Папки-передвижки

Теоретические основы инклюзивного образования в ДОО

Людмила Ананина
Теоретические основы инклюзивного образования в ДОО

Теоретические основы инклюзивного образования в ДОО.

Перед педагогами детского сада стоит непростая, нелегкая задача – организовать образовательный процесс так, чтобы он соответствовал Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства и подготовку детей к новой ступени образования. Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья.

Публикация «Теоретические основы инклюзивного образования в ДОО» размещена в разделах

Положения ФГОС предназначены обеспечить возможность инклюзии детей в ДОУ и инклюзивного обучения : "Индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состояни-ем здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья".

Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе исторического развития образовательная система детей с ограниченными возможностями здоровья прошла путь от изоляции до инклюзии.

Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов. Историю обучения детей с особенностями развития в школе можно условно разбить на следующие этапы:

• начало ХХ века – середина 60-х годов – «медицинская модель», кото-рая вела к изоляции людей с ограниченными возможностями здоровья;

• середина 60-х – середина 80-х годов – «модель нормализации», интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь;

• середина 80-х годов – настоящее время – «модель включения», т. е. инклюзия.

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

Ограничение физических и/или психических возможностей необходимо понимать как отражение тех общественных, экономических, социальных процессов, которые не дают возможности человеку проявиться в связи с психическими им физическими нарушениями.

Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

Существует восемь основных принципов инклюзивного образования :

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услы-шанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Таким образом, суть данных принципов в доступности образо-вания для всех детей. Необходимо составить такую структуру учебной программы, чтобы она была наиболее мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить потребности всех учеников.

Инклюзия – не ущемление прав здоровых учеников в пользу де-тей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех.

Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где дети и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

На территории Российской Федерации положение об инклюзив-ном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образо-вании», а также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ». На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование, опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека.

Каким бывает инклюзивное дошкольное образование?

Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах :

• При ДОО могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обуча-ются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т. д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии.

• В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей - инвалидов.

Для организации инклюзивного образования в дошкольном учреждении необходимо создать особые условия и обеспечить грамотное с точки зрения коррекционной педагогики сопровождение. При этом основополагающим принципом является соблюдение интересов ребенка. Педагог, отвечающий за сопровождение ребенка-инвалида, должен решать каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для воспитанника, то есть способствовать созданию оптимальных условий как в детском саду, так и в семье.

Успех зачастую зависит от участия разных специалистов в ком-плексной реабилитации ребенка с нарушениями развития. Так, наличие в нашем детском саду многопрофильных специалистов (логопедов, дефектологов, ортопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, психолога, социального педагога) способствует повышению эффективности коррекционной работы.

Воспитывать и обучать детей с ОВЗ и детей-инвалидов сложно. Для этого требуется соответствующее материально-техническое и методическое обеспечение детского сада. Особенно необходимы услуги узкопрофильных специалистов, опытных воспитателей, подго-товленных к работе с детьми с разными возможностями. Наряду с этим должна быть обеспечена соответствующая наполняемость инклюзивной группы.

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых».

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Модель выпускника детского сада» Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов. Создать модель выпускника детского сада. Задачи: Расширить основные представления.

Рассуждение о ФГОС ФГОС-это…. 28 августа 2013года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования. Совет Министерства образования и науки Российской.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Теоретические основы инклюзивного образования в ДОО
Опубликовано: 16 апреля 2015 в 12:49
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД