МААМ-картинки

Теоретический анализ особенностей формирования гендерной идентичности у детей дошкольного возраста

Лифенко Ирина
Теоретический анализ особенностей формирования гендерной идентичности у детей дошкольного возраста

Аннотация

Проблемой сходства и различий в психологии мужчин и женщин занимаются уже несколько поколений ученых. Воспитание детей без учёта особенностей биологического пола способствовало и способствует тому, что немало молодых людей в силу отсутствия у них основополагающих представлений о «мужественности» и

«женственности» и при отсутствии полового воспитания в совокупности с конфликтными ситуациями в процессе принятия своей гендерной роли погружаются во внутриличностные конфликтны и живут в разрез с установленными нормами общества. Изучение процессов формирования гендерной идентичности поможет направить половое воспитание в нужное русло. От этого многое зависит в формировании будущей личности, а именно: уверенность в себе, наличие устойчивых личностных установок, и в итоге эффективность общения с людьми, благополучие семейных отношений.

Публикация «Теоретический анализ особенностей формирования гендерной идентичности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Проблема сходства и различий в психологии мужчин и женщин является центральным предметом размышлений вот уже нескольких поколении ученых: о ней писали Фридрих Ницше, Отто Вайнингер, Николай Александрович Бердяев и другие философы. К концу ХХ века в психологической науке оформились два взаимосвязанных, но не тождественных направления исследований – гендерная психология и психология половых различий [1].

Разделение людей на два биологических пола – мужчин и женщин, является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психологии и поведенческих реакциях человека. Многие считают, что эти различия связаны прежде всего с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Идея противоположности мужского и женского начинает встречаться ещё в мифах. Продолжается в традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких, как семья, армия, воспитательные учреждения, право). Правда, все наблюдаемые отличия между мужчинами и женщинами невозможно свести только к факту телесного различия.

Эти различия имеют физиологический и конституциональной компоненты. Но помимо этого они обладают и социокультурным контекстом. То есть они отражают то, что свойственно в конкретный период времени и конкретному культурному обществу мужчине, а что свойственно женщине. Также есть точка зрения, что мы воспринимаем биологические различия между мужчинами и женщинами сквозь культурную призму. Например, ещё во времена античности до конца XVII века в Европе господствовало представление о том, что женский организм является всего лишь недоразвитым вариантом мужского. Именно поэтому отличительными признаками мужского и женского в то время выступали в основном социальные признаки, такие как занимаемое в обществе положение и предписанные социальные роли. Если бы такая теория биологических различий сохранилась бы и по сей день, то с учётом новых знаний о развитии человека мы были бы более склонны полагать, что мужской организм – это модификация женского. Однако в

эпоху Возрождения мировоззрение европейцев изменилось: и мужчины, и женщины были признаны полярно различными по своей природе организмами. С этого момента социальные различия между мужчинами и женщинами стали связываться с различием в их биологическом статусе [2].

На сегодняшний день разные учёные разных профилей сомневаются в правильности столь жёсткого разделении людей на два противоположных пола исключительно из учёта физиологических и биологических характеристик. В наше время в науке чётко разграничивается конституциональные и социокультурные аспекты в различении мужского и женского полов. Это связано с разделением понятий «пол» и «гендер». «Пол»

– определение, описывающее биологические отличия между людьми, он определятся генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Понятие «гендер» указывает на статус человека в обществе и социально-психологические характеристики личности, которые связываются с полом, но возникают преимущественно при взаимодействии с другими людьми. Термин «гендер» подчёркивает не врождённую, а именно социокультурную причину различий между полами. «Гендер»особенности мужественности и женственности, формируемые при взаимодействии человека с обществом, при его социализации, а не физические различия между мужчиной и женщиной. Данный термин в первую очередь означает социальные ожидания и представления, касающиеся поведения, которое должно соответствовать нормам, присущим определённому полу [1].

Гендерные отношения – это отношения между представителями мужского и женского пола, а также отношения между социальными группами, которые состоят из мужчин и женщин [1].

Гендерные роли – это такие роли, которые обусловлены разделением людей в обществе по половому признаку. Большой толковый психологический словарь определяет понятие гендерной роли как внешне проявляющиеся модели поведения и отношений, которые позволяют другим людям делать выводы о принадлежности кого-то к мужскому или женскому полу.

Гендерная роль предписывает и разделение деятельности, различия в социальных статусах, правах и обязанностях представителей того или иного пола. Гендерные роли являются и социальными ролями, нормативны, выражают конкретные общественные ожидания. Проявляется эти роли в поведении индивида. В культуре гендерные роли выражаются в контексте определенной системы символики полов и принятых стереотипов маскулинности и фемининности. Личность усваивает и преломляет в своём сознании и поведении определённую нормативную систему, с которой и связаны гендерные роли. Внедрение этих норм в человеческое сознание происходит несколькими способами : через средства массовой информации, литературу, семейное воспитание, общественный контроль [3].

