Папки-передвижки

Теоретические аспекты экологического образования детей дошкольного возраста

Татьяна Леверова
Теоретические аспекты экологического образования детей дошкольного возраста

Корни экологии уходят в далекое прошлое. С первых шагов своего развития человек был неразрывно связан с природой. Он всегда находился в тесной зависимости от растительного и животного мира.

Термин «экология» был предложен в середине XIX столетия немецким биологом Эрнстом Геккелем. Термин применялся тогда, когда речь шла об изучении взаимосвязи между растительным и животными сообществами, представляющими устойчивые и организованные системы, сложившиеся в процессе эволюции органического мира окружающей среды [14, с. 6].

Публикация «Теоретические аспекты экологического образования детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Детство есть определенный период первоначальной жизни человека и первый этап становления ребенка как личности, когда закладываются основы правильного отношения к себе, к окружающему миру: природе, вещам, людям, играм и ценностной ориентации в нем. А прежде всего, уникальность детства обусловлена его культурно-исторической само ценностью.

С первых лет жизни ребенок ощущает потребность общения с природой в том случае, если взрослые помогают ему открывать чудесный мир, в котором так много загадочного, непонятного, таинственного для ребенка [4, с. 39].

Выдающиеся педагоги всех времен отмечали огромную роль природы в человеческом развитии, в становлении человека как гражданина.

Одним из первых зарубежных педагогов, заложивших философскую основу в вопросе о роли природы в формировании личности, был представитель Нового времени (XVII - начало XVIII в., француз Ж. -Ж. Руссо. Он разработал концепцию «естественного человека» и считал, что в природе -в противоположность обществу- сосредоточено все лучшее, что есть в нашем мире. С его точки зрения, только на лоне природы может быть воспитана гармоничная, нравственно чистая личность-более того, до 12 лет взаимодействие с обществом вообще противопоказано ребенку, т. к. оно может окончательно и безвозвратно развратить его душу [14, с. 41].

В России основоположник научной педагогики К. Д. Ушинский писал: «Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет кругозор, обогащает впечатления» [15, с. 15].

Еще определённее сформулировал эту мысль В. А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям», считая, что в природе нет такой магической силы, непосредственно влияющей на разум, чувства и волю. Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи.

«Как важно, чтобы первые научные мысли ребенок познавал в окружающем мире, чтобы источником мысли были красота и неисчерпаемая сложность природных явлений, чтобы ребенка постепенно вводили в мир общественных отношений, труда. Чем больше деятельности, связанной с активным в России познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира» [6, с. 53].

«Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью». (Из концепции общего среднего экологического образования РФ) [8, с. 3].

Экологическое образование дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии - главные задачи экологической работы в ДОО [16, с. 75].

Цель дошкольного экологического образования :

-способствовать формированию основ экологической культуры и творческого мышления у детей дошкольного возраста, а это обязывает к доступной для ребенка передачи первоначальных знаний об окружающей среде и ее значении для человека;

-воспитанию любви к природе и необходимости ее охраны;

-поддержанию эмоционально-действенного участия в приумножении природных богатств;

- формированию у детей экологического мышления

Задача экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой [16, с. 60].

-формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;

-развитие познавательного интереса к миру и природе;

-содержание экологического образования дошкольников;

-формирование первоначальных умений и навыков, экологически грамотного поведения;

-воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы;

-формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

-формирование первоначальной системы ценностных ориентаций;

Для осуществления поставленных задач необходимо следующее:

-создать предметно-развивающую среду;

-организовать «зеленую зону» или «живой уголок», в которых дети получают первые навыки по уходу за растениями и животными;

-собрать демонстрационный материал, закреплению знаний о природе (картинки, коллекции, альбомы, пословиц о природе, гербарии);

-активно использовать развивающие, познавательные игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком и к самопознанию личности [17, с. 70];

-рационально использовать земельные участки для выработки экологических знаний у детей : создать экологическую тропу, «Красную книгу», клумбу с растениями;

-больше проводить беседы, лекции об экологии;

-регулярно планировать и проводить тематические прогулки, экскурсии, наблюдать за погодой и природой.

Во время экскурсий и последующих бесед решаются проблемные ситуации (например, спасение птенца – от кошки, которая пыталась поймать его на участке детского сада).

Наши малыши должны учиться смотреть на окружающий мир добрыми глазами, видеть красоту родного края, слушать и уметь понимать пение птиц, скрип снега, звон ручья. Тогда можно будет надеяться, что ни один выпускник детского сада никогда не разрушит муравейник, не обидит даже самое маленькое живое существо, а полученные уроки дети сохраняют на всю жизнь [1, с. 57].

Изучение экологических основ должно начинаться с усвоения дошкольником знаний общеобразовательного характера и применимых во всех отраслях жизни. Важно, чтобы эти знания были в основном теоретическими. Частные знания, полученные опытным путем, в таком случае должны быть сделаны на основе обширных знаний и теоретической подготовки [3, с. 80].

Таким образом, теоретические аспекты выступают в качестве генетической основы знаний. «Необходимо на ранних стадиях войти в сознание и мышление дошкольников, и занести туда основные научные, экологические, нравственно-экологические понятия».

При таком подходе, в сознании и мышлении дошкольника формируется собственная модель – «базовый образ». На основании этой модели чуть попозже будут использоваться, встраиваться в представления дошкольника эмпирические и теоретические знания, будет генерироваться собственная модель мира ребенка [2, с. 43].

Содержание экологического образование детей дошкольного возраста включает два аспекта :

-педагоги передают экологические знания детям;

-и дети используют полученные экологические знания во взаимодействии с окружающим миром (трансформация в отношение). Знания при этом являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение — конечным его продуктом.

Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социо-природных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, и может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор [12, с. 67].

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Сценарий спортивно-экологического мероприятия для детей среднего дошкольного возраста «Мы — друзья природы»Сценарий спортивно-экологического мероприятия для детей среднего дошкольного возраста «Мы — друзья природы» Цель: [/b] Пропаганда экологических знаний, воспитание экологической культуры дошкольников через экологию здоровья. - Воспитывать бережное,.

Сценарий экологического праздника «День Земли» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий экологического праздника «День Земли» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий совместного экологического праздника «День Земли» для детей старшего дошкольного возраста ДОУ № 56 и ДОУ № 53 Подготовили: музыкальный.

Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Царица-Водица»Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Царица-Водица» Экологический праздник для старшего дошкольного возраста «Царица - Водица» Цели и задачи: Формировать у детей представление о воде, как.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста) Младший дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов, поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические аспекты экологического образования детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 мая 2020 в 09:19
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД