Конспект занятия «В чём ходили наши предки»

Екатерина Пропажина
Конспект занятия «В чём ходили наши предки»

Программное содержание: Знакомить детей с назначением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды. Дать представление о русском народном костюме, его особенностях.

Материал: электронная презентация, магнитная доска, 2 стола, сундук (2 шт.); коробка, куклы (мальчик и девочка в русской народной одежде); силуэт «сарафана» (4 шт., силуэт «косоворотки» (материал для рисования (на каждого ребенка); одежда кукольная (мужская и женская)иллюстрации мужчин и женщин в древности: «Женщина качает люльку», «Женщина прядет», «Женщина готовит тесто для выпечки хлеба», «Мужчина сеет», «Мужчина пашет», «Мужчина строит»; материал для задания «Подбери ключ к замку»; посылка, коробочка с нитками, телефон.

Предварительная работа: беседа, экскурсия в музей, рассматривание иллюстраций «Русский народный костюм».

Словарная работа: рубаха, порты, косоворотка, ворот, манжеты, подол, кушак.

Ход:

(дети стоят с воспитателем)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что делает людей красивыми? (одежда, дела, труд, душа).

Воспитатель: Правильно. Не зря люди придумали пословицу «По одёжке встречают, по уму провожают». Посмотрите друг на друга, какие вы все нарядные, красивые.

А всегда ли ходили в такой, как у нас, одежде? (ответы.)

Давным-давно бабушки наших бабушек и дедушки наших дедушек ходили в другой одежде. Вы знаете, в какой? (ответы).

Воспитатель: Сегодня я хочу познакомить вас с одеждой наших предков и принесла куклы: Марию и Ивана. Хотите узнать, как выглядела одежда наших предков? (ответы)

(воспитатель открывает коробку, но кукол там нет)

Воспитатель: Ой, дети, посмотрите, в коробке нет кукол. Как вы думаете, что могло случиться? (ответы детей)

Воспитатель: Здесь еще какое-то письмо. Интересно, что в нем написано. Вам интересно узнать? (Ответы)

Текст письма: «Здравствуйте! Пишет вам Старуха Шапокляк. Если вы хотите вернуть кукол, то должны найти ключ от ларца, в который я их спрятала. А чтобы найти ключ, нужно попасть в мою швейную мастерскую и пройти трудные испытания».

Воспитатель: Дети, а вы готовы пройти испытания? (ответы) Не боитесь трудностей? (Ответы)

Воспитатель: Сейчас мы закроем глаза и окажемся в мастерской старухи Шапокляк

(Звучит музыка. По окончании музыки дети открывают глаза).

Воспитатель с детьми подходят к первому столу.

Воспитатель: Посмотрите,какой-то беспорядок: здесь сломанная коробочка для ниток и все нитки валяются, размотались и перепутались. Нужно сделать коробочку, распутать нитки и намотать их на катушки. Давайте решим, что будут делать мальчики, а что девочки. (Дети предлагают. Если девочки не успевают, то мальчики им помогают).

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с первым испытанием старухи Шапокляк.

Девочки были настоящими хозяйками, а мальчики, как настоящие мастера.

Воспитатель с детьми подходят ко второму столу.

Воспитатель: Посмотрите, опять какой беспорядок. Вся одежда валяется, невозможно разобрать, где мужская, а где женская одежда. Наверное, старуха Шапокляк хочет, чтобы вы аккуратно убрали ее в сундучок - мальчики сложили мужскую одежду, а девочки – женскую. Как вы догадались, что это мужская (женская) одежда? (женская одежда яркая, красочная, красивая, с красивыми узорами и рисунками, мужская серая, на ней нет ярких рисунков и т. п.). Как вы думаете, вы справились с испытанием? (ответы)

Воспитатель: Посмотрите, а вот и сундук и ключи. Какой же ключ подходит к сундуку? Давайте все вместе разберемся и найдем нужный ключ. (дети подбирают нужный ключ) Молодцы! Вы дружные, поэтому у вас все получилось.

(Воспитатель достает из ларца куклы).

Воспитатель: Ну вот мы и нашли Марию и Ивана и нам пора возвращаться в детский сад.

(Включается музыка, дети закрывают глаза).

Воспитатель: Дети, мне кажется, что старуха Шапокляк немного схитрила - сказала, что испытания нужно трудные пройти, а на самом деле, вы заметили, что мы в ее мастерской навели порядок. Просто она ленивая и не любит трудиться, да? (ответы)

Звонок по телефону.

Воспитатель: Ой, кто-то мне звонит.

Дети, сейчас звонила старуха Шапокляк. Она просит прощения, за то, что украла наших кукол. И очень хочет, чтобы вы прислали ей бандеролью одежду, которую носили наши предки. Дети, мы прощаем старуху Шапокляк? Но как же мы ей пришлем одежду, если сами ее еще плохо рассмотрели. Поэтому давайте, сначала внимательно рассмотрим ее, а потом нарисуем и отправим по почте. Вы согласны?

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Давайте рассмотрим русский народный костюм Марии.

Женский костюм состоит из рубахи и сарафана. Рубаху шили из белой ткани и украшали вышивкой.Сарафан из ярких тканей: красного, синего, оранжевого. Сарафан украшен красивой тесьмой. Еще сарафан украшали вышивкой, бусинами. Посмотрите, какие части сарафана украшены – подол, спереди узорная полоса и на груди. Такая вышивка делает сарафан красивее, наряднее и богаче.

Давайте рассмотрим одежду Ивана

Мужской костюм состоял из рубашки, которая называлась косоворотка и штанов, которые назывались порты. Как вы думаете, почему рубашка называлась косовороткой? Потому что у ней косой ворот. Косоворотка тоже украшалась тесьмой или вышивкой. Косоворотка обязательно подпоясывалась кушаком. Обратите внимание, какие части косоворотки украшались – ворот, манжет, подол.

Вот такую одежду носили наши предки.

(Воспитатель просит подойти детей к вывешенным иллюстрациям).

Воспитатель: Давайте рассмотрим иллюстрации с женщинами и мужчинами в старину.

Посмотрите на эти иллюстрации (женщина прядет, качает люльку, печет пироги). Обратите внимание на одежду женщин. Во что одеты женщины? (сарафан, длинная рубаха). Какого цвета сарафаны? (ответы). Чем они украшены? (вышивкой, рюшками, вышивкой, бусинами). Вам понравились сарафаны? (ответы) Посмотрите, а что делала женщина по дому в таком длинном сарафане? А скажите мне, глядя на женщину, что можно о ней сказать? Какая она? (красивая, ласковая, заботливая, трудолюбивая, аккуратная, скромная). А о ваших мамах можно сказать, что они заботливые и т. д.? (да) Девочки, а вы бы хотели быть похожими на мам? (ласковыми, заботливыми и т. д.? (да)

А теперь давайте посмотрим вот на эти иллюстрации (мужчина пашет, колит дрова, сеет) Во что он одет? (в косоворотке, портах). Какие части косоворотки украшены? (ответы детей).

Воспитатель: Скажите, а чем мужчина в деревне занимался в старину? (ответы детей) А что можно сказать о нем, какой он? Какие качества ему присуще? (сильный, крепкий, трудолюбивый, выносливый, заботливый). А о ваших папах можно сказать, что они сильные, заботливые, трудолюбивые? (да) Мальчики, а вы бы хотели быть похожими на своих пап? (да)

Воспитатель: Ну вот, теперь мы хорошо знаем, как выглядит мужская и женская одежда наших прабабушек и прадедушек. А что же мы можем отправить по почте старухе Шапокляк? (мы можем нарисовать одежду). А я предлагаю девочкам украсить сарафан (показывает силуэт сарафана, а мальчикам – косоворотку (показывает силуэт косоворотки). Проходите за столы. Давайте еще раз вспомним, какие части сарафана и косоворотки нужно украшать.

(Девочки украшают сарафаны, а мальчики – косоворотки).

Воспитатель: У девочек получились очень красивые сарафаны, а у мальчиков – косоворотки.

Сейчас ваши рисунки подсохнут, и после я их отправлю по почте старухе Шапокляк.

(Дети подходят к воспитателю).

Воспитатель:

Дети, что вы сегодня узнали нового?

А что случилось вначале нашего занятия? (старуха Шапокляк украла куклы)

А где мы сегодня с вами побывали? (в мастерской старухи Шапокляк)

А что мы там делали?

А что вам понравилось больше всего на сегодняшнем занятии?

Вы все молодцы, вы были дружными, поэтому смогли найти Василису и Ивана.

А еще вы добрые, потому что опять простили эту проказницу Шапокляк и даже отправили ей посылку с подарком.

Публикации по теме:

Конспект занятия по валеологии в средней группе «Наши уши» Цель : Дать знания об органах слуха, уточнить, что уши у всех разные При помощи опытов учить различать высоту звука Закрепить правила ухода.

Конспект занятия «Как говорят наши дети»Конспект занятия «Как говорят наши дети» Я вижу, как растёт трава И как цветы цветут, Но где же выросли слова И как они живут? Как появилось слово жизнь Возникло слово лето? Откуда.

Конспект интегрированного занятия с применением ИКТ в средней группе «Наши защитники» Цель: Актуализировать знания детей о празднике День защитника Отечества. Задачи: Воспитывать у детей уважение к своим папам, желание быть.

Конспект занятия с детьми старшей группы «Наши пернатые друзья»Конспект занятия с детьми старшей группы «Наши пернатые друзья» Конспект по экологическому воспитанию (образовательная область Познавательное развитие) с детьми старшей группы. Сегодня я хочу представить.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Конспект занятия «В чём ходили наши предки»
Опубликовано: 15 января 2021 в 22:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 февраля. Всемирный день неторопливости

«Дело верши, да не спеши» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы с ребенком отметить Международный день неторопливости, вместе поиграть и позаниматься...

26 февраля. Всемирный день фисташек

Международный день фисташек был придуман для того, чтобы побудить людей почаще добавлять фисташки в свой ежедневный рацион, используя их преимущества для своего здоровья. Они низкокалорийны, а витаминов,...

Детский мастер-класс по оригами «Будёновка»
Мастер – класс по оригами «Будёновка» выполняли ребята подготовительной к школе группы – Эрик и Арсен. Материал для выполнения мастер – класса:...
Мастер класс для детей «Букет цветов для мамы»
Мастер класс для детей «Букет цветов для мамы». Для работы нам понадобится • Цветная бумага, двух сторонняя. • Гуашь. • Зеленый фломастер. •...
Мастер-класс открытки в технике айрис фолдинг «Черепаха» к Всемирному Дню неторопливости
Материал будет интересен для воспитателей, учителей и родителей детей подготовительного к школе и младшего школьного возраста. Эта публикация...