Светлана Акентьева
Тематическое планирование на неделю по теме: «Народная игрушка» все возрастные группы
▼ Скачать + Заказать документы
данное планирование разработанно на основе методических материалов по программе Вераксы, Васильевой "От рождения до школы",а так же интернет рисурсов с учетом требований ФГТ.
непосредственно образовательная деятельность
[/b]
младшая группа
[/b]
1. рисование:
знакомство с дымковской игрушкой "Украсим уточку"
Публикация «Тематическое планирование на неделю по теме: „Народная игрушка“ все возрастные группы» размещена в разделах
- Игрушки
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Цель: Продолжать учить видеть сказочность, праздничность игрушек, яркость красок; обратить внимание на характер рисунка, его ритмичность. Учить украшать уточку элементами дымковского узора (рисовать круги неотрывными движениями руки всем ворсом кисти,точками
(концом кисти).
Материал:дымковская игрушка,силуэт в форме уточки,гуашь,кисти.
2. познание:
выставка "Дымковская игрушка"
Цель: Знакомить детей с дым. игрушкой. Учить рассматривать глиняные игрушки, выделять материал, из которого они сделаны, их украшения.
Материал: дымковские игрушки, альбом с дымковской росписью
3. лепка:
дымковская уточка
Цель: Учить лепить из целого куска, придавать сходство с игрушкой. Развивать моторику рук. Воспитывать интерес к русской игрушке. Материал: дымковская уточка, пластелин,стека.
4. аппликация
Узор на полосе
Цель: Учить видеть сказочность, праздничность игрушек, яркость красок; обратить внимание на характер рисунка, его ритмичность. Учить составлять узор на полосе, украшая его кругами разного цвета и размера. развивать чувство ритма и цветовосприятия. воспитывать аккуратность.
Материал: дымковская игрушка, белая бумага в форме полосы, зааготовки кругов разного цвета и величены, кисти, клей, салфетки, клеёнка.
средняя группа:
[/b]
1. рисование:
"Филимоновский табунок"
Цель: Закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов Материал:иллюстрации филимоновских игрушек, силуэт в форме филимоновской лошадки, гуаш, кисти.
2. познание:
"Филимоновские игрушки"
Цель:Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
Материал:иллюстрации филимоновских игрушек, альбом с элементами фолимоновской росписи.
3. лепка:
"Филимоновская лошадка"
Цель: Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку из целого кускапластелина, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе. Материал:иллюстрации филимоновских игрушек,пластелин, стеки.
4. аппликация
"Узор на платочке"
Цель: закреплять знания детей о круглой и овальной форме. Упражнять в вырезывании путём плавного закругления углов. Закреплять приёмы владения ножницами. Развивать цветовое восприятие.
старшая группа
[/b]
1. рисование:
роспись каргапольской барышни.
Цель: Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т. д. и украшать им вылепленное изделие. Воспитывать интерес к народному творчеству.
2. познание:
Рассказ об истории промысла.
Цель:Познакомить с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Дать представления об особенностях каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи.
3. лепка:
«Полкан-кентавр»
Цель: Обобщить знакомство детей о каргопольских игрушках Закрепить умение лепить каргопольскую игрушку – Полкана - кентавра, используя знакомые способы лепки; передавать его выразительные особенности (форму, пропорции, динамику). Самостоятельно выбирать способ изображения. Развивать интерес и уважение к народному творчеству.
4. аппликация:
"Дружный хоровод" (коллективная)
Цель: Развивать навыки симмет ричного вырезания силуэта игрушки из листа бумаги сложенного пополам, с предварительно нарисованным контуром. развивать чувство цвета и композиции при построениии узора, размещении его на предложенной форме. учить органично размещать свою фигурку в общей композиции.
подготовительная группа
[/b]
1. рисование:
«Очень любим мы, Матрешки, разноцветные одежки»
Продолжать знакомство детей с русской матрешкой. Показать характерные особенности полхов-майданских, загорских и семеновских матрешек. Формировать технические умения и навыки кистевой росписи. Учить использовать в росписи матрешки печатку-тычок. Формировать эстетический вкус.
2. рисование:
«Богородские игрушки»(графика)
Цель:Продолжать знакомить детей с богородской резной деревянной игрушкой. Учить рисовать богородскую игрушку графическим способом, стараясь передать движение и строение персонажей. Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров. Уважение к их труду.
3. познание:
"Русская народная игрушка"
Цель: обобщить знания о глиняных игрушках - дымковских и филимоновских. рассказать об истории богородского промысла, о сергиево-посадских игрушках и о самой популярной деревянной игрушке - матрешке. учить различать разные техники росписи матрешек. воспитывать гордость за свою семью
4. лепка:
«Богородский медведь».
Цель:Закрепить умение передавать замысел, лепить фигурку животных, выделяя их характерные особенности. Развивать чувство ритма в процессе оформления поверхности изделия. Закрепить умение украшать фигурку с помощью стеки. Развивать творчество, фантазию, аккуратность.
5. аппликация:
"Дымковский петушок"(кллективная работа выполненная в технике мозаики,выполненной обрыванием)
Цель: развивать интерес к технике обрывания; учить сочетать разные техники выполнения аппликации для получения выразительного образа. развивать навыки совместной работы.
совместная деятельность детей и взрослых:
ОО "Здоровье"
[/b]
пальчиковые игры:
1. «Матрешки»
Мы – красавицы матрешки, Разжимают кулачки,
Разноцветные одежки. шевелим пальчиками.
Раз – Матрена, два – Малаша, Загибаем поочередно пальцы
Мила – три, четыре – Маша, на правой руке, Маргарита – это пять начиная с большого
Нас нетрудно сосчитать Разжимают кулачки 2 раза
(В. Степанов)
2.«Дымковские барышни»
Мы игрушки расписные, Дети сжимают и
Хохотушки вятские разжимают кулачки.
Щеголихи слободские
Кумушки посадские
Наши руки крендельком,
Щеки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
«Подарки»
Пошла Маша на базар, пальчики шагают по столу
Принесла домой товар.
Родной матушке платок
По середочке цветок. изображают руками цветок
Братьям-соколам стучат кулачками по столу
По козловым сапогам Сестрицам-лебедицам двигают сцепленными пальчиками
По белым рукавицам.
4."едут,едут бабка с дедом"
Согните руку в локте, поднимите кисть вверх и растопырьте пальцы. У вас получится дверь между указательным и большим пальцем и три окошка. Пусть малыш за вами повторяет.
Едут, едут бабка с дедом!
Просуньте мизинец в первое окошко между мизинцем и безымянным пальцем со стороны ладони.
Нет, то скачет конь с соседом.
Положите на мизинец безымянный палец (теперь из окошка выглядывают двое).
Нет, то два мешка с овсом.
Положите на безымянный средний палец.
Нет, то кот дерется с псом.
Положите на средний указательный палец.
Ну чего же так кричать,
Если некого встречать?
Просуньте в окошко большой палец, расталкивая других. Уберите все пальцы из "окошка".
Едут, едут бабка с дедом!
Нет, то пастушок с обедом,
Нет, то водят хоровод,
Нет, то снова пес и кот!
Ну чего же так кричать,
Если некого встречать?
То же самое, но пальчики выглядывают во второе окошко между безымянным и средним пальцами.
Едут, едут бабка с дедом!
Едут папа с мамой следом!
И подарков целый воз!
А за ними кот и пес!
Ну чего же зря кричать?
Побежали их встречать!
То же самое, но пальчики выглядывают в третье "окошко" между средним и указательным пальцам. После этого все пальцы убираются и вместе с рукою "выбегают" через "дверь" между большим и указательным пальцами, перебирая пальчиками-ножками.
физкультминутки
1. Игрушки Отдых нам - физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз - присели, два - привстали,
Сели-встали, сели-встали –
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
(соответствующие движения)
2. Матрешки
Мы веселые матрешки, наклоны встороны
Ладушки, ладушки. хлопки в ладоши
На ногах у нас сапожки, выставлять ножки
Ладушки, ладушки, хлопки в ладоши
В сарафанах наших пестрых, повороты вправо, влево
Ладушки, ладушки, хлопки в ладоши
Мы похожи словно сестры, покружится
Ладушки,ладушки хлопки в ладоши
3. дымковские игрушки
Мы игрушки расписные, повороты вправо, влево
Хохотушки вятские –
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Мы игрушки знатные выставляют ножки
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Мы ребята удалые, руки на поясе, наклоны в стороны
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовём,
Всем игрушки продаём!
