Папки-передвижки

Тематическое занятие «Мордовская матрешка» для старшей группы

Наталья Старостина
Тематическое занятие «Мордовская матрешка» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Группа оформлена в мордовском национальном стиле : стол, покрытый скатертью с мордовским орнаментом на ней морфологические дорожки для закрепления темы занятия, учебную доску по бокам украшают полотенца – рушники с мордовским орнаментом, на ней перевернутые иллюстрации с изображением мордовских матрешек и русских матрешек. На мольберте – перевернутый силуэт мордовской матрешки для дидактической игры «Наряди мордовскую матрешку». Рядом стенд с разноцветными зажимами для вывешивания готовых детских работ.

Публикация «Тематическое занятие „Мордовская матрешка“ для старшей группы» размещена в разделах

Цель: познакомить с национальной деревянной игрушкой - матрёшкой, историей ее возникновения, продолжить формирование первоначальных представлений о родном крае, особенностях национальной женской одежды мордвы, о народных промыслах мордовского края.

Задачи:

- продолжать знакомить детей с мордовским прикладным искусством, народной игрушкой;

- вызвать желание создать мордовский узор на силуэте матрешки, используя фломастеры;

- развивать эстетический вкус, воображение, творческие способности детей;

- воспитывать патриотические чувства, интерес к национальной культуре, уважение к труду мастеров, любовь к родному краю.

Материал и оборудование:

- матрешки с русским и мордовским узором;

- иллюстрации с изображением мордовских и русских матрешек;

- бумажные шаблоны матрешек;

- аудиозапись мордовской музыки, спокойной музыки;

- волшебные дорожки;

- ободки с изображением «ромбик», «галочка», «крестик», «елочка»;

- элементы мордовского костюма : головной убор – панго, мордовская рубаха – панар, надбедренная повязка – пулай, передник – запон, бусы в три ряда с крестиком – сюлгамо;

- мордовские костюмы для девочек;

- сундучок;

- чупа – чупсы.

Методы и приемы:

- словесные: загадка, рассказ воспитателя, вопросы, «новые» слова, стихотворения, прибаутка, частушки;

- наглядные: показ матрешек, иллюстраций;

- практические: рисование детьми узора на шаблоне;

- игровые: физкультминутка «Мы мордовские матрешки», дидактическая игра «Наряди мордовскую матрешку», пальчиковая игра «Вейке, кавто, колмо, ниле, вете», мордовская игра «Любава».

Словарная работа: «орнамент», «панго», «панар», «пулай», «запон», «сюлгамо».

Предварительная работа: рассматривание полотенец, салфеток, посуды с мордовскими узорами, национального мордовского костюма, рассказ воспитателя об игрушках, рассматривание картинок, иллюстраций с изображением мордовской национальной одежды, разучивание частушек, мордовских игр, стихотворений.

Ход занятия:

1. Вводная часть (3 мин.)

Звучит музыка (мордовский наигрыш на гармошке)

Дети заходят и встают в полукруг, приветствуют гостей

Ребенок:

В долгожданный этот день

Здесь вас видеть каждый рад.

И поэтому мы вместе

Говорим гостям

Дети: «Шумбрат»!

Воспитатель: Шумбрачи, эйкакшт ды вечкевикс оят! Я очень рада вас приветствовать!

Дети садятся на стульчики

Воспитатель: Ребята, вы любите играть?

Дети: Да!

Воспитатель: Для игр придумано много игрушек, но есть среди них игрушка необычная. Попробуйте отгадать, какая!

Загадка:

Ростом разные подружки,

Но, похожи, друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка!

- Ребята, что это за подружки?

Дети: Матрешки!

Воспитатель: Правильно, дети, это матрешки.

2. Основная часть (18 мин.)

а) теоретическая часть (10 мин.)

Воспитатель: Первые матрёшки были сделаны давно, более ста лет назад недалеко от Москвы. И разбежались с тех пор эти весёлые куклы по всей России. Намного позже попала матрёшка в Мордовию. В 1960 году появилась первая мордовская матрёшка, расписанная мордовскими узорами (с показом иллюстрации мордовской матрёшки). Наша мордовская матрёшка стройнее своих подружек, русских матрешек (с показом иллюстрации русской матрёшки). Она одета в характерный национальный костюм с высоким головным убором и рядами бус на шее.

В некоторых мордовских селах матрёшек делают целыми семьями. Глава семьи обычно вырезает матрёшку, а его жена и дети расписывают их яркими красками. Первая деревянная матрёшка была похожа на простую деревенскую девочку. Сейчас матрёшек изготавливают на фабриках многих городов. У нас в Мордовии тоже делают матрёшек и украшают мордовским национальным орнаментом.

Воспитатель: Посмотрите, вот они матрешки – красивые, расписные: мордовские и русские. А чем они отличаются друг от друга? Давайте посмотрим и сравним.

Отличия:

- мордовская матрешка удлиненной формы, а русская круглой;

- узор на мордовской матрешке – геометрический, а на русской – растительный;

Особенности мордовской матрешки :

- мордовская матрешка одета в мордовский национальный костюм : головной убор – панго, мордовскую рубаху – панар, надбедренную повязку – пулай, передник – запон, бусы в три ряда с крестиком – сюлгамо;

- орнамент располагается по горловине, на рукавах, внизу рубахи, фартука, они защищают хозяина одежды от всего плохого.

- используется в основном три цвета: красный, черный, белый;

- основные элементы мордовского орнамента : галочка, ромб, крест, елочка;

Выходят дети с ободками на голове: «ромбик», «галочка», «крестик», «елочка», встают полукругом к гостям лицом.

1. Мы – элементы в мордовском орнаменте,

Запомнить получше вы нас не желаете?

Рисуйте, старайтесь, запоминайте

Мордовский узор средь других отличайте!

2. Я – ромбик, меня ты, конечно же, знаешь.

И нарисуешь, и угадаешь.

3. Я – галочка, очень похожа на птичку,

На птичку, совсем еще невеличку.

4. Я – крестик, очень простой элемент,

Распишите панар со мною в момент!

5. Я – елочка, тоже простой элемент,

Красивее, лучше меня просто нет!

Воспитатель:

А теперь все по порядку

Начинаем мы зарядку.

Физкультминутка

Мы – мордовские матрешки, (показывают фонарики)

Разомнем мы ручки – ножки, (шагают на месте)

Все мы здесь нарядные, (разводят руки в стороны)

Веселые, румяные. (улыбаются)

Посмотри, какой наряд, (показывают свой наряд)

Каждый видеть будет рад. (показывают пальчиком)

Все тихонечко приседаем, (приседают)

До земли мы достаем. (касаются руками пола)

Эй, матрешки, не зеваем,

Свои спинки разомнем! (качаются вправо, влево)

Мы – матрешки расписные,

Мы – матрешки заводные, (пляшут на месте)

Поразмялись, порезвились,

И на стулья опустились. (садятся на свои места)

Воспитатель:

Сейчас, прошу, садитесь,

Меж собою не рядитесь,

Спинки держим прямо, ровно,

Чтоб сидеть было удобно.

- Ребята, давайте поиграем в игру «Наряди мордовскую матрешку».

Дидактическая игра «Наряди мордовскую матрешку»

На мольберте силуэт мордовской матрешки, дети по одному одевают элеметы одежды и называют их: панар (Матвей, пулай (Ульяна, запон (Андрей, сюлгамо (Любаша, панго (Виолетта).

Стук в дверь, заходит игрушка – мордовская матрешка с сундучком.

Воспитатель: Ребята, узнаете кто к нам в гости пришел?

Дети: Мордовская матрешка!

Воспитатель: Правильно, дети, а как вы догадались?

Дети: На ней нарисованы мордовские узоры.

Воспитатель: Верно, ребята. Ой, а матрешка почему – то грустная. Что же делать, как ей настроение поднять?

Дети: Надо нарисовать ей подружек.

Воспитатель: Молодцы, хорошо придумали. Давайте, ребята, разукрасим подружек для нашей матрешки. Переверните листочки, которые лежат у вас на столе. Но сначала вспомним, что знаем о мордовском орнаменте. В этом нам помогут волшебные дорожки.

- О чем говорит первая дорожка? О том, что основные цвета орнамента: красный, белый, черный.

- О чем говорит вторая дорожка? О том, что основные элементы узора: галочка, елочка, ромб, крестик.

- О чем говорит третья дорожка? О том, что элементы одежды: головной убор – панго, мордовская рубаха - панар, надбедренная повязка - пулай, передник – запон, бусы в три ряда с крестиком – сюлгамо.

Воспитатель:

Но сначала по – порядку,

Пальцы делают зарядку,

Будем пальчики считать,

И матрешку украшать.

Пальчиковая гимнастика.

Вейке, кавто, колмо, ниле, вете – (выставляют пальчики правой руки по одному)

На мордовском знают дети.