Гендерные роли относятся к предписанным ролям. Статус будущего мужчины или будущей женщины приобретается ребенком уже при рождении. Затем, в процессе гендерной социализации ребёнок научается исполнять ту или иную гендерную роль.

Направленность процесса социализации детей определяют гендерные стереотипы, которые существуют в обществе. Гендерный стереотип – это стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям

«мужское» и «женское» [3].

Гендерный стереотип, который касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом, является одним из самых распространенных стереотипов. Он предписывает стандартные модели ролевого поведения мужчины и женщины. В соответствии с этим стереотипом для женщин главными социальными ролями считаются семейные роли (мать, хозяйка, для мужчин – профессиональные роли (работник,

труженик, добытчик, кормилец). Мы привыкли оценивать мужчин по успехам в профессиональной деятельности и социальному статусу, а женщин по наличию семьи, детей и ведению хозяйства. Общественное мнение таково, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые у них могут быть, второстепенны по отношению к этим семейным ролям. Для выполнения традиционной роли домашней хозяйки женщина должна быть чуткой, сострадающей и заботливой [5].

Традиционные гендерные роли формируются также на основании разделении труда по половому признаку. Основным критерием в этом разделении выступает биологическая способность женщин к деторождению. В нынешних обществах давно потеряла значимость социальная необходимость разделения труда на основе детородной способности женщин, которая присутствовала в архаических обществах. Немалая часть женщин трудятся в производственной сфере вне дома, а мужчины давно перестали быть исключительно «воинами и добытчиками», защищающими и обеспечивающими свою семью. И всё же стереотипы о традиционных гендерных ролях очень устойчивы: от женщин требуется концентрация на домашней, хозяйственной и воспитательной сфере деятельности, а от мужчин – в сфере профессиональной, общественной [2].

Социальные нормы включают в себя эти самые гендерные стереотипы. Каждый из нас обладает представлениями о том, какие конкретные качества и модели поведения свойственны мужчинам, а какие женщинам. Подавляющее большинство людей придерживается этих взглядов, что позволяет оценивать поведение представителей разных полов как «правильное» и «неправильное».

Все существующие гендерные стереотипы условно подразделяются на три группы:

1. Стереотипы маскулинности-феминности. Это нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Мужчина в стереотипном понимании доминантный, независимый, агрессивный, самоуверенный, склонный рассуждать логически, способный управлять своими чувствами. Женщина более пассивна, зависима, эмоциональна, заботлива и нежна;

2. Стереотипы, описывающие содержание труда для мужчин и женщин: для женщин более привычной, считается обслуживающая и исполнительская деятельность; мужчины же должны заниматься инструментальной и творческой деятельностью, они способны организовывать и руководить;

3. Роли, закреплённые в семье и в профессиональной деятельности, образуют третью группу стереотипов. Для мужчин главными ролями являются профессиональные, для женщин – семейные. «Нормальный» мужчина стремится к построению карьеры, профессиональному успеху, созданию обширных социальных контактов; «нормальная» женщина стремится выйти замуж и завести детей, вести домашнее хозяйство [6]. Указанные стереотипы отличаются поразительной устойчивостью. В процессе социализации эти стереотипы воспроизводятся из поколения в поколение, прочно укореняясь в сознании большей части населения. Женщина может приходить к внутриличностному конфликту и конфликту с общественными ожиданиями о месте женщины в обществе, если решит проявить свои способности и реализоваться в профессиональной деятельности. Женщины в наше время и работают, и выполняют большую часть обязанностей по дому и уходу за детьми. На пути женщин к стереотипно мужским, высокооплачиваемым и высоким по статусу работам поставлено множество препятствий. Такими препятствиями могут являться культурные, юридические, образовательные причины и другие. Женщины могут сталкиваться с завышенными требованиями или дискриминацией при приеме на работу, а также трудностями при служебном продвижении. Данные причины препятствуют реализации женщин себя как личности.

Своё негативное влияние гендерные стереотипы оказывают также и на мужчин. К характеристикам традиционно мужской роли относят успешность, социальный статус, интеллектуальность, физическую и эмоциональную стойкость и твёрдость. Полное соответствие этим нормам для большой части мужчин является недостижимым, что вызывает стресс внутри личности. Также вызывает негативные реакции, такие как ограниченная эмоциональность, гомофобия, необоснованное стремление к лидерству и успеху и тому подобное [7].

Традиционные стереотипы мышления являются лишь условностью. Поэтому для гармоничного и полноценного развития личности и самореализации человеку необходимо избавиться от накладываемых стереотипами ограничений.

Свобода от подобных предрассудков позволяет человеку достичь душевного и физического здоровья, открывает возможность жить полной жизнью.

Гендерная идентичность – это осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Гендерная идентичность личности входит в структуру социальной идентичности. Гендерная идентичность является продуктом процесса социального конструирования. Она начинает формироваться с самого рождения ребенка. Тогда на основании строения наружных половых органов ребёнка определяется его паспортный, иначе гражданский или акушерский пол. С этого и начинается процесс гендерной социализации. В его ходе ребёнок целенаправленно воспитываются таким образом, чтобы соответствовать принятым в конкретном обществе представлениям о «мужском» и

«женском». Представление ребёнка о своей гендерной идентичности, гендерной роли, поведении, а также самооценка, формируется как раз на основании принятых в обществе эталонов [4].

Мы знаем, что у человека уже в раннем детстве начинают складываться зачатки его личности, развивающиеся в последствии в систему представлений о самом себе, или

«образ Я». Расширение и обогащение «образа Я» в процессе личностного развития тесно связано с рефлексией на собственные эмоциональные переживания и желания с различением своей оценки и самооценки. Такое развитие сопровождается «субъективным чувством непрерывной самотождественности». Идентичность – это актуальное состояние, текущее переживание Я-целостности на срезе жизненного пути [3].

Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу это называется гендерной идентификацией. В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины внешне по-разному выглядят, занимаются разной деятельностью и интересуются разными вещами. Часто взрослые неосознанно стимулируют гендерную идентификацию, регулярно упоминая гендер ребенка : «какой хороший мальчик» или

«какая хорошая девочка». Непреднамеренно, стереотипно употребляют фразы:

«мальчик/девочка так делать не должен (а)». К 7 годам, а часто даже и раньше, дети достигают гендерной константности, то есть понимания того, что гендер постоянен, и изменить его нельзя. Еще до того, как пойти в начальную школу, дети проявляют достаточно серьезные знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, действиях, объектах и занятиях [5].

Когда гендерная идентификация подходит к концу, ребёнок уже безошибочно определяет отличия между мужчинами и женщинами. Обычно к этому моменту проявляется повышенное внимание к ролевым моделям представителей своего пола, что является следствием желания стать самым лучшим мальчиком/девочкой. Этот процесс Колберг в 1966 году назвал «социализацией «Я». В ходе данной социализации мальчики обычно копируют поведение мужчин, а девочки – поведение женщин. Данное явление называется

«дифференциальным подражанием», которое согласуется с теорией социального научения. Теория социального научения говорит о том, что человек может научиться различным типам поведения, наблюдая за людьми и за тем, наказываются или

поощряются их действия. Большая часть мальчиков в возрасте от двух до трех лет пробуют надевать мамины туфли на каблуке, играть с её косметикой, красить ногти лаком. Но когда мальчики достигают константности, то есть осознают, что все вышеперечисленные занятия – удел девочек, тогда процесс гендерной идентификации подходит к концу [6].

К трём годам ребенок ещё точно не знает, в чём состоят различия между полами, но уже могут чётко различать мужчин и женщин. Например, многие дети уверены в том, что, если надеть на мальчика платье, он становится девочкой. Они могут не понимать, что только мальчик может стать папой, а девочка – мамой, а также могут спросить у своего отца, кем тот был – мальчиком или девочкой, когда был маленьким. Таким образом, трёхлетний ребёнок хотя знает о своей половой принадлежности, но часто ассоциирует пол со случайными внешними признаками, вроде одежды и стрижки волос. Он допускает и возможность изменения пола. Необратимость половой принадлежности осознается детьми примерно к 6-7 годам, что сопровождается усилением половой дифференциации поведения и установок. Следующий важнейший этап формирования гендерной идентичности – это подростковый возраст. Подростковая гендерная идентичность становится центральным компонентом самосознания. Гендерная идентичность взрослого человека представляет собой сложноструктурированное образование, включающее, помимо осознания собственной половой принадлежности, сексуальную ориентацию,

«сексуальные сценарии», гендерные стереотипы и гендерные предпочтения [5].

У детей уже в дошкольном детстве складываются определённые представления о смене физического облика человека, его половых и социальных ролей в связи с возрастом. Это знание основывается на присвоении общественного опыта и развитии самосознания [7].

Литература

1. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины// Вопросы психологии. - 1991. - № 4. С. 74-82.

2. Берн Ш. Гендерная психология. СПб. ; ЕВРОЗНАК. 2004. - 200 с.

3. Воронина О. А., Клименкова Т. А. Гендер и культура // Женщины и социальная политика/ М. : Ин-т соц. -экон. пробл. народонаселения РАН. 1992. - С. 10-22.

4. Клецина И. С. Гендерная социализация : Учебное пособие. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 1998. - 92 с.

5. Кон И. С. Половые различия и дифференциация половых ролей // Соотношение биологического и социального в человеке / И. С. Кон. - М. : Медицина, 1975. – 776 с.

6. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. - 1981. - №2. С. 47-57.

7. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. - М. : Издательство Московского психолога - социального института; Воронеж: Издательство НПО

«МОДЭК», 2004. - 288 с.

Публикации по теме:

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Консультация. «Роль музеев и библиотек в создании условий для формирования гражданской идентичности у детей». Госстандарт нового поколения предусматривает воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности,.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Родительское собрание «Семья — главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка» Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитании, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретический анализ особенностей формирования гендерной идентичности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 сентября 2021 в 15:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД