Ольга Русина
Конспект занятия «Вещество. Состояния вещества «вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• развитие наблюдательности детей, умений сравнивать, анализировать обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
• Развивать у детей элементарные представления о том, из чего состоят тела и как они могут изменяться;
• Познакомить детей с такими понятиями, как: «твердое тело», «жидкость», «газ» и их отличиями друг от друга;
• На примере воды объяснить, что вещество бывает в трех состояниях;
• Развивать логическое мышление, внимание, память.
Материал и оборудование:
- «Детская энциклопедия»;
Публикация «Конспект занятия „Вещество, Состояния вещества „вода“» размещена в разделах
- пластиковая бутылочка с водой;
- электрический чайник с водой;
- формочки для льда со льдом;
- формочки для льда пустые;
- рукавички (по одной для каждого ребенка);
- схемы строения вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии;
- баночка с вареньем;
- металлические ложечки (по одной для каждого ребенка);
- пластиковые стаканчики и пластиковые тарелочки;
- кукла – «дедушка «Знай».
Ход занятия:
1. Приветствие.
Дети сидят в кругу на ковре.
Воспитатель говорит: «Я очень рада видеть вас».
Дети: «Мы тоже очень рады».
Педагог показывает «Детскую энциклопедию». «Что за книга у меня в руках? Правильно, «Детская энциклопедия». Ребята, скажите, а что такое энциклопедия? (это книга из которой можно узнать много нового и интересного).
«А еще как можно узнать то, что нам неизвестно? Отправиться в страну «хочу все знать». Давайте встанем и возьмемся за руки, скажем волшебные слова: «Раз, два, три – в страну «хочу все знать» попади» (три раза).
2. Эксперименты.
Появляется дедушка «Знай».
- Здравствуйте ребята, я рад приветствовать вас в своей волшебной стране и приглашаю вас в свою лабораторию.
Эксперимент № 1.
Педагог приглашает детей подойти к столу, на нем расположены:
- пластиковая бутылочка с водой,
- электрический чайник с водой,
- формочки для льда пустые,
- формочки для льда со льдом.
Педагог вместе с детьми наливает воду в формочки для льда и уносит формочки в морозильник. «В конце нашего занятия мы увидим, что вода в формочках превратиться в лед, а сейчас возьмем готовый лед в формочках». (каждому ребенку выдается пустая пластиковая тарелочка, пластиковый стаканчик с несколькими кусочками льда, пластиковый стаканчик с водой).
Педагог предлагает ребятам сравнить:
- пролить из стаканчика на тарелочку воду;
- пролить из стаканчика на тарелочку лед.
Вывод: Вода жидкая – проливается; лед твердый - не проливается, может расколоться.
Эксперимент № 2.
Педагог предлагает ребятам вскипятить воду в чайнике. Наблюдать за паром, который выходит из носика чайника при кипении воды. Далее педагог подставляет стеклышко к носику чайника, из которого выходит пар. (Все наблюдают, как пар осаждается на стеклышке и опять превращается в воду).
Вывод: при нагревании вода превращается в пар (газообразное состояние).
3. Опыт «В какой руке лед быстрее растает?»
Педагог раздает каждому ребенку по одной рукавичке и предлагает надеть ее на руку. Затем дети берут в каждую руку по кубику льда и наблюдают, как лед растает и превращается в воду. Психолог предлагает детям сравнить, в какой руке лед быстрее растает: в руке в рукавичке или голой руке. Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.
Вывод: лед тает и превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее (руки теплые, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло рук и холод льда.
Ребята, послушайте отрывок из рассказа Л. Н Толстого «Тепло».
Дети садятся на ковре в круг и слушают отрывок из рассказа.
«… Отчего, когда в оттепель идет снег, он тает на руке, а на шубе остается? Оттого, что тепло лица и руки переходит в снег и распускает (объяснить это слово детям) его; от этого тому месту лица, где растаял снег, делается холодно. Отчего, если подержать жестяную (объяснить слово детям) кружку с холодной водой в ладонях, вода согреется, а ладони охладеют? Оттого, что тепло из рук перейдет в металл, а потом в воду. Если держать кружку рукавицами, отчего она не скоро согревается? Оттого, что рукавицы не позволяют теплу из руки перейти в воду…»
4. Опыт: «Вязнет ли в варенье палец?»
Педагог каждому ребенку на тарелочку выкладывает по одной ложке варенья.
- Ребята, попробуем проткнуть пальцем варенье. Что у нас получилось? (палец вязнет в варенье, потому что это густая жидкость. Частички варенья находятся достаточно близко друг к другу и не «пускают» палец.
Затем детям раздаются металлические ложечки.
- Теперь попробуем проткнуть пальцем ложку. Что у нас получилось? Как вы думаете, из чего сделана эта ложечка? (сквозь металл палец не проходит, так как это твердое вещество, в котором частички «крепко держаться» друг за друга). Вода проливается потому, то ее частички хотя и соединены друг с другом, но не так крепко, как в твердых веществах.
Ребята, сегодня мы с вами познакомились с понятием «вещество» и в каких различных состояниях оно бывает (твердое, жидкое, газообразное).
Дедушка «Знай» : Ребята, обязательно приходите на следующее занятие, и мы с вами узнаем много нового и интересного о воде и ее свойствах.
Ритуал прощания.
«Ребята, давайте встанем в круг и попрощаемся»