На другой руке заметьте –

Вейке, кавто, колмо, ниле, вете. (выставляют пальчики левой руки по одному)

Сосчитали все по пять,

Чтоб матрешку украшать.

Воспитатель: Дети, напоминаю правила рисования: фломастер держим тремя пальчиками, рисуем аккуратно, раскрашиваем в одном направлении: сверху вниз или слева направо, без просветов, лист неподвижен.

- А теперь не унывайте,

Мастерами побывайте,

Показать свое уменье,

И старанье, и терпенье

Гостям нашим мы должны,

Мастера везде нужны!

б) практическая часть (8 мин.)

Самостоятельное творчество детей под музыкальное сопровождение. Готовые работы вывешиваются на стенд разноцветными зажимами.

4. Заключительная часть (4 мин.)

Анализ детских работ совместно с детьми. Затем девочки, переодетые в мордовские костюмы поют частушки:

1. Мы мордовские матрешки,

Мы девчушки – хохотушки.

К вам с частушками пришли,

В дом веселье принесли!

2. Мы – мордовские матрешки,

До чего ж мы хороши!

Нас ребята из детсада,

Расписали от души!

3. Разных много есть матрешек,

Ну а я – то лучше всех!

Чудо – бусы в три ряда,

Вот какая красота!

4. На других матрешек глянешь –

Полнота опасная,

А мордовская матрешка

Стройная, прекрасная!

5. Мы вам очень благодарны,

Что позвали в гости нас.

Будут знать теперь ребята,

Мы – матрешки просто класс!

Воспитатель:

Девочки, давайте поиграем в мордовскую игру «Любава», а мальчики полюбуются на вас (дети встают в круг, а одна девочка в центр круга, девочка – Любава плавно идет по кругу, а дети читают прибаутку, около кого закончилась прибаутка, та становится Любавой, девочки меняются местами, игра продолжается)

Ах, Любава, Любава!

Яки пиже лугава.

Сарафан лангсонзо,

Ниленьгемень панксонзо.

Ушов лись начтынзе,

Кудов совась костинзе.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за старания, вот вам гостинцы от мордовской матрешки.

- Эй, волшебный сундучок!

Открывай нам свой бочок!

( Дети получают поощрительные призы: чупа - чупсы)

- Мы друг другу на прощанье

Скажем дружно: «До свиданья!» «Вастомазонок»!

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование для старшей группы от 5 до 6 лет Комплексно – тематическое планирование Старшая группа (от 5 до 6 лет) Дата Тема Содержание и формы работы СЕНТЯБРЬ 1-я неделя сентября.

Музыкальное тематическое занятие для детей подготовительной группы «Во долине-луговине» Цель: воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Знакомить детей с песнями,плясками,хороводами и играми русского народа. Закреплять.

Открытое музыкальное тематическое интегрированное занятие «Осенние загадки из шляпки» для детей старшей группы БДОУ «Центр развития ребенка – Нюксенский детский сад». Открытое музыкальное тематическое интегрированное занятие «Осенние загадки.

Сюжетно-тематическое занятие «В гостях у Витаминки» для детей старшей группы МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ.

Тематическое физкультурное занятие, посвящённое празднику 9 Мая, для детей старшей и подготовительной группы Тематическое занятие, посвящённое празднику 9 мая. (для детей старшей и подготовительной группы) Звучит музыка песни «День Победы» Д. Тухманова,.

Тематическое занятие для второй младшей группы «Масленица» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» Тамбовской области г. Кирсанов Конспект тематического.

Тематическое занятие для детей подготовительной к школе группы «День народного единства» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 города Липецка Тематическое занятие для детей подготовительной.

Тематическое занятие для детей старшей группы «День народного единства»Тематическое занятие для детей старшей группы «День народного единства» День народного единства Добрый день, уважаемые коллеги! 4 ноября вся Россия будет отмечать "День народного единства". Это праздник патриотизма,.

Тематическое занятие для разновозрастной группы «День снятия блокады Ленинграда» Цели: -Расширять знания детей о героической обороне города Ленинграда. - Воспитывать любовь и гордость к Родине, чувство благодарности и.

Тематическое занятие в бассейне «Юный пешеход» для детей старшей и подготовительной к школе группТематическое занятие в бассейне «Юный пешеход» для детей старшей и подготовительной к школе групп .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематическое занятие «Мордовская матрешка» для старшей группы
Опубликовано: 24 февраля 2019 в 23:00
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тематическое занятие «Мордовская матрешка» для старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Старостина (УИ 399378) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД