Папки-передвижки

Конспект занятия «Шахматная доска: фланги и центр. Цель игры. Шахматный ход и взятие. Сравнительная сила фигур»

Елизавета Монахова
Конспект занятия «Шахматная доска: фланги и центр. Цель игры. Шахматный ход и взятие. Сравнительная сила фигур»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

познакомить учащихся с целью шахматной игры;

дать определение флангов, центра;

познакомить с понятиями «ход», «взятие»;

познакомить с классификацией фигур : тяжёлые и лёгкие фигуры;

дать представление о сравнительной ценности шахматных фигур.

вырабатывать навыки применения полученных знаний на практике;

развивать технику счета в уме;

Публикация «Конспект занятия „Шахматная доска: фланги и центр, Цель игры, Шахматный ход и взятие, Сравнительная сила фигур“» размещена в разделах

закреплять умения начальной расстановки фигур.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

На прошлом занятии мы познакомились с начальной расстановкой фигур. Давайте вспомним стихотворение и расставим фигуры.

(Дети расставляют фигуры на демонстрационной доске)

Фигуры готовы к сражению, да-да, ведь шахматная игра – это настоящее сражение двух армий, которые действуют по определенному плану, чтобы достичь цели.

- Ребята, как вы думаете, какова цель игры? Ведь мы играем для того, чтобы выиграть? Что для шахматиста является выигрышем?

(Предположения детей)

Сегодня мы узнаем, что же такое ход и взятие фигуры, что называют флангом и где находится центр.

3. Объяснение нового материала.

Шахматная доска – это поле битвы двух неприятельских армий – белых и черных фигур. Шахматные фигуры – это войска, которые подчиняются своему начальнику. Если мысленно разделить шахматную доску на две части по вертикали, мы увидим два участка сражения: называются они ФЛАНГИ.

Часть, на которой находится король, - королевский фланг, часть доски с ферзем – ферзевый фланг.

Вот такое командное разделение.

А теперь представим, что две армии сражаются на большом поле, в центре которого гора. Тот, кто взобрался на гору первым, хорошо видит неприятельские войска, их расположение;

с горы удобнее планировать атаку, вести обстрел.

Открою вам секрет: на шахматной доске тоже есть такая гора. Как вы думаете, где она может располагаться?

(Предположения детей)

В шахматах этот участок называется ЦЕНТРОМ.

Перед вами находятся шахматные доски. Поставьте 4 пальца на 4 центральные клетки.

Назовите адреса этих полей (d 4, d5, e4, e5)

Шахматный центр расположен в середине доски на четырех клетках. Это самый ответственный участок дороги. Как правило, кто имеет преимущество в центре, тот имеет преимущество и в позиции. Фигуры из центра легко перебросить на любой фланг, чтобы защитить своего короля или организовать атаку.

А теперь я раздам вам диаграммы –подсказки, в которых вы найдете фланги и центры. (Рисунок 1)

Итак, мы знаем, что фигуры ходят и атакуют другие фигуры. А что же такое ХОД?

(Предположения детей)

Ход – это передвижение любой фигуры на доске с одного поля на другое.

Каждым ходом можно передвинуть только одну фигуру. На поле, где уже стоит собственная фигура, пойти нельзя. Но если это фигура соперника и она находится под ударом, то ее можно побить или взять или срубить.

Как правило, шахматные фигуры деревянные, поэтому и появилось слово «срубить» фигуру.

Взятие – это ход на поле, занятое неприятельской фигурой.

Срубленная фигура убирается с доски. За один ход можно забрать только одну чужую фигуру.

Все фигуры, кроме одной, можно бить.

- Кого не бьют? (Короля)

А теперь повторим хором: Короля не бьют!

Но забирать фигуры вовсе не обязательно.

Существует даже поговорка: «Шахматы не шашки, брать не обязательно».

Ход считается сделанным, если игрок поставил фигуру и отнял от неё руку.

В шахматах есть важное правило : Тронул – ходи. Если игрок дотрагивается до фигуры, он обязан ею походить. Поэтому всегда следует хорошенько подумать, прежде чем браться за фигуру.

При необходимости поправить фигуру, если она сместилась, следует предупредить соперника словами: «Поправляю».

До каких пор продолжается игра? Пока королю не объявят мат, сказали вы. Правильно.

Цель шахматной игры – пленить вражеского короля. По правилам срубить (взять) короля нельзя. Для победы нужно совершить особый ход, который называется «мат».

Кто первым объявляет мат неприятельскому королю, тот и выигрывает партию.

Как мы знаем, в шахматы играют два игрока, делая ходы по очереди. Пропускать ходы и нельзя. Первыми всегда ходят белые. А почему? Послушайте вот такую сказку.

Как белые приобрели право первого хода.

Белый Король уже давно собирался отправить свои войска в лагерю чёрных. Внезапно напасть, разграбить и жить припеваючи на огромной территории. Так уж устроены короли – им всегда нужно что-то завоёвывать.

Белый Король был уверен в победе. Вся королевская рать стояла в ожидании приказа о нападении, красиво сверкая на солнце латами и копьями.

И отправил тогда Белый Король Пешку с посланием к Чё рному Королю: «Если хочешь остаться в живых – сдавайся!». Чёрный Король задумался и долго не отвечал. Может быть, он не хотел войны, а может, старался выиграть время. Давно это было…

Белые не дождались ответа и напали первыми, и с тех пор забрали право первого хода в каждой шахматной партии. Так уж повелось с той войны.

- Ребята, сейчас я вас попрошу взять в одну руку слона, а в другую ферзя.

Скажите, они одинаковы по весу или нет?

А шахматисты делят фигуры на лёгкие и тяжелые. (Рисунок 2)

Как вы думаете, почему?

Такое деление произошло вовсе не из-за веса фигур.

Просто лёгкие фигуры менее сильные, менее ценные, поэтому их следует вводить в бой первыми.

Тяжелые фигуры сильнее. Они, как мощная ударная сила и подкрепление. Их нужно поберечь. Они помогут выиграть.

Слоны и кони – легкие фигуры, ферзь и ладья – тяжёлые.

За единицу измерения принято считать пешку.

Так, например, конь и слон равны трем пешкам, ладья – пяти, ферзь – девяти

Сейчас я раздам подсказки (Рисунок 3) И мы впишем силу этих фигур.

4. Закрепление.

Д/и «Чудесный мешочек»

А теперь поиграем и проверим, как вы запомнили шахматные фигуры. В чудесном мешочке хранятся некоторые фигуры. Нужно на ощупь угадать, какие это фигуры и назвать их силу.

Д/и «Шахматная математика»

(учитель на доске расставляет любую позицию, где перед фигурой стоит выбор, какую побить.

Дети выбирают более сильную фигуру и бьют)

5. Итог занятия.

Вопросы для закрепления:

- Какова цель шахматной партии?

- Какой фигуре ставят мат?

- Что такое шахматный ход?

- Может ли фигура занять поле, на котором стоит другая своя фигура? А если это фигура соперника?

- Для чего нужно знать силу фигуры?

Публикации по теме:

Центр сюжетно-ролевой игрыЦентр сюжетно-ролевой игры Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Конспект занятия «Путешествие в страну геометрических фигур» в средней группеКонспект занятия «Путешествие в страну геометрических фигур» в средней группе «Путешествие в Страну геометрических фигур». Конспект занятия в средней группе Образовательная область: Познавательное развитие, речевое.

Конспект занятия «Знакомство с прямоугольником и семья геометрических фигур»Конспект занятия «Знакомство с прямоугольником и семья геометрических фигур» Цель: познакомить с прямоугольником и его свойствами, закреплять умение распознавать геометрические фигуры; навыки счёта в пределах 5, умение.

Центр сюжетно-ролевой игры «Больница»Центр сюжетно-ролевой игры «Больница» Все дети, как известно разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашей группе мы создали условия для.

Детский мастер-класс по аппликации «Шахматная доска» в средней группеДетский мастер-класс по аппликации «Шахматная доска» в средней группе Детский мастер-класс по аппликации в средней группе «Шахматная доска» Анжела СорокинаДЕНЬ ШАХМАТ НА МААМСегодня в нашей группе прошел День.

Фотоотчёт о тематической неделе «Малые олимпийские игры. Спорт — это сила!» в средней группеФотоотчёт о тематической неделе «Малые олимпийские игры. Спорт — это сила!» в средней группе В нашем Нескучном детском саду проходят малые олимпийские игры. Они помогают приобщать ребят к физической культуре и здоровому образу жизни.

Конспект урока по физике в 7 классе по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» Конспект урока по физике в 7 классе по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» Учитель физики Мальцева Елена Васильевна Цели урока:.

Конспект занятия по аппликации «Узор из геометрических фигур на квадрате»Конспект занятия по аппликации «Узор из геометрических фигур на квадрате» Программные задачи:Продолжать учить детей составлять узор из геометрических фигур на квадрате;закрепить понятия-верхний,нижний углы. слева,справа.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Счёт, сравнение геометрических фигур. Игры со Снеговиками»Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Счёт, сравнение геометрических фигур. Игры со Снеговиками» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,.

Изготовление макета «Взятие Рейхстага». Мастер-классИзготовление макета «Взятие Рейхстага». Мастер-класс Изготовление макета взятие Рейхстага. Для изготовления макета нам понадобятся: - Фанера 1м х 1м. - монтажная пена – 2 балон. - лобзик.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Шахматная доска: фланги и центр. Цель игры. Шахматный ход и взятие. Сравнительная сила фигур»
Опубликовано: 13 октября 2022 в 21:14
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Шахматная доска: фланги и центр. Цель игры. Шахматный ход и взятие. Сравнительная сила фигур»» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Монахова (УИ 2901664) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД