Светлана Бартенева
Конспект занятия по рассказу В. Пескова «Когда бушевали метели» на тему «Воронежский биосферный заповедник»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Ребенок – это вселенная, которая развивается и растет по определенным законам. Пока ребенок мал, взрослые порой не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к людям.
Но сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребенку усвоить нормы нравственного поведения; научить не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую; учитывать желания, вкусы, чувства других людей; достойно выходить из конфликтных ситуаций; обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности.
Публикация «Конспект занятия по рассказу В, Пескова „Когда бушевали метели“ на тему „Воронежский биосферный заповедник“» размещена в разделах
- Воронежская область, Воронеж
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа Воронежской области
- Темочки
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем во время подмены нравственных ценностей. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного воспитания подрастающего поколения, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения.
В этом не простом деле нам помогает творчество нашего земляка, необыкновенно талантливого писателя, эколога - Василия Михайловича Пескова.
Воронежский биосферный заповедник был назван его именем. И это неслучайно. Ведь он много писал о заповеднике, расположенном недалеко от родных мест.
Тема: «Что такое заповедник?»
Задачи:
1. Воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, человеку, любви к родной семье, родному дому, краю, поселку, Родине;
2. Уточнить и расширить знания детей о жизни диких животных в заповедниках;
3. Познакомить с рассказом В. М. Пескова «Когда бушевали метели»; формировать бережное отношение к родной природе.
4. Развивать творческую и познавательную активность детей.
Материал: рассказ В. М. Пескова «Когда бушевали метели», картинки с изображениями бобра и оленя, других животных.
Предварительная работа: беседа о заповедниках, питомниках, национальных парках; сюжетно-ролевая игра «Общество натуралистов», настольно-печатная игра «Зоологическое лото»; чтение рассказа В. М. Пескова «Ломаное корыто» и др.
Ход занятия:
Пускай заповедники наши
Живут и цветут всем на славу,
Будут на свете всех краше
И радуют нашу державу!
Желаю, чтоб фауна, флора
Росли, развивались и жили!
Пусть будут они под надзором,
Чтоб люди им вред не чинили!
- Ребята, что такое заповедник? (Это место где природа имеет право жить по своим законам, без вмешательства человека).
Люди приходят в заповедник на экскурсии, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
- А что запрещается людям делать в заповеднике? (Рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных).
- Какой заповедник находится у нас под Воронежем? (Воронежский)
- Какие животные охраняются в Воронежском заповеднике? (Бобры, олени)
- Расскажите о жизни бобра в заповеднике. Какие они? Где живут? Чем питаются? Что вы знаете об оленях?
Игрой этюд «Оживи картинку» :
(воспитатель показывает иллюстрации с изображением дикого животного, а дети мимикой и движениями изображают его)
- Ребята, в какое время года животным заповедника живется труднее всего? (Зимой)
Об одной суровой зиме в Воронежском заповеднике повествует В. М. Песков в своем рассказе «Когда бушевали метели». Были такие сильные морозы, что вековые дубы лопались вдоль по стволу. Очень трудно пришлось всем животным и птицам заповедника в тот год. В это трудное время о лесных жителях позаботились школьники станции «Графская». Послушайте, что пишет Василий Михайлович об одном отважном мальчике - натуралисте Коле Чубинском.
«Натуралист Коля Чубинский пошел на лыжах в лес подсыпать зерен в кормушки для птиц. Увлеченный прогулкой, он не заметил, как очутился в дальнем, глухом квартале. Он повернул назад, но задержался, заметив следы.
«Что за соседство, — подумал Коля. — Почему это рядом с оленьим следом вьется ровной цепочкой лисий?»
Любопытство натуралиста заставило Колю пройти по следам километра три. Так вот в чем тайна! Утопая в снегу, с трудом пробираясь сквозь подлесок и бурелом, понурив голову, брела оленуха. Бока ввалились. Еле передвигает ноги. Лисица почуяла близкую смерть оленухи и шла, поджидая, когда оленуха ляжет. Оленуха чувствовала опасность и поднималась, мотая головой, когда лисица уже намеревалась броситься к ней.
Коля стукнул палкой по дереву, лисица оглянулась и огненным шаром метнулась в чащу. Оленуха тоже кинулась, но после четырех-пяти прыжков грузно осела в сугроб, вытянув голову с большими печальными глазами.
Коля медленно, очень медленно, чтобы не спугнуть оленуху, стал подходить ближе. Через полчаса оленуха уже подбирала губами с ладоней припасенный для птиц овес.
Стало смеркаться. Коля наломал тонких веток, сделал оленухе постель и собрался домой.
Утром, приторочив сзади вязанку сена, наполнив карманы овсом и взяв узелок с солью, он снова пустился в путь. Оленуха лежала на том же месте и сразу подняла голову. С жадностью стала лизать соль, съела овес. Сено Коля оставил у лежки.
Так продолжалось несколько дней. Оленуха привыкла к гостю и робко выходила из чащи на призыв: «Ленка, Ленка».
Свидания прервала вьюга.
— Сегодня в такую даль идти нельзя, — сказала мать.
— А как же Ленка?.
— Завтра метель утихнет, тогда и пойдешь.
Но метель разыгралась с новою силой.
«Погибнет без еды Ленка». Тайком от матери Коля снаряжал лыжи.
Самым трудным оказалось не сбиться с дороги. Метель слепила глаза, и Коля ощупью находил протоптанную раньше лыжню. Усталый, он подошел к старой лежке. Оленухи не было. Не было и следов. «Ленка! Ленка!» — звал Коля. В ответ лишь ветер свистел в верхушках старых сосен. Потеряв надежду, Коля повернул было домой, и вдруг под тремя толстыми деревьями поднялась голова. «Ленка!» Оленуха поднялась на ноги и лизнула Колину руку.
Наутро метель утихла, но Коля слег в постель.
Мы встретились с ним, когда он уже оправился от болезни.
— Четыре дня не был в лесу, — волновался мальчишка. — Что теперь с оленухой?
Мы запаслись кормом и отправились в лес. Ярко светило солнце, снег переливался тысячью искр. Идти было трудно. Лыжи тонули в снегу, запутывались в густом кустарнике, натыкались на бурелом.
Оленуху искали долго. Уже не надеясь встретить, я начал снимать уголки предвесеннего леса, как вдруг Коля замер и знаками стал показывать:
— Глядите! Стадо.
Я повернулся, треснула под ногой ветка, и пять оленей во главе с рогатым самцом побежали. С минуту они мелькали среди деревьев, потом исчезли.
— Кажется, Ленка там! — сказал Коля.
Мы пошли по следам и после часа пути догнали оленей. Они стояли, насторожив уши.
— Ленка, Ленка!
Оленуха узнала Колю, но (боялась нового человека. Я отошел назад.)
Встречу друзей заснять удалось с помощью телеобъектива.
Домой едва дотащились. На лыжи липли комья размякшего снега. В заповедник пришла весна»
Физкультминутка.
Дети по лесу гуляли (маршируют на месте)
За природой наблюдали (ладони к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (голову вверх)
И их лучики согрели.
Бабочки летали, крыльями махали (машут руками)
Ногами топаем (топают ногами)
Хорошо мы погуляли (маршируют)
И немножечко устали (садятся)
- Ребята, давайте вспомним: Зачем Коля пошел в лес?
Чьи следы он увидел на снегу?
Как Коля прогнал лисицу?
Какие глаза были у оленихи?
Почему? Из чего Коля сделал постель оленихе?
Почему Коля на следующий день и последующие дни посещал олениху?
Что случилось с Колей?
Ребята, что вы можете сказать о Коле Чубинском?
Давайте, и мы с вами будем учиться любить все живое, беречь наши цветы, птиц, животных и наша планета станет еще краше!
А вам домашнее задание: нарисовать полюбившихся героев произведения и поделиться дома впечатлениями от рассказа.