это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям дошкольного возраста.

Практика показывает: чтобы вызвать наибольший эмоциональный отклик на содержание сказки у маленького слушателя, педагог-рассказчик должен в совершенстве знать текст прочитываемого произведения. Напевность и выразительность чтения-рассказывания, способность «оторваться» от книжной страницы, встретиться глазами с ребенком, передать ему свое эмоциональное состояние - важные составляющие восприятия художественного произведения.

Продумывая вопросы для беседы о прочитанном, педагог стремится помочь ребёнку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Эти вопросы должны развивать дискуссию в детском коллективе, в процессе которой закрепляются гуманные чувства ребят. Не нужно задавать маленькому слушателю вопросы на понимание ( например: «Ты понял, почему волк стал помогать Ивану-царевичу?»). Такие вопросы нередко разрушают непосредственность детского восприятия, порождают у ребенка недоверие к своей понятливости, неуверенность в себе, страх перед совместным чтением и перед книгой: «Вдруг спросят, а я не смогу ответить!» Лучше пускай понимает не так, как мы (даже если мы уверены, что понимаем правильно). Гораздо важнее, чтобы он переживал по-настоящему, чтобы желание переживать не ушло. А сохранится читательская способность и потребность переживать - понимание придет. Стоит задавать только те вопросы, которые помогают читающему вслух взрослому установить эмоциональный контакт с ребенком и одновременно обостряют интерес и внимание малыша к читаемому. Например: «Ты догадываешься, что сейчас случится? Что, по-твоему?» Как бы ты сам поступил в этой ситуации? Как ты думаешь, что поучительного можно, извлечь из сказки? Расскажи, как описывается в сказке прекрасное и безобразное.

Пересказ сказки детьми позволяет изучить характер восприятия старшими дошкольниками героев сказок, определить, под влиянием каких сказочных ситуаций формируется отношение ребенка к конкретному герою, каким образом передаются дошкольником различные характеристики персонажей в различных сказочных ситуациях.

С возрастом ребёнок уже способен сравнивать несколько сказок, давать характеристику героям, замечать изменения в сюжетной линии.

Все мы - и взрослые, и дети - знаем чуть ли не наизусть сказку "Колобок». Но она от этого отнюдь не надоедает, более того — продолжает нам нравиться. Бесстрашный, весёлый и доверчивый Колобок! Всё ему кажутся друзьями. Если даже грозятся съесть. Ну, подумаешь. Спел песенку, да и покатился дальше. Так бы Колобок и жил, не тужил, но вот беда: Лиса, попросив сесть его к себе на нос, не предупредила, что полакомится им. Доверчивый Колобок не знал, что обманщики не предупреждают о своих действиях. А если они ещё умеют и польстить, как это делает Лиса, то пропал доверчивый Колобок.

Сказка «Два петуха!» О чём она рассказывает? Ни на кого не намекая и, тем более, никого не ругая, сказка без нравоучений подводит четен к мысли: хвастаться и драться нехорошо!

Сказка «Ёж и заяц». Может ли ёж обогнать зайца? Разумеется, нет. Но ведь на то она и сказка, чтобы невозможное стало возможным. А если ещё вспомнить о том, что сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. И мы согласны с Ежом: «Не всегда на дистанции всё решают ноги». Заяц, что называется, славный парень, но упорного, самолюбивого Ежика он явно недооценил и, представьте - проиграл ему в соревновании. Ещё можно применить в этой сказке и такую Пословицу :" «Воюй не числом, а умением». И хорошо, если при прочтении сказки дети усвоят такую мысль: если как следует подумать («включить мозги», то можно добиться невозможного. И самоуверенный Заяц в своей непобедимости в беге может потерпеть крах.

В сказке «Репка» воспитывается чувство коллективизма: вместе можно одолеть любую трудную работу.

В сказке «Три поросёнка» : дом надо строить прочный.

В сказке «Заюшкина избушка» выполняется воспитательная задача в двух направлениях:

«Дом - моя крепость», но не изо льда.

«Дружба и верные друзья помогут в беде».

Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях «хорошо-плохо». Итак, сказка является одним из социально-педагогических средств формирования личности, она, как и любое произведение искусства, заставляет волноваться, сопереживать и персонажам и событиям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-39527/

2. Ермолаева М. В. Практичская психология детского творчества. –М. : Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб. : Речь, 2006.

4. Ильина М. В. Развитие вербального воображения. – М. : Прометей; Книголюб, 2003.

5. Карелина И. О. Эмоциональное развитие детей 5-10лет. – Ярославль: Академия развития, 2006.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника»Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость.

Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей»Русская народная сказка — это элемент устного национального творчества.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных.

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы,.

Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника»Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника» Роль сказки в жизни дошкольника «Сказка - складка, послушать сладко.» В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое.

Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника»Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника» Работая с детьми в детском саду мы, педагоги-воспитатели, берем на себя очень важную и ответственную роль сборщиков того «багажа» знаний,.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей»Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.

Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возрастаРоль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» .(В. А. Сухомлинский.) С раннего возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сказки в воспитании дошкольника
Опубликовано: 15 января 2022 в 20:09
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД