Захарова Каролина
Формирование осознанно правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках
"Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"
Цель: формировать осознанно - правильное отношение к природе в процессе наблюдений на прогулках за живой и неживой природой
Задачи:
учить понимать смысл и использовать в активной речи слова с обобщающим значением «живое» и «неживое», устанавливать простейшие связи между изменениями в живой и неживой природе;
Публикация «Формирование осознанно правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Неживая природа
- Природа, планета Земля, экология
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
продолжать знакомить с изменениями внешнего вида растений и животных в зависимости от времени года;
обогащать представления о многообразии животного и растительного мира, формировать знания о приспособленности растений и животных к среде обитания;
расширять представления о многообразии природных явлений, учить называть явления природы : снегопад, листопад, радуга и др. ,
продолжать формировать элементарные представления о сезонных изменениях в природе;
учить отличать по внешнему виду и издаваемым звукам 3-5 видов насекомых, 3-4 вида птиц, 1-2 пресмыкающихся, 10-15 видов зверей, выделять особенности их внешнего вида и движений;
формировать представления о наличии на Земле гор, рек, морей, океанов;
упражнять в умении узнавать разные породы деревьев по коре и листьям.
развивать желание любоваться природой и беречь ее
воспитывать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность и желание общаться с природой.
Ожидаемый результат:
воспитанники, проявляющий интерес к явлениям, объектам живой и неживой природы, имеющий экологические представления, эмоционально воспринимающий объекты живой природы
Формы работы :
наблюдения на ежедневных прогулках, целевые прогулки, экскурсии, экспериментирование, походы.
Наблюдение за объектами природы обеспечивает познание природы через разные формы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.). Дает возможность показать природу в естественных условиях, в ее многообразии. Позволяет выделять различные признаки объектов природы, ориентироваться в значимых признаках, обнаруживать через них взаимосвязь растений и животных с явлениями неживой природы, вследствие чего формируются конкретные, обобщенные представления.
В процессе наблюдения формируются элементы миропонимания природы,
развивается наблюдательность, речь, формируется бережное и заботливое отношение к природе.
Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы, на огороде, на цветнике, в мини поле. Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. Так, например, в первой младшей группе интересны наблюдения - "капельки дождя за окном", в старшей группе – «птичья столовая» и т. д. У педагогов возрастных групп детского сада имеется своеобразная «копилка» - картотека наблюдений, в которой содержатся цели, задачи, наблюдаемый объект, его характеристики, художественное слово, вопросы к детям.
Для наблюдений за живой и неживой природой в нашем детском саду создана экологическая тропа. Экскурсии по экологической тропе формируют у малышей навыки поведения в природе, воспитывают любовь и бережное отношение к природе родного края, дети изучают закономерности природных явлений, а так же жизнь животных и насекомых. Экологическая тропа нашего детского сада включает в себя несколько площадок, это: «Огород», «Пруд», «Цветочная клумба», «Мини поле», «Метеоплощадка», «Хвойная полянка», «Рябина», «Береза», «Огород» (см. приложение) представляет собой экологическую точку на открытом хорошо освещенном пространстве. На нем произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений. На огороде для малышей высаживаются быстро растущие, рано созревающие овощи, которые можно употреблять в пищу и весной и летом. Кроме того, семена и луковицы таких растений специально подбираются крупными, и наши детки могут посадить их самостоятельно (лук, горох, бобы, редис). Для формирования представлений о разнообразии растений, дети средних групп, выращивают разнообразные сорта лука, салата, моркови, редиса, кабачков, баклажанов. Старшие дети выращивают овощн. На участке огорода с лекарственными травами (фитоогород) выращивается: мята перечная,
барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды; термометр - для изменения температуры воздуха; анемометр - прибор для изменения скорости ветра.
На метеоплощадке должны находится барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды, термометр - для изменения температуры воздуха, анемометр - прибор для изменения скорости ветра. Также находятся: флюгер, ветряной рукав - прибор для определения направления и силы ветра, дождеметр - служит ля измерения количества осадков.
