Лариса Рубан
Тематический проект «Осень в республике Коми»
▼ Скачать + Заказать документы
I этап. Постановка проблемы
При беседе о приметах осени, в диалог вступили дети, которые отдыхали на южных курортах в сентябре. Педагогом был задан вопрос, одинаковы ли осенние приметы в южных регионах России и нашей республики. В результате анализа был сделан вывод, что окружающий мир осенью в разных регионах России разнообразен.
II этап. Определение цели деятельности
Цель: конкретизировать и расширить представления детей об осенних изменениях в окружающем мире, характерных для региона Коми Республики.
Задачи:
Публикация «Тематический проект „Осень в республике Коми“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Коми
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
• Учить детей планировать свою деятельность для создания проекта;
• Воспитывать интерес детей к растительному и животному миру родного края;
• Учить видеть изменения в окружающем мире в осенний период в родном крае и сравнивать эти особенности с особенностями других регионов нашей страны;
• Дать представления о деревьях и кустарниках лесов республики Коми, о их строении и значении в жизни человека;
• Закрепить названия овощей, учить классифицировать их по назначению к употреблению человека в пищу (корнеплоды, плоды, листья, семена);
• Формировать представления о дарах родного леса: грибы и ягоды, произрастающих в Коми республики, учить отличать ядовитые грибы и ягоды от съедобных;
• дать представления о зимующих птицах республики, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как помочь птицам перезимовать суровую зиму;
• дать представления о диких животных лесов Коми республики, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме;
• формировать представления детей как человек готовиться к зиме в осенний период (одежда, жилище, пищевые заготовки,
• закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе;
• развивать эстетическое восприятие красоты осенней природы, образов животных, птиц, человека и умение передавать увиденное в рисунках, поделках;
• воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать посильную помощь животным и птицам;
• формировать представлений об животном и растительном мире родного края, посредством чтения художественной литературы;
• создавать в группе условия для расширения представлений об особенностях осеннего периода в республике Коми;
• развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку, умение мыслить логически, давать правильное умозаключение;
• продолжать учить детей сотрудничать, анализировать свою работу и действия других детей, вызывать положительные эмоции от полученного результата;
• развивать умения совместного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.
III этап Конкретный замысел.
Совместным решением было создать информационный постер об особенностях осеннего периода в жизни животных, птиц, людей о разнообразии растительного мира, овощей и даров леса в республике Коми. Организовать выставку поделок из природного материала «Волшебница Осень». Выпустить альбом для пользования в группе «Осень в родном крае».
IV этап Планирование.
Совместная разработка плана работы над проектом :
• Разделить поиск информации на определё нные темы: «Растительный мир», «Дары леса», «Щедрый огород», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Человек».
• Темы для постера рассматриваются последовательно. По каждой теме определён срок сбора информации 1 неделя.
• Общий срок реализации проекта 6 недель (последняя неделя сентября- первая неделя ноября)
V этап Реализация проекта и постоянная рефлексия.
