Папки-передвижки

Теоретические основания применения музыкотерапии и логоритмики в музыкально-эстетическом воспитании детей

Ольга Рябова
Теоретические основания применения музыкотерапии и логоритмики в музыкально-эстетическом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы

Т. А. КОСТОГРЫЗ,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики СГГУ

О. В. РЯБОВА,

музыкальный руководитель ГБ ДОУ№ 114 г. Севастополя

Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с созданием теории гармоничной личности, в которой реализуется идея «развивающейся личности» в «развивающемся мире» [ 9:3]. Среди подобных психолого- педагогических технологий особое место отводится арттехнологиям, где важную роль играет музыкальное искусство. Музыкотерапия - один из видов арттерапии (терапии искусством, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на катарсис, регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.

Публикация «Теоретические основания применения музыкотерапии и логоритмики в музыкально-эстетическом воспитании детей» размещена в разделах

Основная цель музыкотерапии состоит в гармонизации личности через развитие способности самопознания, самовыражения, и связано это с продуктивным характером искусства вообще и музыки в частности. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально- медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, П. И. Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

Изучению воздействия музыки на человеческий организм в целом посвящены исследования многих ученых современности. Так, Л. С. Богатова считает: «Механизм воздействия музыки на человека можно понять из универсального за-кона исключительности (закон работы мозга) П. К. Анохина и учения А. А.

Ухтомского о доминанте» [ 1:477]. Ведущим в трактовке учения о доминанте является ее характеристика как целостного акта деятельности. Я. А. Лупьян, анализируя влияние музыкального искусства на человека, отмечает: «Во-первых, она. снижает активность доминанты, сформировавшейся во время конфликтной ситуации (стресса, разряжает накопившиеся отрицательные эмоции. Во-вторых, музыка формирует новую конкурирующую доминанту, особенно у людей с «художественным» типом высшей нервной деятельности. В-третьих, музыка способна повысить общий тонус человека вялого, опечаленного, мобилизовать его энергию на достижение какой-либо цели» [ 8:26]. Для этого музыка должна быть оптимальна по громкости, соответствовать и настроению, и вкусу человека, ее воспринимающего. По нашему мнению, речь идет о том, что одновременное восприятие одной и той же музыки людьми с различными вкусами, с разным настроением будет отличаться по своим особенностям.

Трансляция эмоционального содержания музыки и восприятие ее образного ряда в феноменальном подходе, эскизно представленном выше, оппозиционно сочетаются с рационально - эмпирическими, объективно зафиксированными физиологическими реакциями человека на музыкальный раздражитель в работах психофизиологов. Авторов этой работы привлекли конечные результаты исследований, описанные в следующих трудах: С. Б. Полякова изучала влияние различных средств музыкальной выразительности на частоту сердечных сокращений, Л. С. Брусиловский наряду с электрокардиографированием отслеживал изменения электроэнцефалограммы мозга, кожно-гальванического рефлекса как результат эмоциональных реакций, возникающих при музыкальном восприятии. Одним из основных механизмов влияния музыки на человека ученые считают акустикомоторный рефлекс, вследствие которого «восприятие музыки сопровождается повышением тонуса скелетных мышц», «под действием музыки изменяется. моторная активность». Вслед за акустикомоторным рефлексом, сопровождаемым вздрагиванием и повышением тонуса, как считают М. Р. Могендович и И. Б. Темкин, возникают собственно моторно-висцеральные рефлексы, к которым относят и ориентировочный рефлекс на звук в шумовом или ритмическом виде [ 2:11].

Л. С. Брусиловский приводит общий результат исследований, связанный с получением человеком эмоционально - эстетического удовольствия от музыки, в том числе, и по критериям «нравится - не нравится» : «сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, когда она доставляет удовольствие и создает приятное настроение; в этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются крове-носные сосуды; при раздражающем же характере музыки сердцебиения учаща-ются и становятся слабее» [ 11:215]. В исследовании Л. С. Брусиловского по-казано, что «музыка оказывает влияние на холестериновый обмен; спокойная музыка способствует переключению вегетативной нервной системы в трофо- тропном направлении, возбуждающая музыка вызывает эрготропную реакцию.», а также «музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора» [ 2:105]. В. Б. Полякова, анализируя механизмы воздействия музыки на человека, отмечает, что музыка как ритмический и эмоциональный раздражитель способна повышать процессы организма, происходящие как в моторной, так и в вегетативной сфере, делать их наиболее оптимальными, энергетически более экономными [11].

Главными факторами, обеспечивающими повышение тонуса мышц, многие авторы называют ритмическую пульсацию и темп звучащего произведения. В. Б. Полякова отмечает: «Причиной увеличения сердечного ритма под влиянием ритмически быстрого темпа твиста (твист «Селена» Д. Модуньо) явилось, по-видимому, рефлекторное усвоение частоты повторяемых звуков (ритма)

данного музыкального произведения. Естественно, что чем чаще ритм раздражителя, тем более сильно выражена реакция со стороны сердца. Поэтому при прослушивании музыки медленного темпа частота сердечных сокращений обычно почти не увеличивается или увеличивается меньше, чем при прослушивании музыки быстрого темпа» [ 11:3].Сходные результаты приводит и Л. С. Брусиловский: «Исследование аффективных реакций при музыкальном воздействии с помощью психогальванического рефлекса. выявило значительное уменьшение интенсивности гальванометрических показателей под действием музыки с четким ритмом» [ 2:5]. «Быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе. мягкие ритмы успокаивают.» [ 2:15]. Последнее высказывание подтверждают и результаты исследований М. Р. Могендовича и И. Б. Темкина: «. Монотонные слабые ритмичные звуки низкой частоты обладают успокаивающим влиянием, понижая возбудимость центральной нервной системы и способствуя сну и гипнозу. Так обнаружено лечебное действие ритмических звуковых раздражений, получаемых посредством корректофона, на речь у заик.» [ 7:87].

Л. С. Богатова утверждает, что музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие в двигатель-ной и вегетативной сферах». В подтверждение этого влияния приведем цитату из труда М. Р. Могендовича и И. Б. Темкина: «Звуковой ритм, в особенности музыкальный, оказывает влияние на ритм сердечных сокращений по механизму акустико-кардинального рефлекса. Если испытуемому предъявить ритмичные звуки в темпе его сердечных сокращений, а затем менять темп звуковых раздражителей, то меняется и частота сердечных сокращений, особенно в сторону урежения» [ 5:174]. Частота сердечных сокращений может меняться и от тембрового состава музыкальной ткани : музыка «разных тембров вызывает у большинства испытуемых увеличение числа сердечных сокращений, при этом смешанные тембры (в качестве примера указано «Болеро» М. Равеля) дают большее учащение сердцебиений, чем чистые» [ 5:90].

Наблюдаются различия взглядов ученых в признании психофизиологиче-ского воздействия лада при музыкальном восприятии : «. Несущественное различие в реакции сердца. на мажорную и минорную музыку позволяет при-знать, что оба лада одинаково влияют на частоту сердечных сокращений, не-сколько увеличивая ее» [ 2:275].

У Л. С. Брусиловского представлены другие результаты: «Минорные тональ-ности обнаруживают «депрессивный эффект». диссонансы - возбуждают, консонансы - успокаивают» [ 2:273]. Анализируя выводы ученых, мы считаем, что роль лада во влиянии его на психику при восприятии музыки зависит от развитости сферы музыкального восприятия у каждого конкретного человека: Л. С. Брусиловский утверждает, что музыка, написанная в определенной тональности, может вызвать эмоциональный резонанс со сходным состоянием и на основе этого оказать воздействие на определенного человека.

Эмпирико-клиническая ориентация Л. С. Брусиловского уходит своими корнями в американскую школу изучения влияния музыки и музыкотерапии, связанную с системой «музыкальной фармакологии». В представлении по-следователей этой школы музыка имеет две стороны лечебного воздействия: стимулирующую - сброс напряжения, выход энергии и седативную - успокаи-

вающую, способствующую аккумуляции энергии. На основе этих представлений составляются так называемые музыкальные каталоги, предлагающие к использованию в лечебных целях вначале музыку, резонирующую с состоянием пациентов, а затем корректирующую его, контрастную. Например, Я. А. Лупьян, предлагает использовать музыку в лечебных целях, опираясь на темповые, ладовые и ритмические (т. е. жанровые) характеристики и подразделяя произведения на две основные группы :

1) мелодии с успокаивающим и переключающим воздействием;

2) мелодии с переключающим и тонизирующим воздействием.

Макс Люшер [8], на основании индивидуально акцентуированной у каждого человека в описанной им специфической системе «цветового» классифи-цирования личностей, предлагает использовать музыкальные произведения, подразделяя их на категории на основе жанра и стиля (рок-н-ролл, кантри, песни протеста, барокко, маршевая, народная, причем важную роль при данной классификации играет темп музыки.

Несомненно, данное направление разрабатывает очень важную сферу му-зыкальной терапии, успешно развивается и дает значительные практические результаты в исцелении психики больных людей. Так, В. И. Петрушин [10] описывает результаты применения воздействия музыки на психику на основе сочетания темпа (быстрый или медленный) и лада (мажор или минор, выделяя четыре музыкальных характера, совпадающих с основными эмоциональными проявлениями человека: спокойствие (медленный темп и мажорная окраска, печаль (медленный темп и минорная окраска, радость (быстрый темп, мажор) и гнев (быстрый темп, минор). Музыка радостного характера передает настроение человека, достигшего в своей жизни того, что в его представлении является важным и ценным. Тревожная, воинственно-наступательная по характеру музыка передает чувства человека, борющегося за достижение той или иной ценности. Спокойная, созерцательная музыка передает как бы философские размышления человека о жизни в ее многообразных проявлениях [10].

Проведенные исследования и практические эксперименты по рациональному применению музыки нельзя недооценивать в связи с объективно существующими результатами. Однако мы считаем, что данная позиция значительно и неоправданно упрощает многообразие вариантов влияния музыкального искусства на личность человека.

Иной подход можно наблюдать у последователей шведской школы музы- котерапии, основателем которой считают Р. Понтвика. По их представлениям музыка способна проникать в глубинные слои психики личности, а, следова-тельно, ее воздействие не может быть сведено к логико-вербальному пониманию и прогнозу результата ее воздействия по принципу «стимул - реакция», когда определенному средству музыкальной выразительности предписано определенное влияние [3].

В феноменологическом понимании музыка может воздействовать лишь в комплексе своих средств. По мнению авторов, данный подход более соответ-ствует феноменологии разностороннего влияния музыкального искусства на психический мир личности. Однако результаты приведенных психофизиоло-гических исследований и экспериментов, особенно в области изучения воз-действия музыкального ритма, сложно переоценить, и авторы настоящей рабо- ты считают необходимым рассмотреть данный вопрос в контексте логоритми- ческого воспитания дошкольников.

Возможности музыкального искусства по отношению к дошкольникам обусловлены, прежде всего, тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т. е. выполняет важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную.

Музыкотерапия всегда предполагает катарсис, который осуществляется в процессе музыкального восприятия, представляющего сложнейшую работу чувств, мыслей ребенка, слушающего музыку. Музыкотерапия основывается, прежде всего, на восприятии музыки. Она связана с развитием наглядно- образного мышления, воображения, способности мысленно действовать, чувствовать в условно воображаемой ситуации, осознавать себя, давать оценку своему состоянию. А эти процессы формируются у ребенка только к концу старшего возраста.

В связи с этим наиболее сенситивным периодом для использования музы- котерапии оказывается возраст 5-6 лет. Это определяется также и тем, что в это время у ребенка уже сформированы основные речевые, двигательные навыки, а также навыки, связанные с художественной, музыкальной деятельностью.