На участке поля высеваются рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза. Красивы и интересны для наблюдений посевы льна.
На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей. Камни становятся прибежищем для жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу, или другого жука.
В экологическую тропу включен муравейник. Муравьи - животные барометры, активно помогают предсказывать погоду. Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывая почти все "двери" своего дома.
В почве живут дождевые черви, на площадке можно обнаружить их норки под приподнятыми кусочками земли.
Зимний сад был создан с целью проведения занятий с детьми по решению задач интеллектуального развития воспитанников, а именно общения с природой родного края. В нем собраны разнообразные комнатные растения: цветущие (герань, фиалка, абутилон, и др., с крупными листьями (фикус, лилия, сансевьера, бегония и др., вьющиеся (комнатный виноград, площ, хлорофитум, традесканция и др.).
зона воды и песка, метеоцентр (компасы, барометры, песочные часы, флюгер, вертушки, султанчики и другое оборудование).
Содержанием наблюдений могут также выступать такие объекты и явления живой и неживой природы : почва, камни, снег, снежинки (снегопад, ветер, лёд, дождь, лужи, ручьи (таяние снега, небо (облака, зимние узоры на окнах, листопад, листья, деревья, (ветки/почки, насекомые, птицы, звери, рост и развитие живых существ и т. п.
Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей в младших группах, необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты, поэтому первые наблюдения стоит организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети не могут удерживать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному плану наблюдения, подводить итог; объем формируемых представлений ограничен.
С 3-х лет в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия, например, предложить котенку разные виды корма: мясо, рыбу, конфеты, овощи – и спросить у детей, понаблюдав, что больше любит котенок.
Завершить наблюдение можно чтением стихотворения, пением, игрой соответствующей тематики. Наблюдения за растениями и животными в младших группах следует проводить неоднократно, как со всей группой, подгруппами, так и индивидуально. Наблюдение может быть связано с изобразительной деятельностью («потом нарисуем», игрой.
Дети средней группы уже обладают некоторыми представлениями о природе и способны воспринимать объекты в деталях. Однако самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно: дети не могут сами выделить характерные признаки сходства и отличия у нескольких объектов (эти умения формируются) описание. В средней группе детского сада усложняется содержание наблюдения : дети рассматривают не только животных, но и чаще, чем в младших группах, растения (до 2-х объектов одновременно). Организуется наблюдение с использованием раздаточного материала (объекты предлагаются для индивидуального рассматривания). Начиная со средней группы, организуется длительное наблюдение за ростом и развитием живых существ. Объем представлений детей расширяется: они начинают понимать некоторые взаимосвязи, существующие между объектами природы и с окружающей средой. Кроме вопросов, направленных на уточнение представлений детей («Какой формы туловище?», используются вопросы поискового характера («Почему воробей ловко прыгает с ветки на ветку?»). Формируется умение рассказывать о результатах наблюдения (педагог задает один и тот же вопрос в разных вариантах, проговариваются хором и индивидуально новые и «трудные» слова).
В старшей группе детского сада дети наблюдение становится более планомерным, дети могут сами наметить несложный план наблюдения В ходе наблюдения дети устанавливают взаимосвязи объектов природы с окружающей средой обитания, их приспособленность к ней. В старшей группе детей знакомят с обитателями разных климатических зон. Широко используются вопросы поискового характера («Почему клюв у вороны больше) Детям предоставляется больше самостоятельности в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана, подведении итога. Шире используются трудовые действия, вопросы-задания, требующие от детей умения планомерно наблюдать и рассказывать о результатах
Для фиксации результатов наблюдений используются дневники наблюдений, календари природы, погоды, модели и др. Их назначение – сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдения, показать изменчивость погоды, природы, динамичность явлений, развитие живых объектов.
Наблюдая за природой, ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.
Показывая маленькому человеку прекрасный мир природы, тем самым помогаем ребенку наладить взаимоотношения с ним.