Мероприятия проводимые в рамках проекта по образовательным областям:
оо «Познание»
• НОД «Осень, осень в гости просим»;
• НОД «Деревья и кустарники»;
• НОД «Дары леса»;
• НОД «Мы корзинки возьмем в огород пойдём»;
• НОД «Зимующие птицы»;
• НОД «Дикие животные республики Коми»;
• Рассматривание географических карт, глобуса, с целью выявления географического положения Республики коми и её климатических особенностей;
• Экскурсии на эколого – биологическую станцию с посещением парка и мини-зоопарка;
• Поход в лес совместно с родителями;
• Наблюдения и рассматривание осенних деревьев и кустарников;
• Наблюдение за внешним видом (одеждой) людей в осенний период»;
• Наблюдение за птицами;
• Изготовление персональных гербариев совместно с родителями (домашнее задание);
• Сбор информации и материала детей и родителей для создания альбома «Осень в республике Коми»;
• Рассматривание иллюстраций, картин, альбомов «Осенние приметы»,
«Дикие животные», «Деревья и кустарники», «Грибы – ягоды», «Зимующие птицы»
Оо «Коммуникация»
• Рассматривание и рассказывание по картинам «Золотая осень», «Урожай»;
• Развитие речи по средством заучивание стихотворений : И. Мезин «Осень», А, Фет «Ласточки пропали», А. Пушкин «Унылая пора, очей очарованье»;
• Заучивание стихотворений и мини –сценок для осеннего развлечения «День рождения Осенинки»;
• Речевая игра «Интервью», «Круглый стол»;
• Разучивание потешек, скороговорок, чистоговорок на осеннюю тематике;
• Разучивание пальчиковой гимнастики «Осень», «Зимующие птицы», «Ягоды», «Овощи»
оо «Физическая культура»
• Утренняя гимнастика с осенними листочками;
• Подвижные игры: «Ласточки и воробьи», «Медведюшка –батюшка»,
«Дождик», «Ёжик», «Здравствуй Осень»
оо «Здоровье»
• Беседа на тему «Витамины с грядки»
оо «Социализация»
• Беседа на тему «Как семья к зиме готовилась»
• Сюжетно –ролевые игры «Зоопарк», «Огород», «Семья»,
• Настольно –печатные и дидактические игры «В гостях у Лешего», Лото : «деревья, кустарники», «Грибы –ягоды» «Птицы», «Вершки-корешки», «Когда это бывает?», «Летает –не летает», «Съедобное - не съедобное». «Сложи картинку»
оо «Безопасность»
• Беседа на тему «Как вести себя в лесу»;
• Беседа на тему «Ядовитые грибы и ягоды»;
• Беседа и просмотр видеофильма «Лесные жители»;
оо «Труд»
• Уборка площадки от опавших листьев, утепление корней деревьев и кустарников опавшей листвой, подготовка клумб к зиме.
Оо «Чтение художественной литературы»
• М. Волошин «Осенью», Л. Станчев «Осенняя гамма»
Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась», К. Коровин «Белка», И. С. Соколов-Микитов «Осень в лесу», И. Бунин «Листопад», В. Авдеенко «Осень», М. Горький «Воробьишко», А. Я. Яшин, «Покормите птиц», Н. Анишиной "Овощной спор", «Овощи» Тувим Юлиан (пер. С. Михалкова, Сказки: «Волк и лиса», Е. Чарушин. «Лисята», «Что за зверь?», «Волчишко»
• Чтение загадок на тему «Овощи», «Птицы», «Приметы Осени», «Дикие животные», «Грибы ягоды», «Деревья».
Оо «Художественное творчество»
• Рисование на темы: «Осенний сад», «Грибная полянка», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Осенние заготовки»;
• Лепка на темы: «Зимующие птицы», «Осенняя корзинка», «Мы пойдём на огород»;
• Аппликации из осенних листьев «Листопадная фантазия», «Овощи»;
• Поделки из природного материала на конкурс «Волшебница Осень» (совместно с родителями;
• Изготовление информационного постера «Осень в Коми крае».
Оо «Музыка»
• Разучивание песен : «Чудо – осень», «Осень в гости просим», «Родная песенка», «Кто сидит на этой грядке?»;
• Разучивание муз. игры «Летает – не летает»;
• Музыкально -ритмические упражнения «Лесная дискотека»;
• Слушание музыки «Звуки леса».
VI этап Анализ результатов и презентация.
Итоговые мероприятия:
• Изготовление и презентация информационного постера «Осень в Коми крае»;
• Выставка работ и поделок детей «Волшебница Осень»;
• Открытое мероприятие интегрированная НОД по познавательно – речевому развитию (интеграция по образовательным областям «Познание» и «Художественное творчество») «Дикие животные республики Коми»;
• Изготовление альбома «Осень в республике Коми»;
• Развлечение «День рождение Осенинки».
• Обобщение опыта работы.