Елена Ильюшонок
Теоретические основы формирования экологических представлений детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические основы формирования экологических представлений детей дошкольного возраста
1.1. Проблема формирования экологических представлений детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
Первые семь лет жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно - природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Публикация «Теоретические основы формирования экологических представлений детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и другие).
Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко. Не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и другие).
В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико - экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук.
Психологами (В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным и другими) провозглашалась необходимость:
1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности;
2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и другие) и неживой (И. С. Фрейдкин и другие) природы.
В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой. Большой вклад в разработку методики экологического воспитания детей внесли : Н. Н. Поддъяков, С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева и др. Эти авторы выделяют несколько задач экологического воспитания, и одна из них – формирование экологических представлений.
По мнению Н. Н. Киселева, экологические представления – это сведения взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; о ценностях природы; об использовании природных богатств.
Цель формирования экологических представлений — ознакомление дошкольников с живой и неживой природой, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой.
Т. А. Зерщикова определяет экологические представления как «систему взглядов на объективный мир, основанную на представлениях о его целостности, понимании всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности всего существующего».
С. Н. Николаева в своих работах писала, о том, что формирование экологических представлений является необходимым условием выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности к созиданию.
1.2. Особенности формирования экологических представлений детей 6-7 лет
Содержание экологического воспитания представлено в «Концепции экологического воспитания» С. Н. Николаевой, которое включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Только знание помогает человеку правильно взаимодействовать с природой и самому жить по ее законам.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Вторая позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов - сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них, дать представление о группах сходных растений и животных, проживающих в одинаковых условиях.
Третья позиция позволяет дать первоначальные представления о биологических потребностях человека, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладывается понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.
Четвертая позиция – это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов).
Ярким примером трансформации экологических знаний является деятельность ребенка.
В образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в образовательной области «Познавательное развитие» в разделе «Ознакомление с миром природы» стоят следующие задачи:
Формировать элементарные экологические представления. Объяснять, что в природе все взаимосвязано. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.). Подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Воспитывать желание и умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред, учить самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды.
Знакомить с Красной книгой: что это такое, зачем она нужна, почему существуют разные книги для разных регионов. Познакомить с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в Красную книгу России (амурские тигры, белые медведи, зубры и пр.). У детей формируются элементарные понятия: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения».
Показывать взаимодействие живой и неживой природы. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).
Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Учить детей фиксировать в календаре природы время года, месяц, день недели, время суток, температуру, результаты наблюдений и т. д.). Формировать первичные представления о климатическом и природном многообразии планеты Земля: холодные климатические зоны (Арктика, Антарктика, умеренный климат (леса, степи, тайга, жаркий климат (джунгли, саванна, пустыня). Познакомить детей с картой и глобусом, показать некоторые зоны с характерным климатом (например, Африку, где всегда жарко; Северный Полюс, где всегда холодно и все всегда покрыто снегом и льдом; среднюю полосу России, где привычный нам климат). Расширять и систематизировать знания о животном мире. Расширять первичные представления о классификации животного мира: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы, тритоны, пресмыкающиеся или рептилии (ящерицы, черепахи, крокодилы, змеи, паукообразные (пауки, скорпионы, тарантулы, клещи, ракообразные (раки, крабы, омары, креветки). Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека. Дать представление о том, откуда взялись домашние животные, как древний человек приручил их; познакомить с некоторыми «дикими родичами» домашних животных (волк, лисица, шакал, собака — семейство псовых; тигр, лев, пантера, кошка — семейство кошачьих). Воспитывать у детей ответственное отношение к домашним питомцам.
Исследованиями и практикой дошкольного воспитания установлено, что к семи годам дошкольники накапливают много разнообразных, но разрозненных и поверхностных знаний о животных. Это проявляется в том, что дети могут узнать, назвать животных, рассказать о наиболее ярких признаках их внешнего вида или поведения. Однако они имеют мало сведений об особенностях их жизни, о местах обитания, питании, образе жизни в разные времена года и пр.
Е. Ф. Терентьева отмечает, что детям старшего дошкольного возраста известно от 10—15 до 30 — 45 животных. Лучше они знают птиц и зверей, хуже — рыб, земноводных, насекомых.
1.3. Методы формирования экологических представлений детей 6 – 7 лет
Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Таким образом, педагогический процесс должен строиться таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира.
Формы и методы экологического образования описаны многими авторами С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, А. И. Ивановой.
Выделяют следующие группы методов:
1. Наглядные.
2. Словесные.
3. Практические.
Наглядные группы методов позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о природе, они с наибольшей плотностью соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
К данной группе методов относятся:
1. Наблюдение формирует знания о природе, развивает наблюдательность, воспитывает эстетические чувства.
2. Рассматривание картин, иллюстраций помогают закреплять и уточнять знания о ранее виденном.
3. Демонстрация фильмов позволяет детям расширить объем знаний о природе, окружающем мире.
4. Демонстрация моделей используется для описания нового объекта, сравнения объектов, для обобщений и систематизации знаний.
Словесные группы методов используется для расширений представлений детей о природе, систематизации и обобщения их. К ним относятся:
1. Рассказ воспитателя, который используется в целях первичного ознакомления детей с объектами, предметами природы.
2. Беседа с детьми. Это метод уточнения и расширения уже имеющихся знаний.
3. Чтение художественной литературы расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринимать не возможно.
Практические группы методов используются для уточнения представлений детей, углубления их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы.
К ним относятся:
1. Игра. Это метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром.
2. Опыты используются для установления детьми тех или иных явлений, связей, отношений между предметами и явлениями природы.
3. Моделирование обеспечивает успешное усвоение детьми представлений об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
С. Н. Николаева предлагает следующие приемы в формировании экологических представлений :
1. Приемы, вызывающие интерес. Например, беседа или загадывание загадок о каком-либо животном.
2. Прием обследования помогает выделить сенсорные признаки объектов.
3. Приемы подражания: а) движениям; б) звукам.
4. Прием сравнения - установление признаков отличия или сходства объектов по величине, характеру движения и т. д.
5. Игровые и сюрпризные приемы используют для привлечения внимания к объекту.
6. Проблемные опыты (например, чтобы узнать, что ест кошка перед ней надо положить морковь и рыбу).
7. Сравнения (например, сравнить листья одного дерева с листьями другого по цвету, форме, размеру). При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия. Сравнивая объекты, дети с помощью воспитателя выделяют существенные свойства сходных предметов, явлений и получают материал для классификации их, и образования элементарных понятий.
8. Приближение объекта (например, не наблюдать за елью на участке, а занести в группу ветку).
На протяжении десятилетий ученые, такие как С. Н. Николаева, Н. Н. Киселев, Н. Н. Поддъяков, Н. Н. Кондратьева разрабатывали и осваивали различные методы и способы формирования экологических представлений у дошкольников. Таким образом, существует множество разнообразных методов и приемов обучения, которые помогают сформировать экологические представления детей 6 – 7 лет.