Раз, два, три, четыре, хлопки
Круг поуже, круг пошире! сойтись в центр круга
На носочек и на пятку, встать на носочки, на пятки
А потом пляши вприсядку! приседаем
Влево, вправо повернись, повороты вправо, влево
Веселее улыбнись!
дыхательная гимнастика
1. любуемся игрушками
Дети чередуют короткие вдохи через нос и долгий выдох через рот. Затем медленный вдох через нос и медленный выдох через рот со словами "а-а-ах"
2. дуем,дуем,задуваем
дети берут в правую руку пособие (плоскостные игрушки, на 1-2-3 делают вдох, на 1-2-3 - выдох, дуя на пособие спокойно и длительно.
3. уточка
*Глубокий вдох через нос – задержать дыхание. Быстрый выдох ртом со словом «кря».
*Быстрый вдох через нос – задержать дыхание. Медленный выдох ртом «кря – а – а»
*Положить ладони на низ живота и сделать энергичный выдох на слова «кря – кря – кря», втягивая живот.
ОО"Физическая культура"
русскаие народные подвижные игры:
1."Растеряхи"
Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.
2."умедведя во бору"
Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.
Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору грибы, ягоды беру.
А медведь не спит, и на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.
3. хороводная игра "мы матрешки"
Мы матрёшки Вот такие крошки
Танцевать, танцевать вышли мы немножко \ 2 раза
Мы матрёшки Вот такие крошки
А у нас, а у нас чистые ладошки \ 2 раза
Мы матрёшки Вот такие крошки
А у нас, а у нас новые сапожки \ 2 раза
Мы матрёшки Вот такие крошки
Танцевать, танцевать вышли мы немножко \ 2 раза выполнять движения в соответствии с текстом
4."Игровая"
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
А дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.
5. краски
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: Тук, тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: "Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!" Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: "Скачи на одной ножке по голубой дорожке".
Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.
6."Дударь"
Выбирается Дударь, становится в круг. Вокруг него идёт хоровод и поёт песню:
Дударь, Дударь, Дударище
старый, старый старичище.
Его под колоду, его под сырую,
его под гнилую.
– Дударь, Дударь, что болит?
Дударь показывает и называет, что у него болит (рука, голова, спина, коленка и т. д., все кладут руки друг другу на это место и снова начинают ходить по кругу с песней.
Дударь, Дударь, Дударище
старый, старый старичище. и т. д.
Когда надоест играть, Дударь говорит: «Выздоровел!»
7."Переездной конь"
В игре могут с успехом принимать участие, как взрослые, так и дети, особенно во время массовых праздников. Все участники делятся на две команды: одни – "кони", другие – "наездники". "Наездники" садятся на "коней" и образуют круг. Одному из "наездников" вручается мяч. "Наездники" передают мяч по кругу в ту или иную сторону, например, вправо. И нужно, чтобы мяч прошел несколько кругов, по договоренности до игры. После чего команды меняются местами, но, как правило, игра складывается иначе. Если во время переброски мяча он оказывается на земле, то команды моментально меняются местами: "кони" становятся "наездниками", а "наездники" – "лошадками".
8. Вариант ЖМУРОК.
Выбираются ЖМУРКА и БУБЕНЕЦ.
Они находятся внутри хоровода. Жмурке повязывают повязку, Бубенцу дают в руки бубенец! Кто-нибудь раскручивает Жмурку, все хором скандируют:
Трынцы-брынцы бубенцы
Позолочены концы
Кто в бубенчики играет,
Того жмурка не поймает!
После чего Жмурка ловит Бубенца. Остальные держут круг и активно "болеют" за кого-нибудь и дают подсказки'' Потом Бубенец становится Жмуркой и выбирают (можно по считалке) нового Бубенца. Если народу много, то можно наверное сразу нескольких Бубенцов запустить.
9. Игра"Медом или сахаром"
Играющие делятся на две команды: выбирают, кем быть – медом или сахаром. Затем берут палку и тянут ее за оба конца. Соревнуются, на чей стороне больше меда или сахара.
10. "Гуси-гуси"
Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие — «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.
— Гуси-гуси!
— Га-га-га
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Ну, летите же домой!
— Серый волк под горой,
Не пускает нас домой,
Зубы точит,
Съесть нас хочет!
— Ну летите, как хотите, только крылья берегите!
«Гуси» разбегаются, «волк» их ловит. Когда «волк» переловит всех «гусей», «хозяйка» говорит ему:
— Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.
ОО"Социализация"
младшая группа
д/и "четвертый лишний"
Цель: учить детей обобщать, выделять народные игрушки из группы, находить лишнюю игрушку. Развивать внимание, мышление. Д/и "Кто спрятался" Цель: закрепить знания детей о русских народных игрушках. Развивать память, мышление, внимание.
Д/и "В какой руке игрушка"
Цель: формировать интерес к русской народной игрушке. Развивать умение определять правую и левую руки.
Д/и "Найди игрушку из глины" (дерева)
Цель: развивать логическое мышление. Формировать интерес к народному творчеству
Д/и "Расставь по росту"
Цель: учить классифицировать предметы по размеру. Сюжетно-ролевая игра "Магазин"
Цель: формировать интерес к народной игкушке. учть играть придерживаясь сюжета.
средняя группа
Д/и "Найди различия и сходства"
Цель: учить сравнивать дымковскую и филимоновскую игрушку, находить сходства и различия. Активизировать речь.
Д/и "Что изменилось"
Цель: развивать внимание, память. Закрепить знания о дымковской и филимоновской игрушке.
Д/и "Разложи матрешек по величине"
Цель: формировать интерес к народной игрушке. учить классифицировать предметы по величине.
Д/и "Собери игрушку" (пазлы)
Цель: развивать логическое мышление. закрепить знание понятия народная игрушка.
Д/и "Опиши игрушку" Цель: учить составлять описательный рассказ по игрушке. Активизировать речь. сюжетно-ролевая игра "магазин игрушек"
Цель: продолжать развивать интерес к народной игрушке. учить распределять роли перед игрой. формитровать интнерес к сюжетной игре.
старшая группа
Д/и "Какой игрушки нестало"
Цель: закрепить навыки порядкового счета. Формировать интерес к народной игрушке.
Д/и "Подбери узор"
Цель: развивать художественный вкус и цветовосприятие. закрепить знание элементов народной росписи.
Д/и "Сходства и различия"
Цель: Учить детей сравнивать между собой народные игрушки, находить сходства и различия. Формировать интерес к народной игрушке.
Сюжетно-ролевая игра"Парад игрушек"
Цель: закрепить знания детей о народной игрушке.
подготовительная группа
Д/и "Не одежда красит человека, а работа" (разрезные картинки). Цель: Уточнить представления о различных ремёслах, закрепить в речи их названия. Развивать восприятие.
Д/и «Я начну, а ты – закончи»
Цель: Ведущий кидает одному из детей мячик и произносит начало потешки (поговорки, а ребенок, поймав мяч, должен закончить потешку (поговорки). Д/и «Что за игрушка»
Цель: учить описывать игрушку по характерным признакам, по описанию узнавать их. Сюжетно-ролевая игра "Мы на Севере живем"
Цель: закрепить знания детей о северной русской народной игрушке. Формировать интерес к быту северян, к северным традициям.
ОО"Познание"
младшая группа
Беседы:
1. Какие игрушки вы знаете?
2. Кто раскрасил игрушки?
3. логическая ситуация. Игрушку бросили и сломали
4. хотел бы ты получить Матрешку в подарок? Наблюдения:
1. рассматривание иугрушек. Сенсорное обследование (материал, цвет, особенности строения.)
2. рассматривание иллюстраций с игрушками. Опыты:
с бумагой (рвется, мнется,гладкая и т. д.,
глиной (мягкая, лепится, раскатывается,
металом (твердый, гладкий, холодный) и т. д.
средняя группа
Беседы:
1. зачем игрушки нам нужны?
2. Кто делает игрушки?
3. Как надо обращать ся с игрушками? 4. логическая ситуация. Почему игрушке грустно? Наблюдения: 1. Рассматривание матрешки. Сенсорное обследование (цвет, форма, величина, характерные особенности, материал)
2. Сравнение деревянной и фарфоровой матрешки. опыты:
тяжелая-легкая,теплая-холодная.
старшая группа
беседы: 1. Что нужно мастеру для работы?2. Если бы ты был художником : как расположил бы узор? Какие цвета ты бы выбрал? 3. расскажи малышу как надо обращаться с игрушкой.
4. из чего делают игрушки? Наблюдения:
1. Рассматривание иллюстраций.
2. Рассматривание современны и старинных игрушек. Опыт:
какой материал прочнее - бумага, глина, дерево?
подготовительная группа
Беседы:
1. Чем играли на Севере раньше.
3. Игрушки которыми играли наши бабушки.
4. чем похожи и чем отличаются игрушки? Наблюдения: 1. рассматривание куклы скатки (игрушек из кости). 2. сравнение матрешек по росписям. Опыт: какой материал прочнее - бумага, глина, дерево?
ОО "Безопастность"
Формировать навыки безопасного обращения с инструментами во время работы (со стекой, с ножницами, с иголкой.) Воспитывать бережное отношение к вещям.
Расширять представления о способах безопасного обращения с глиняной и фарфоровой игрушкой. Воспитывать чувство чувство национальной гордсти.
ОО "Чтение художественной литературы"
Загадки о народных промыслах
Тук – тук, щёлк – щёлк,
Медведь, мужик, коза и волк…
Деревянные игрушки:
И медведи, и старушки-
То сидят, а то спешат,
Ребятишек всех смешат. (Богородская резьба)
Есть ещё для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка-
Красавица девица,
У неё сестрицы.
Каждая сестрица-
Для маленькой темница. (Матрешка)
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня. (Дымка)
В этой молодице прячутся сестрицы.
каждая сестрица - для меньшой - темница.
(Матрешка)
МАТРЕШКИНЫ ПОТЕШКИ
Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матреша вышла в юбочке.
На заре трубит рожок,
Кличет стадо на лужок:
- Выходи, Буренушка!
- Выхожу, матренушка!
Ходят куры в стороне,
Позабыли обо мне.
Принесла горошку -
Вспомнили матрешку.
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
Шла по ягоду Матрешка,
Позабыла взять лукошко.
"И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?"
Сели мы на карусели,
На качели пересели,
Сто знакомых встретили,
На поклон ответили.
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
У торговца, у торговки
Покупали мы обновки,
Щупали и меряли,
Глазам своим не верили.
Пыль клубится по дорожке -
Едут с ярмарки матрешки,
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках.
Мы до полночи гостили,
Нас домой не отпустили,
Оставляют ночевать,
Завтра снова чаевать!
Слова Валентина Берестова
стихи
МАТРЕШКА
Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! …Гармошка?
Нет! …То – русская матрёшка!
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже пол света!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Знают все её загадку…
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки…
Её младшие сестрёнки.
Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом;
Одна матрёшка, две… и вот…
Матрёшек целый хоровод.
Владимир Моисеев Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке.
Как в доме деревянном.
Открой — увидишь чудо:
Матрешенька-детеныш.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Ели спят у большака в инее седом.
Спят деревья, спит река,скованная льдом.
Мягко падает снежок,вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали,и село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз,
А затем пустимся в пляс.
Хороша игрушка расписная,
Вся поет бесхитростно светла.
И видна мне радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
Не потому ль игрушкой этой
Народ так свято дорожил,
Что он свое стремленье к свету
В фигурки яркие вложил?
Сегодня игрушек сверкающий ряд
Выходит на свет показать свой наряд.
Филимоновская игрушка.
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.
Ой, свистулечка какая, утка полосатая!
Необычная, смешная и чуть-чуть пузатая!
-Подожди минуточку, ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя: -Филимоновская я!
БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА
В Богородске-городке
Все гуляют налегке
На широких улицах
Никогда не хмурятся.
Там из липовой доски
Есть лекарство от тоски:
Потому что стар и млад
Всем игрушки мастерят.
Даже старые старушки
Делают себе игрушки.
Велика Россия наша
Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Каргопольская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш Полкан красуется.
Я куплю себе свистульку
Буду трели выводить
Мастеров из славной “Дымки”
Никогда нам не забыть.
В Твери делают игрушки
Сколько радости для глаз
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.
Любовались гости чудом
Громко восхищалися –
Хлудневскою красотой
Сражены осталися.
Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Ты играй моя гармошка
Ты подруга подпевай
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй.
оо "Музыка"
младшая группа
1. хороводная игра"Мы матрешки"
Цель: формировать умение вставать в круг. Учить двигаться под музыку, выполнять движения по образцу.
2. Пляска "Матрешки" Цель. развивать пластику движений, музыкальный слух. 3. Муз. дид. игра "Колыбельная песенка для куклы"
Цель: учить петь напевно. развивать голосовой аппарат.
4. Муз. дид. игра "Чудесный мешочек" Цель:развать звуковысотный слух, закрепление програм. мат-ла.
средняя группа
1. Муз. дид. игра "Настроение куклы"
Цель: учить определять характер музыки. 2. Муз. дид игра "Как поет матрешка"
Цель: зазвивать звуковысотный слух.
3. Пляска "Мы матрешки"
Цель: учить двигаться под музыку. развивать пластику движений.
4. пение "Матрешкины частушки"
Цель: учить петь соблюдая ритм.
старшая группа
1. Пение "Колыбельные песни для игрушек"
Цель: формировать умение петь напевно, развивать голосовой аппарат. Воспитывать интерес к музыке.
2. Муз. дид. игра "Учитесь танцевать" Цель: развивать чувство ритма
Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).
Ход игры. «Большая матрешка учит танцевать маленьких» воспитатель отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повто-ряют этот ритм своими матрешками. 3. Муз. дид. игра "Громко-тихо запоем" Цель:развитие диатонического слуха. Игровой материал. Любая игрушка.
Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют дети.
подготовительная группа
1. Пение "Матрешкины частушки", "Колыбельные песни для игрушек"
Цель:Развивать певческие способности, чувство ритма и голосовой аппарат.
2. Муз. дид. игра «Сколько нас поет?»
Цель: развивать память и слух.
Игровой материал. Фланелеграф, три матрешки-картинки для фланелеграфа, три матрешки-кар-тинки (для каждого играющего, музыкальные инструменты.
Ход игры. Ребенок-ведущий играет на одном из инструментов один, два или три разных звука. Дети определяют количество звуков и показывают соответствующее число матрешек. Вызванный ребенок выкладывает матрешек на фланелеграфе. 3. Муз. дид. игра "Ступеньки" Цель: развивать звуковысотный слух.
Игровой материал: Лесенка из пяти ступенек, игрушки, детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).
Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке.
ОО "Труд"
младшая группа
1. Мытье игрушек с помощью воспитателя.
2."У нас порядок" (растановка игрушек)
3. Соберем матрешку.
Цели: приучать детей к трудовой деятельности, учить доводить начатое до конца, развивать трудовые навыки, воспитывать уважительное отошение к труду.
средняя группа
1. посильное участие в ремонте игрушек.
Цель: воспитывать бережное отношение к игрушкам.
2."Мы изобретатели" (изготовление игрушек избумаги, природного мат.)
Цель: развивать трудовые навыки, формировать творческие способности.
3. наведем порядок на полках.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду.
старшая группа
1. Открытка для матрешки.
Цель: Приучать к труду, формировать творческие способности,
2. Матрешка в гостях у лесных зверей. (конструирование из природного материала)
Цель: развивать трудовые навыки,формировать интерес к народному творчеству.
3. Изготовление матрешки из папье-маше.
Цель: развивать творческие способности, интерес к народному прикладному искуству.
подготовительная группа
1. Изготовление куклы-скатки.
Цель: развивать трудовые навыки, формировать творческие способности.
2. Изготовление кукол из соломы и бересты.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду, формировать интерес к народной игрушке.
3. Лепка глинянной игрушки, роспись.
Цель:продолжать формировать положительное отношение к труду, развивать интерес к народной игрушке.
оо "Коммуникация"
младшая группа
1. Дид. игра «Идите с нами играть»
Цель. Учить детей говорить громко. Развивать силу голоса. Выработка умения пользоваться громким голосом.
Материал. Игрушки.
2. Дид. игра «Угадай, кто кричит»
Цель. Развивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.
3. Дид. игра «Не разбуди куклу Катю»
Цель. Учить детей говорить тихо. Развивать силу голоса. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.
4. Дид. игра «Чья птичка дальше улетит?»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха. Развивать речевое дыхание
средняя группа
1. Дид. игра «Громко — тихо»
Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
2. Дид. игра «Кто как кричит?»
Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.
3. Игра «Пускание корабликов»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
4. Игра «Песня-песенка»
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.
материал: игрушки
старшая группа
1. Игра «Определи место игрушки»
Цель. Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из пяти-шести слов. Развитие длитель-ного речевого выдоха.
Подготовительная работа. Взрослый подбирает различные игрушки, хорошо знакомые детям.
Краткое описание: Педагог раскладывает на столе в один ряд различные игрушки. Вызывая ребенка, он спрашивает: «Между какими игрушками стоит пирамида?» Ребенок должен дать полный ответ: «Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух-трех ответов взрослый меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры можно по одной заменять игрушки другими.
Игра "Сравни игрушки".
Цель: способствовть обогащению словарного запаса детей, развивать наблюдательность, внимание, формировать умение словесно оформлять результаты сравнения.
3. Игра"Имитации".
Цель: Учить подражанию и идентификации, благодаря которым происходит овладение ребенком родного языка и культурных традиций своего народа.
подготовительная группа
1. Что за игрушка?
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход: Ребёнок вынимает из чудесного мешочка игрушку, называет её, дает ее описание.
2. Угадай игрушку
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход: На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
3. Кто больше увидит и назовёт
Цель: учить обозначать словом и части и признаки внешнего вида игрушки. 4. Скажи, какой?
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход: Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»
Культурно - досуговая деятеятельность
младшая группа
1. развлечение "Матрешка - сюрприз" 2. инсценирование "Матрешкины друзья" Цель:формировать умение передавать образ игрушек. передача движений, звукоподражение. эмоциональный отклик.
3. В уголке ряжения (Народная одежда, пройдись)
Цель: развивать интерес к народному творчеству.
средняя группа
1. Рзвлечение "Любимые игры и игрушки" Цель:Продолжать развивать интерес к народному творчеству. 2. Развлечение "Ярмарка русской матрешки"
Цель: вызвать эмоциональный отклик. воспитывать национальную гордость.
3. Инсценирование "Угадай игрушку" Цель:продолжать формировать умение передавать образ игрушки. эмоциональный отклик.
4. В уголке ряжания (Старинная одежда)
Цель: Воспитывать интерес к истории родного края.
старшая группа
1. Инсценирование "Изобрази Матрешку" (мимика, поза, эмоции)
2. Театрализованные игры "Матрешкино новоселье" 3. Развлечение "Пестрый хоровод"
подготовительная группа
1. Рзвлечение "Город мастеров"
2. Диафильм (электронная презинтация) "История появления игрушки" 3. Театральный этюд "Образ северной игрушки"
4. Игры - инсценировки с игрушками.
оо Художественное творчество
1. Рисование:
Цель: развивать точность движений, мелкую моторику. Закрепить изобразительные умения детей, пополнить знания о разных видах игрушек,учить детей получать изображение, применяя различные способы рисования, учить украшать полученное изображение, добавляя в него детали. Развивать цветовосприятие, фантазию. 2. Аппликация:
Цель: закрепить навыки вырезания, наклеивания. Вызывать желание украсить поделками группу или участок детского сада. Формировать умение вырезать одинаковые фигуры из бумаги, сложенной гармошкой. Знакомство с приёмом обрывания. Знакомство с мозаичным способом изображения, развитие творчества. 3. Лепка:
Цель: Закрепить умение передавать в лепке выразительность образа, создавать несложные композиции. Развитие чувства композиции, умение создавать скульптурные группы из 2-3 фигур. 4. Конструирование из бумаги "Щепная птица":
Цель: учить выполнять щепную птицу в технике «оригами», складывать лист в определённой последовательности, отглаживать линии сгибов. Развивать творчество в цветовом решении работы.
5. Ручной труд (Конструирование из природного материала) "Куколка из соломы"
Цель: учить конструировать из природного материала, развивать мелкую моторику пальцев рук, фантазию, творчество.