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем дошкольный возраст, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем.

Проблема музыкотерапии и логоритмики, как ее составной части, актуальна. Во второй половине XX века данной теме посвящают свои исследования Л. С. Брусиловский, Б. В. Полякова, В. И. Петрушин, Л. С. Богатова, И. М. Гринева, С. В. Шушарджан, А. Л. Готсндинер, Н. Д. Маслова, С. Мамулова, Е. Ю. Раз, Б. Некрасов.

В дошкольной педагогике проблемами музыкотерапии и логоритмики за-нимались такие ученые, как В. А. Гринер, Н. Г. Александрова, Н. А. Власова, Г. А. Волкова.

Логоритмика является важнейшим средством музыкально - эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Только в условиях взаимодействия движений со словом и музыкой образуется целостный воспитательно- коррекци-онный процесс, формирующий у детей дошкольного возраста эстетические чувства, заключающие в себе большой потенциал для развития личности. Г. А. Волкова [6] впервые создала логопедическую ритмику как специальную науку, развивая идеи Н. А. Власовой, В. А. Гринер (30 - 50-е годы XX века).

Логопедическая ритмика является одним из видов активной терапии дви-жениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно-развивающий процесс, который состоит из двух основных на-правлений.

Первое - развитие, воспитание и коррекция вербальных процессов у детей с речевыми нарушениями: слуховое внимание, память, зрительно-простран-ственная ориентировка, моторика (координация движений, чувство ритма,

темпа, регуляция мышечного тонуса, а также эмоциональной и коммуникативной сферы. Второе - направление связано с коррекцией речевых нарушений: темпа и ритма, дыхания и речи, орального праксиса, фонематического слуха и т. д.

Э. Жак-Далькроз утверждал, что всякий ритм есть движение, и в образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело. Он считал, что без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный. Музыка всегда выражает эмоциональное содержание, а ритм является одним из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм тоже является выражением некоторого эмоционального содержания и имеет моторную и эмоциональную природу. Вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудится, ни развиться.

С понятием музыкального ритма связано понятие ритмического чувства, так называемого музыкально - ритмического, которое характеризуется, как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.

Движение как результат воздействия механической энергии на организм человека применялось в качестве профилактического и лечебного средства издревле. Термин «кинезитерапия» (терапия движением) появился относительно недавно. Болгарские ученые Л. Бонев, А. Сдынчев, Ст. Банков, впервые использовали понятие «кинезитерапия» как своеобразный вид терапии движе-ниями, усиливающий общую реактивность организма, повышающий его ус-тойчивость. Кинезитерапия может проводиться в различных формах: танце -

терапия, психогимнастика, логопедическая ритмика.

Танцетерапия как вид кинезитерапии не только передает в двигательной музыкально-образной форме окружающую действительность, но и главной своей целью ставит выражение пластикой тела определенных чувств и переживаний. Основное средство выражения этих состояний в танце - пантомима, жесты, составляют особый язык, передающий внутреннее состояние человека.

Танец - это музыкально-пластическое искусство, отражающее явления окружающего мира через двигательные образы. Благодаря своеобразию языка, танец (согласно концепции К. Юнга) способен из сферы бессознательного извлекать подавленные влечения, желания и конфликты человека и делать их доступными для осознания и катарсистической разрядки.

В дошкольном учреждении могут использоваться различные виды танце-вального искусства. Это и современные ритмы, и детские танцы, основанные на естественных движениях тела, без строгой регламентации, и танцы по показу взрослого.

Психогимнастика - современная методика, относящаяся к кинезитерапии. Основная задача психогимнастики нацелена на осознание ребенком взаимосвязи между мыслями, чувствами и поведением, их невербальным выражением, на понимание того, что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В процессе психогимнастики дети учатся различать эмоции, выраженные в мимике, пантомимике и управлять ими. С помощью двигательных театрализованных этюдов на занятиях психогимнастикой дети могут учиться преодолевать разные варианты страхов, в результате чего снимается тревожность, связанная с ними. Итак, на основе развития музыкально-ритмического чувства строится музыкально-ритмическое воспитание, спо-собствующее формированию личности путем воздействия на нее музыки и ритма. Благодаря разнообразной тематике музыкальных произведений, музыкальных игр, хороводов, развиваются познавательные способности у детей, волевые качества, эмоциональная сфера. Методика музыкального воспитания как часть артпедагогики (художественная педагогика) имеет общую с ней цель – формирование средствами искусства гармоничной, социально адаптированной личности ребенка. Достижение этой цели становится возможным, когда решаются средствами музыки задачи воспитания и обучения, коррекция

отклонений в развитии детей.

Современная специальная педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, в том числе музыки и движения как важнейшего средства воспитания гармоничной личности ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

• Богатова Л. С. Подготовка будущего учителя музыки к коррекционно- реабилитационной работе в общеобразовательной школе. - М., 1994. - С. 43 - 44.

• Брусиловский Л. С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии / Под. ред. В. Е. Рожнова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ташкент, 1985. - С. 273 - 304.

• Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителей и родителей. - 2-е изд. -М., 1992.

• Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: пособие для учителя. - М., 1996.

• Выготский Л. С. Психология искусства. - Минск, 1998.

• Волкова Г. А. Логопедическая ритмика - М. : ВЛАДОС, 2003.

• Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. - М., 1993.

• Лупьян Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс. - 2-е изд., доп. - Минск, 1988.

Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. / Под. Ред. Е. А. Медведевой. - М., 2002.

• Петрушин В. И. Музыкальная психология : Учеб. пособие для студентов и преподавателей. - М., 1997.

• Полякова В. Б. О физиологических механизмах влияния музыки на некоторые соматические и вегетативные функции (к проблеме музыкальной стимуляции работоспособности) : Автореф. дис. канд. мед. Наук. - Пермь, 1968.

Примечание : вышеизложенный материал опубликован в журнале

«Горизонты образования» 1/ 2006 г.

Публикации по теме:

Теоретические подходы к изучению взаимоотношений и общения детей раннего возраста Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребёнка в период раннего возраста, являются: овладение телом и речью, а также.

Совместная деятельность воспитателя и музыкального руководителя в художественно-эстетическом воспитании ребенка «Прекрасное пробуждает доброе.» Д. Б. Ковалевский Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое.

Конспект НОД в старшей группе «Сказка и художественное слово в эстетическом и нравственном воспитании детей» Программные задачи: Образовательные: -обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как друг, дружба, доброта, отзывчивость. -активизировать.

Консультация для воспитателей «Роль семьи в художественно эстетическом воспитании детей 2–3 лет» Роль семьи в художественно эстетическом воспитании дошкольников 2-3 лет Художественно-эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический.

Национально-региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании Консультация Национально-региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании Назначение регионального компонента — защита и.

Особенности применения элементов логоритмики в работе с детьми младшего дошкольного возраста В последнее время всё более заметным становится рост отклонений в развитии речи у детей, что приводит к задержке речевого развития у до-школьников.

Роль музыкально-дидактических игр в воспитании дошкольников Ни для кого не секрет, что игра в дошкольном возрасте — это ведущий вид деятельности ребенка. Среди различных видов игр в деятельности дошкольников.

Семинар-практикум «Компьютерные технологии в художественно-эстетическом воспитании дошкольников» Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать.

Теоретические основы развития интереса к занятиям у детей раннего возраста Раннее детство признано основополагающим этапом в развитии личности ребенка (Б. Г Ананьев, Л. С Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский.

Использование нетрадиционных методик и технологий в эстетическом воспитании Эстетическое воспитание – это развитие способности воспринимать, чув-ствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, это воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основания применения музыкотерапии и логоритмики в музыкально-эстетическом воспитании детей
Опубликовано: 29 июня 2016 в 08:39
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические основания применения музыкотерапии и логоритмики в музыкально-эстетическом воспитании детей» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Рябова (УИ 622792) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД