Елена Кобзева
Тематическое музыкальное занятие для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказки А. С. Пушкина в классической музыке»
Цель: показать взаимосвязь разных видов искусств на примере сказки А. С. Пушкина " Сказка о царе Салтане", музыкальных фрагментов из одноименной оперы композитора Н. А. Римского-Корсакова и иллюстраций к сказке И. Я. Билибина.
Публикация «Тематическое музыкальное занятие для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи: знакомить детей с фрагментами из оперы на сюжеты сказки Пушкина; формировать навыки эмоционального и осознанного восприятия музыки через нетрадиционные методы озвучивания; воспитывать интерес к русской культуре через синтез различных видов искусств (музыки, литературы, ИЗО).
Ход занятия.
Дети входят в музыкальный зал под музыку из оперы Римского - Корсакова"Сказка о царе Салтане" и садятся на стульчики.
Муз. рук. : Здравствуйте, ребята. Это занятие я решила начать с отрывка одного произведения. Вот послушайте:
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый,
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо-песнь заводит,
Налево-сказку говорит…
Ребята, скажите песнь - это какой вид искусства?
Дети: Музыка
Муз. рук. : Правильно. А сказка?
Дети: Литература.
Муз. рук. : Правильно. Вот видите, ребята, сам поэт подсказал нам о связи музыки и литературы. А стихи какого поэта я сейчас вам прочитала, вы узнали? (ответы детей)
Муз. рук. : Да, Александра Сергеевича Пушкина. У меня на столе разложены портреты великих людей. Посмотрите, пожалуйста, на них и найдите портрет А. С. Пушкина.
(Выходят один-два ребенка и выбирают нужный портрет).
Муз. рук. : Сказки Пушкина очень поэтичны и музыкальны и поэтому многие композиторы написали музыку на стихи Пушкина. Одна из таких сказок «Сказка о царе Салтане». Посмотрите на эту иллюстрацию (на экране иллюстрация к сказке А. С Пушкина "Сказка о царе Салтане"). На сюжет этой сказки русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу (показывает портрет композитора на экране). Давайте же вспомним, о чем эта сказка.
(Дети коротко рассказывают сюжет сказки до трех чудес.)
Муз. рук. : Молодцы, вы хорошо знаете сказки Пушкина. Весь сюжет сказки разворачивается около моря. Вот послушайте, как море увидел и услышал Николай Андреевич. (Включается отрывок из оперы «Море» на этом фоне читается отрывок сказки).
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого.
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят…
Муз. рук. : А скажите мне, пожалуйста, хотите ли вы побыть музыкантами, но необычными, сказочными?
Дети: Да.
Муз. рук. : И я предлагаю вам озвучить отрывок «Моря» в бумажном оркестре. Я буду дирижер, а вы – музыканты. Инструментами будут разноцветные листочки: Синие – море, красные – паруса, желтые – пушки.
Исполняется бумажный оркестр.
(развитие фантазии и воображения детей).
Муз. руководитель снова читает отрывок из сказки и показывает движения детям.
Ветер по морю гуляет (Синие листочки шаркают друг об друга)
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах (Красные листочки двигаются волной)
На поднятых парусах
Мимо острова крутого.
Мимо города большого.
Пушки с пристани палят, (Стукают желтые листочки друг об друга)
Кораблю пристать велят…
(Повторить еще раз не останавливаясь для закрепления.)
Муз. рук. : Какой замечательный бумажный оркестр у нас получился. А скажите мне, ребята, каким музыкальным инструментом мы можем озвучить такие строчки: «Пушки с пристани палят»? У меня на столе разложены различные инструменты. И я предлагаю вам выбрать и порассуждать, почему именно этот инструмент вы выбрали.
(Подходят еще двое детей по желанию. Выбирают барабан. Рассказывают, почему выбрали именно его и почему не выбрали другие. Играют на барабанах заданный ритмический рисунок).
Муз. рук. : Итак, что же увидел царь Салтан на острове, когда все - таки решил побывать в гостях у Гвидона? Какие три чуда были в сказке?
Дети: Белка, которая грызет орешки, 33 богатыря и Чудо-Лебедь.
Муз. рук. : Какие вы молодцы. А помните ли вы, какую песенку напевала белка?
(Дети поют «Во саду ли, в огороде». На экране появляется фрагмент мульфильма, где белка исполняет песенку)
Муз. рук. : Да, мы с вами хорошо знаем эту песенку. А Римский-Корсаков взял ее за основу первого чуда в опере. И я предлагаю вам озвучить это чудо в опере. Для этого нам нужны ложки и бубны.
(Девочки берут бубны, а мальчики берут ложки.)
Исполняется оркестр на музыку «Во саду ли, в огороде»
(развитие чувство ритма, учить слышать главную долю, воспитание коммуникативных навыков).
Муз. рук. : Молодцы, ребята. Второе чудо: 33 богатыря. Чем занимались богатыри?
Дети: Охраняли остров.
Муз. рук. : Правильно. А кто охраняет границы нашей страны?
Дети: Пограничники, солдаты (различные варианты ответа)
Муз. рук. : А давайте мы с вами вспомним песню, которая называется «Защитники страны» .
Исполняется песня «Защитники страны» (А. Берляков)
(формирование умения петь интонационно чисто, слаженно, слыша друг друга, работа над дикцией и арткуляцией)
Муз. рук. : Ребята, а как ходят солдаты? Каким шагом?
Дети: Маршевым.
Муз. рук. : А вы умеете так ходить?
Дети : Да!
Звучит отрывок из оперы «Второе чудо. Богатыри». Дети маршируют и по команде перестраиваются в две колонны, затем в одну.
(Учить чувствовать ритмический рисунок музыки, учить маршировать в темпе музыки, делать перестроения в две колонны и колонну по одному, воспитывать чувство гордости за нашу армию.)
Муз. рук. : Славные защитники растут у нас в стране. Ну что, вот и третье чудо. Помните ли вы, что за чудо было в сказке? (Ответы детей)
Звучит отрывок из оперы «Лебедь», на экране иллюстрация Царевны-Лебеди.
Муз. рук. : … Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает-
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
(Дети слушают до конца отрывок).
Муз. рук. : Что вы скажете об этой мелодии, какая она по характеру?
Дети: Характер танцевальный, темп медленный, плавный, нежный
спокойный.
Муз. рук. : Посмотрите, у меня на столе есть звездочки. И я предлагаю вам с ними потанцевать под эту музыку, кто как ее слышит.
Дети берут звездочки и импровизируют танец под музыку «Лебедь».
(использование знакомых танцевальных движений в свободном жанре, развитие творческих способностей детей, воспитывать любовь к классической музыке.)
Муз. рук. : Итак, дети, мы прослушали с вами три разных музыкальных фрагмента. А какие жанры музыки прозвучали? (Если затрудняются ответить, то напомнить о каждом чуде.)
Дети: Танец, марш и песня.
Муз. рук. : Молодцы, ребята. Какие виды искусства мы использовали, что слушали, что смотрели? (Также помочь наводящими вопросами.)
Дети: Музыка, литература и изобразительное искусство.
Муз. рук. : Да, ребята, через прекрасные сказки А. С. Пушкина, красивую оперу Н. А. Римского-Корсакова и красочные иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» мы с вами окунулись в очень удивительный мир искусства. Посмотрите, у меня есть интересные раскраски с сюжетами этой сказки. Я отдаю их вам в группу, раскрасьте их по собственному желанию, а на следующее занятие принесите.
Музыкальный руководитель отдает раскраски воспитателю, прощается с детьми. Дети под музыку «Море» выходят из зала.