Валентина Фуфаева
Тематический план кружковой работы «Словознайка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Развивать речь детей.
2. Способствовать предупреждению речевых недостатков.
3. Активизировать словарь.
4. Развивать у ребенка внимание к слову и его значению.
5. Формировать практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, чувствовать оттенки в значении слов.
Сентябрь.
1неделя.
Дидактическое упражнение: «Задумай слово»
Публикация «Тематический план кружковой работы „Словознайка“ в старшей группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Цель: учить систематизировать представления о значении слов, выражать свои мысли в краткой форме, подбирать слова-названия предметов.
Словесный материал : котенок, петух, морковка, облако и т. д.
2неделя.
Дидактическое упражнение: «Закончи предложение и подбери к нему картинку»
Цель: учить заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящие слова, согласовывать их с другими словами в предложении.
Предметные картинки - мяч, рыба, лягушки, кость, тапочки и т. д.
3 неделя
Дидактическое упражнение: «Назови ласково»
Цель: учить подбирать в уменьшительно-ласкательной форме слова, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки.
Словесный материал : заяц-зайчонок-зайчишка; бабушка-бабуля, мамочка-мамуля, лиса-лисонька и т. д.
4 неделя
Дидактическое упражнение: «Какое что бывает?»
Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.
Словесный материал : Зеленым - огурец, листья.
Новым – шуба, платье, дом.
Маленьким – мышка, брат.
Вкусной – конфета, пирог.
Пушистой – белка, елка.
Холодным – чай.
Октябрь.
1неделя.
Дидактическое упражнение: «Что умеют делать звери?»
Цель: учить составлять словосочетания.
Расскажи от имени белки, зайца, медведя.
Пример. Я рыжая белка.
Я быстроногий заяц.
2 неделя.
Дидактическое упражнение: «Кто знает другое слово?»
Цель: Учить подбирать синонимы к заданному слову.
Словарь :
Смешной - забавный
Грустный – невеселый.
3 неделя.
Дидактическое упражнение: «Помоги Петрушке выбрать слово».
Цель: учить из двух, трех синонимов выбирать слово, наиболее точно по смыслу подходящее к контексту.
Словарь. В лесу…шорох (раздался, прозвучал)
Заяц, белочка … (прыгают, скачут)
4 неделя.
Дидактическое упражнение: «О чем я сказала?»
Цель: учить различать несколько значений одного слова, сравнивать их, находить общее и различное.
Предметные картинки: лук, чеснок, кукла, девочка, сумка, шкаф и т. д.
Пример. Иголка у шприца, ели, ежа.
Нос у человека, самолета, корабля.
Ноябрь.
1 неделя.
Дидактическое упражнение: «Превращения».
Цель: учить употреблять слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Наборы картинок, разных по содержанию.
2 неделя.
Дидактическое упражнение: «О чем еще так говорят?»
Цель: уточнить значения многозначных слов.
Словесный материал : идет мальчик, дождь, снег, зима.
Горький лук, перец, слезы.
3 неделя.
Дидактическое упражнение: «Разные слова».
Цель: учить подбирать по смыслу слово к заданному, объяснять смысловую связь между ними.
Пример. Кошка-мышка (они не дружат).
4 неделя
Дидактическое упражнение: «Что это значит?»
Цель: учить сочетать слова по смыслу; углублять представления о прямом и переносном значениях слов.
Словесный материал : свежий хлеб, свежая рубашка, свежая газета.
Декабрь.
1 неделя.
Дидактическое упражнение: «Дополни предложение»
Цель: учить расширять представления о правильном соединении слов в предложении или словосочетании.
Материал. Ковролин, сюжетные картинки.
Пример. Придумать историю про девочку. (Как зовут девочку? Куда пошла? Что у не в руках)
2 неделя.
Дидактическое упражнение: «Отправляемся в отпуск».
Цель. Учить понимать оттенки значений слов, овладевать представлениями об изменении значений слова с изменением приставки, суффикса.
Пример. Петрушка решил в деревню (поехать).
Ехал, ехал и к яме (подъехал).
Петрушка не растерялся и яму (объехал).
3 неделя.
Дидактическое упражнение: «Скажи по-другому».
Цель. Учить понимать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова.
Пример. Что значит «растет не по дням, а по часам»? Как сказать по-другому?
4 неделя.
Дидактическое упражнение: «Речевые ситуации».
Цель. Учить побуждать к активизации представлений, заставлять в уме совершать словесно-логические операции (находить нужное слово).
Пример. Какое лекарство? (Горькое.) Что еще бывает горьким? (Обида,
слезы.)
Январь.
1 неделя.
Дидактическое упражнение: «Понимание и употребление сравнений».
Задание №1
Цель. Учить понимать сравнения, основанные на сопоставление предметов по разным основаниям с использованием наглядного материала.
Речевой материал: как снег, как зверь, как небо, как ветер, как змея, как горе.
Пример. Как небо (голубой свитер, голубые глаза, вода в озере).
2 неделя.
Дидактическое упражнение: «Понимание и употребление сравнений».
Задание №2
Цель. Учить понимать сравнения, основанные на сопоставление предметов по разным основаниям без наглядного материала.
Речевой материал: как снег, как зверь, как небо, как ветер, как солнышко.
Пример. Ответить на вопрос: «Что как солнышко?» (Одуванчик).
3 неделя.
Дидактическое упражнение: «Понимание и употребление сравнений».
Задание №3
Цель. Учить понимать сравнения на основе сопоставления предметов по признаку.
Речевой материал: как небо, как солнце, как роза, как сахар.
Пример. Красный как роза. Яркий как солнце.
4 неделя.
Дидактическое упражнение: «Понимание и употребление сравнений».
Задание №4.
Цель. Учить подбирать слова к сравнениям, основанные на сопоставлении предметов по действию.
Речевой материал: как лев, как слон, как зверь, как ребенок, как ветер.
Февраль.
1 неделя.
Дидактическое упражнение: «Понимание и употребление сравнений».
Задание №5.
Цель. Учить понимать сравнения, основанные на сопоставлении по признаку в условиях их предъявления в более широком контексте.
Пример. Лена повязала платок (какой) как мак.
В коробке лежали карандаши (какие) как радуга.
2 неделя.
Дидактическое упражнение: «Понимание и употребление сравнений».
Задание №6.
Цель. Учить понимать сравнения, основанные на сопоставлении по признаку в условиях их предъявления в более широком контексте.
Пример. Белочка (что делала) хвостиком, как платочком. (Махала.)
Ребенок от радости (что сделал, как мячик.
3 неделя.
Дидактическое упражнение: «Понимание и употребление сравнений».
Задание № 7.
Цель. Учить составлять сравнения, основанные на сопоставлении предметов по разным основаниям.
Пример. Арбуз - как мяч, как зебра, как сахар.
4 неделя.
Дидактическое упражнение: «Понимание и употребление сравнений».
Задание № 8.
Цель. Учить составлять сравнения, основанные на сопоставлении предметов по признаку.
Пример. Чай горячий как огонь.
Март.
1 неделя.
Дидактическое упражнение: «Понимание и употребление сравнений».
Задание № 9.
Цель. Учить понимать сравнения, основанные на сопоставлении предметов по действию.
Пример. Сердито рычит как зверь.
Ярко блестит как солнце.
2 неделя.
Дидактическое упражнение: «Понимание и употребление сравнений».
Задание № 10.
Цель. Учить использовать сравнения, основанные на сопоставлении предметов по признаку в условиях их предъявления в более широком контексте.
Пример. Закончи предложение. Хлеб высох и стал твердый как камень. Арбуз был такой сладкий как…
Ветви у елочки колючие как…
3неделя.
Дидактическое упражнение: «Понимание и употребление сравнений».
Задание № 11.
Цель. Учить составлять сравнения, основанные на сопоставлении по действию в условиях их предъявления в более широком контексте.
Пример. Закончи предложение. Бульдог рычал на маленькую собачку, как лев.
Зимой вьюга воет, как…
Девочки прыгают, как…
4 неделя.
Задание № 1.
Цель. Учить понимать олицетворения, дифференцировать прямое и переносное значения глаголов в контексте.
Инструкция. Выбрать из двух предложений то, в котором говорится о том, что бывает на самом деле.
Девочка плачет. - Сосулька плачет.
Мальчик раздет. – Лес раздет.
Апрель.
1неделя.
Задание №2.
Цель. Учить объяснять значение олицетворений в условиях предъявления их в широком контексте.
Найти олицетворения в стихотворении Ф. Тютчева.
Зима недаром злится –
Прошла ее пора,
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
2 неделя.
Задание № 3.
Цель. Учить использовать олицетворения в условиях их предъявления в широком контексте.
Инструкция. Я начну предложение, а ты его закончи.
Настенные часы (что делают)
Целую неделю дождь (что делает).
3 неделя.
Задание №1.
Цель. Учить соотносить фразеологические обороты с ситуацией и подбирать эквивалентные выражения.
Инструкция. Когда так говорят? Скажи по- другому. Например: плетется как черепаха – медленно идет.
Как на иголках. Как ветром сдуло. Как рыба в воде.
4 неделя.
Задание №2.
Цель. Учить объяснять значения фразеологических оборотов, представленных в контексте предложения.
Инструкция. Объясни, что это значит.
Например: брат пришел из школы как в воду опущенный - он был расстроен.
Коля и Петя похожи как две капли воды.
Жили они как кошка с собакой.
Май.
1неделя.
Дидактическое упражнение «Сказочные фразеологизмы».
Цель. Активизировать словарь, развивать у ребенка внимание к слову и его значению.
Закончи крылатые выражения, взятые из сказок: поди туда – не знаю куда…
Скоро сказка сказывается…
Это все присказка…
2 неделя.
Дидактическое упражнение «Цветные фразеологизмы».
Цель. Активизировать словарь, развивать у ребенка внимание к слову и его значению.
Белым-бело. Белый свет.
Позеленел от злости. Тоска зеленая.
Красная девица. Красный двор.
3 неделя.
Дидактическое упражнение «Математические фразеологизмы».
Цель. Активизировать словарь, развивать у ребенка внимание к слову и его значению.
Ноль без палочки. В одну дудку дудеть.
Два сапога пара. В два счета.
Третий лишний.
4 неделя.
Дидактическое упражнение «Исторические фразеологизмы».
Цель. Активизировать словарь, развивать у ребенка внимание к слову и его значению.
Время истекло. Как с гуся вода. Зарубить на носу.