Лучший педагог года

Теоретические основы формирования отношения детей к природе

Вейнберг Светлана
Теоретические основы формирования отношения детей к природе

При разработке системы экологического образования ребенка в дошкольном учреждении педагоги должны учитывать тот факт, что отношение к природе имеет три аспекта. Первый – выражает отношение к природе как к всеобщему условию и предпосылке материального производства, к объекту и предмету труда в естественной среде жизнедеятельности человека. Второй – отношения к собственным природным данным, к своему организму, включенному в систему экологических взаимодействий. Третий – как отношение людей к деятельности, связанной с изучением и охраной природной среды. Следует также учитывать, что отношение человека к природе приобретает черты ответственного лишь при условии развития его как разностороннего. Исходя из этого, отношение к природе выражается в сознательных, избирательных связях ребенка с различными природными объектами и явлениями. Природными объектами при этом будет сама природа как таковая, в том числе экосистемы и геосистемы, собственно человек, как часть природы.

Публикация «Теоретические основы формирования отношения детей к природе» размещена в разделах

Педагогу следует знать, что экологическая ответственность ребенка выражается в ряде эмоциональных состояний: беспокойство, озабоченность, старание, тревога, напряженность, волнение, сосредоточенность, сомнение и др. Экологическая ответственность как внутреннее качество, как элемент сознания есть форма принятия системы ответственной зависимости человека от природы. Она основана на разумном, глубоком понимании своих действий и осознании своей роли в конкретной экологической ситуации.

В реальной жизни эффективность формирования экологической ответственности ребенка зависит от того, насколько в учебно-воспитательном процессе будут учтены сами компоненты внутренней структуры личности: общественные отношения – потребность – интересы – цели – мотивы – установки – ценностные ориентации.

Педагогу важно помнить, что потребность общения с природой может косвенно влиять и на социальные потребности ребенка и включаться в систему мотивов индивидуального поведения.

В раннем и дошкольном возрасте в процессе экологического образования на первое место должны выдвигаться гуманистические (выражающиеся в стремлении проявить добро, сострадание по отношению к живому, желание защитить) и эстетические (проявляющиеся в потребности сохранять красивое) мотивы. По мере взросления ребенка выделяются гражданско-патриотические, научно-познавательные, гигиенические и экономические мотивы. Первые из них выражаются в желании приумножить богатства природы и связаны с формированием чувства долга перед обществом по охране природы; вторые – связаны с пониманием сложных связей общества, человека и природы, законов ее развития.

В процессе экологического образования детей большое внимание следует уделить позитивным и негативным сторонам эмоционального восприятия, отношения к тем или иным явлениям, ситуациям. Позитивные эмоции проявляются при расширении круга знаний о природе и ее роли в жизни человека. Эти знания способствуют возникновению у человека таких чувств, как наслаждение, радость от общения с природой, потребность пребывания в ней. В то же время отрицательное воздействие на природные объекты должны вызывать отрицательные эмоции у ребенка, сопровождающиеся, в дальнейшем, выражением чувства негодования, возмущения и, в итоге, формированием необходимости защитить элементы (компоненты) природы.

Эффективность экологического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от того, как формируется мировосприятие ребенка, от чего зависит его богатство, яркость и глубина проникновения в реальные отношения человека с природой. Для ребенка данного возраста ознакомление с природой является важнейшим элементом формирования интереса и положительного отношения к природе. Восприятие природы обогащает речь ребенка, его мышление, оказывает положительное отношение на его духовный мир, физическое развитие.

Ребенку дошкольного возраста свойственно созерцательное отношение к природе, любование ее красотой и интерес к новому, неизведанному. Поэтому дети этого возраста остро реагируют на негативное отношение ко всему живому, хотя в своих личных действиях могут совершать противоречивые поступки. Эти свойства ребенка необходимо учитывать в процессе осуществления экологического воспитания и обучения.

Список литературы:

Дмитриева Л. Е. Згурская Л. С. «Экологическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста», Благовещенск, 1991 г.

Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства», Пермь. 1992 г.

Соломенникова О. А «Экологическое воспитание в детском саду», Москва, 2008 г.

Соломенникова О. А «Ознакомление с природой в детском саду», Москва, 2014 г.

Публикации по теме:

«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные.

Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша»Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша» Чтоб ландыши в природе сохранить, Давно в лесах их запретили рвать. Но я не стала меньше их любить, И я могу их у себя в саду сажать. Жилина.

Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы»Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.

Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Памятка для родителей «Основы безопасности детей дома» Хотя дом принято считать надежной крепостью, все же и в нем появляются опасности. Может возникнуть много ситуаций, при которых на ребенка.

Родительское собрание «Воспитание бережного отношения к природе у дошкольников» в подготовительной группе «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольников» Цель:Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей в детском.

Стихотворения для детей 5–12 лет «Отношения между девочками и мальчиками в жизни» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве Ключевые слова: Интеграция – выборочное помещение обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные.

Теоретические подходы к проблеме игровой компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста Молниеносное развитие компьютерных технологий внесло существенные изменения в человеческую жизнь. Они активно применяются не только в качестве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы формирования отношения детей к природе
Опубликовано: 1 ноября 2020 в 17:58
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД