Ольга Черных
Сенсорное воспитание младших дошкольников. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь ребенка наполнена многообразием игрушек, форм, красок, разных предметов. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Публикация «Сенсорное воспитание младших дошкольников, Опыт работы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Собирая и анализируя информацию по данной проблеме, я изучала исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников и пришла к выводу, что проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.
Организация системы работы по сенсорному развитию позволяет воспитателю :
- создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности;
- разрабатывать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации в работу с детьми;
- расширять кругозор каждого ребенка;
- следить за успешным освоением сенсорных эталонов и сенсомоторным развитием малышей.
Продумывая систему работы в данном направлении, я поставила следующие задачи:
- создать условия для обогащения представления детей о многообразии свойств предметов окружающего их мира, стимулирование развития разных видов детского восприятия : зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного;
- развивать интерес детей к самостоятельному и совместному со взрослым обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
- знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов, формировать их умения сравнивать предметы по основным свойствам – цвету, форме, размеру.
Задачи решались в совместной деятельности взрослого и детей и ими самостоятельно в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.
Этапы осуществления проекта включали в себя:
- диагностика сенсорного развития детей в группе;
- составление перспективного плана;
- создание предметно-развивающей среды;
- совместная деятельность педагога с детьми;
- работа с родителями.
Сенсорное воспитание осуществляется через такие формы работы как :
- игры-экспериментирования
- художественное творчество
- наблюдение
- дидактические игры
Основой данного проекта я выбрала детское экспериментирование, но при этом будет использованы все формы работы.
Работу проводила поэтапно – от простого к сложному. Сначала предлагала детям игры на различение величины и цвета: «Грибочки по местам», «Собери бусы», «Цветная посуда» и др. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их: «грибочки одинаковые; варежки разные», увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону.
Была создана нестандартная предметно-развивающая среда:
- оформлен сенсорный уголок, который пополнялся играми и пособиями, сделанными своими руками и фабричного производства;
- создан детский уголок экспериментирования.
По окончании проекта было выявлено, что дети:
- проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;
- с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность;
- стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности;
- любопытны, активны, эмоциональны, общительны;
- получили знания об определенных сенсорных эталонах;
- проявляют интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
В процессе работы я старалась создать вокруг своих малышей атмосферу радости, окружить их вниманием и любовью, что в свою очередь, рождает у них ответное чувство любви и признательности. Опираясь на возрастающие познавательные способности детей, обучаю их новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму.