МААМ-картинки

«Осенняя сказка». Подгрупповое логопедическое занятие в средней группе для детей с ОНР

Надежда Ферд
«Осенняя сказка». Подгрупповое логопедическое занятие в средней группе для детей с ОНР

Лексическая тема занятия : «Осенняя сказка»

Коррекционно – образовательные цели. Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме «Осень. Деревья» (осень, погода, лист, дерево, расти, идти, дуть, тёплый, солнечный, дождливый, золотая, жёлтый, оранжевый, лист каштана, лист рябины, березовый лист, кленовый лист, листопад). Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных в форме винительного падежа; согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.)

Публикация «„Осенняя сказка“, Подгрупповое логопедическое занятие в средней группе для детей с ОНР» размещена в разделах

Коррекционно – развивающие цели. Активизация деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания. Формирование длительного плавного выдоха. Развитие артикуляционной и общей моторики.

Коррекционно – воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание внимательного, бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитофон, аудиокассета (диск) с записью «Осенней песни» П. И Чайковского, картинка «Осень» О. Е. Громова, коврограф, плоскостное изображение осенних листьев, контейнер для карточек, карточки с целыми и разрезанными на части изображениями осенних листьев (горизонтальный и вертикальный разрезы, 3-4 части, сухие листья березы на ниточках, игрушки – зайчонок и слоненок для сопровождения артикуляционной гимнастики.

Предварительная работа. Прогулка в осенний парк, наблюдение за осенними изменениями в природе, сбор осенних листьев и плодов деревьев.

Ход занятия

1. Организационной момент. Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Развитие зрительного и слухового внимания.

В кабинете тихо звучит «Осенняя песня» из альбома «Времена года» П. И Чайковского. Дети входят в кабинет логопеда, здороваются с ним. Логопед встречает детей с улыбкой, здоровается с каждым ребенком, говорит, что рад видеть детей у себя в кабинете. Дети встают около стульчиков перед столом, на котором лежат разноцветные листья.

Логопед. Посмотрите, пожалуйста, на листья, которые лежат перед вами. Сначала сядет тот, перед кем лежит красный кленовый лист.

Ребенок берёт в руки лист и садится за стол.

Логопед : Теперь сядет тот, перед кем лежит жёлтый берёзовый лист.

Ребенок берет в руки лист и садится за стол.

Логопед : Теперь может сесть та девочка, перед которой лежит зелёный лист каштана

Ребенок берет в руки лист и садится за стол.

Логопед : А какой лист у тебя, Ярослав?

Ярослав: Жёлтый лист.

Логопед : Молодец. У тебя жёлтый лист рябины. Садись.

Логопед : Садитесь поудобнее. Сегодня мы с вами отправимся в осеннюю сказку. Но чтобы попасть в сказку, вы должны выполнить моё задание.

2. Разрезные картинки. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи: употребление имен существительных в форме винительного падежа.

Логопед ставит перед собой контейнер с конвертами. В конвертах находятся разрезные картинки.

Логопед. Посмотрите ёще на свои листики. Какие листья перед вами.

1-й ребенок. Кленовый лист.

2-й ребенок. Берёзовый лист.

3-й ребенок. Лист каштана.

4-й ребенок. Лист рябины.

Логопед : Отлично! Вы правильно назвали свои листья. Сейчас я раздам вам конверты. В конвертах находятся точно такие же листья, как и у вас, только их разрезали на части. Соберите листики из частей.

Логопед раздаёт детям конверты. Дети достают из них части листьев и собирают разрезные листья. Если кто-то из детей испытывает затруднения, логопед помогает им или предлагает детям оказать товарищам помощь.

Логопед : Какие вы молодцы! Все быстро и правильно собрали картинки. Раз вы выполнили мое задание, мы можем отправляться в осеннюю сказку.

3. Рассказывание логопедом «Осенней сказки». Развитие речевого слуха, зрительного внимания.

На коврографе появляется «осенняя картинка» : в центре девочка, одетая в куртку, шапку и в сапожках, в руках у неё осенний букет. По всему коврографу разбросаны плоскостные изображения осенних листьев.

Осенняя сказка.

Лето закончилось. Наступила осень. Маша надела новую куртку, шапку, сапожки и отправилась на прогулку. Она вышла во двор и ахнула. Ей показалось, что она попала в осеннею сказку. Желтые, красные, оранжевые листья лежали и на траве, и на дорожке, и на скамейке и кое – где ещё висели на деревьях. И Маша решила насобирать осенний букет для мамы. На дорожке лежало так много осенних листьев.

- Здравствуй, - сказал самый большой кленовый листик. – Как тебя зовут?

- Маша. А тебя?

- А мы - осенние листочки : березовый, этот лист каштана, а этот лист рябины, а я кленовый - ответил большой листик.

- Какой ты красивый. И у тебя так много друзей – листиков.

- Конечно! И все вместе мы осенний листопад.

Подул легкий ветерок, и листочки стали опадать, красиво кружась в своем танце. Листопад, листопад, листья жёлтые, красные, оранжевые летят. В это время во двор вышла мама, позвала Машу, и девочка подарила маме красивый осенний букет.

4. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». Развитие тонкой моторики, координация речи с движением.

Логопед. Давайте тоже отправимся на прогулку, и представим, что собираем желтые, красные, оранжевые осенние листья.

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики на обеих руках,

начиная с больших.

Будем листья собирать. Ритмично сжимают и разжимают

кулачки.

Лист березы, листья рябины Вновь загибают пальчики.

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем, Приседают, «шагают» по ковру

Маме осенний букет отнесем. Средним и указательным

пальцами обеих рук.

5. Артикуляционная гимнастика. Развитие артикуляционной моторики.

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им сесть правильно, положить руки на колени.

Логопед. Сегодня к нам в «Осеннею сказку» прибежали из лесу маленькие слоненок и зайчонок. Зайчонок учит вас делать упражнение «Улыбка», а слоненок – «Трубочка». Давайте поиграем вот так: если я покажу зайчонка, вы сделаете «Улыбку», а слоненка - «Трубочку» (выполняется 3-5 раз).

6. Беседа по «Осенней сказке». Развитие диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.)

Логопед задаёт вопросы, привлекая внимание детей к тем изображениям, о которых идёт речь.

Логопед. Давайте побеседуем о сказке, которую я вам рассказала. Как она называется?

Дети. «Осенняя сказка».

Логопед. Как звали девочку из сказки?

Дети. Маша.

Логопед. Куда отправилась Маша?

Дети. На прогулку.

Логопед. Что она надела?

Дети. Новую куртку, шапку, сапожки.

Логопед. Что в руках у девочки?

Дети. Листики.

Логопед. Какого цвета листья?

Дети. Красные, оранжевые, желтые.

Логопед. Молодцы! А с каких они деревьев?

Дети. С березы, с клена, с рябины.

Логопед. Где Маша собирала листья?

Дети. На дорожке, на траве.

Логопед. Когда же бывает так много листьев?

Дети. Осенью.

Логопед. Правильно, осенью падает с деревьев много желтых и красных листьев. Это время называется листопад.

Логопед. Верно. Вы хорошо ответили на мои вопросы. А теперь выйдите из-за стола и представьте, что мы сами превратились в осенние листья.

7. Упражнение «Листья». Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Листья осенние тихо кружатся (Кружатся на месте, расставив руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движение руками влево -вправо.)

Будто опять закружиться хотят. (Кружатся на месте на носочках.)

8. Упражнение «Осенние листочки». Развитие длительного направленного плавного выдоха.

Логопед раздаёт детям сухие березовые листья, подвешенные на ниточках.

Логопед. Встаньте прямо. По моей команде вы сделаете вдох и станните дуть на листики, не раздувая щёк, вытянув губы трубочкой, так, чтобы листики кружились в воздухе (3-5 раз).

9. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Логопед. Где мы сегодня побывали?

Дети. В «Осенней сказке».

Логопед. Что видели там?

Дети. Осенний листопад. Кленовые, березовые листья, лист рябины, лист каштана.

Логопед. Что мы делали в сказке?

Дети. Собирали картинки, делали пальчиковую гимнастику, играли с зайчиком и слоненком, дули на листики.

Логопед. Я думаю, что вам понравилось в путешествии. А мне очень понравилось, как вы выполняли задания.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по теме «Осень», в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного.

Логопедическая НОД в средней группе. «Поздняя осень» Тема: Поздняя осень Цель: Коррекционно – образовательные: Формирование представлений о поздней осени, осенних месяцев, ознакомление с существенными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Осенняя сказка». Подгрупповое логопедическое занятие в средней группе для детей с ОНР
Опубликовано: 11 августа 2014 в 10:41
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД