МААМ-картинки

Толерантность — как основа коммуникации и развития культуры социально зрелой личности

Наталья Иванова
Толерантность — как основа коммуникации и развития культуры социально зрелой личности

Толерантность — как основа коммуникации и развития культуры социально зрелой личности

"Современная демократия есть историческая форма падения государства. " Фридрих Ницше

«Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром» (В. В. Путин. Россия: Национальный вопрос.).

Ваши убеждения мне чужды, но за ваше право их отстаивать я готов пожертвовать жизнью.

Франсуа-Мари Вольтер

Публикация «Толерантность — как основа коммуникации и развития культуры социально зрелой личности» размещена в разделах

Сегодня любой человек, который является носителем русской культуры, живет в ней, является русским. Не надо определять национальность по ДНК. Еще Жозеф де Местр, французский философ и политический деятель, в начале XIX века писал: "Потри русского, увидишь татарина". Поэтому не надо тереть.

Иван Саввиди.

Сегодня возникает ощущение, что главным мировым трендом стал миграционный процесс – так много внимания ему уделяют. Кто-то видит в миграции зло, кто-то - благо, другие рассуждают о неизбежности этого явления. Если бы человечество не мигрировало, то Земной шар выглядел бы совершенно иначе. Миграционные процессы, которые начались тысячелетия назад, - это вынужденная необходимость. В каких-то случаях мигрирующие народы интегрировались в родственные этносы, в других – эти процессы шли с использованием силовых методов.

Сегодня мир интегрирован экономически, политически, информационно. Это мир глобальный. Исчезает понятие географического пространства, меняется мироощущение человека, сам человек становится глобальным.

В связи с этим стоят вопросы –поддерживать или консервировать межкультурную ассимиляцию.

Человек, приезжающий в другую страну, должен качественно воспринимать ту среду, в которой он оказался. Быть предельно терпимым и уважительно относиться к культуре того народа, среди которого собирается жить. Только тогда идет процесс взаимообогащения, и если участников этого процесса достаточно много, мы получим глобальную культуру, в которой человечество нуждается.

Толерантность – социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни и обычаям. Уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности означает толерантность.

Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

В современной многонациональной России толерантность – один из показателей воспитанности человека.

Согласно модели Р. В. Габдреева, имеется семь уровней развития толерантности личности, на каждом из которых толерантность проявляется по - своему:

1) уровень, характеризующий Культуру осознанного отражения. Опирается на индивидуальные особенности человека, тип нервной системы;

2) уровень Культуры переживания – развитость эмоционально-волевых навыков;

умение выдерживать сильные эмоциональные нагрузки;

3) уровень культуры Деятельности – проявляется в учебной, трудовой, общественно-

полезной деятельности, в общении; отражает уровень интеллектуального развития;

4) уровень Культуры поведения – внешнее отражение внутренних личностных

образований человека, к которым принято относить направленность, Я-концепцию,

самооценку, уровень притязаний. Выделяют два типа поведения человека: толерантный и

интолерантный. Толерантный путь выбирает человек свободный, доброжелательный, с

позитивной Я-концепцией. Интолерантный путь характеризуется представлением о

собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение,

потребностью в порядке, желанием сильной власти;

5) уровень, характеризующий Культуру общения, – коммуникативные навыки

личности;

6) уровень управления культурой активности. Основан на мотивационной сфере

(переживания, деятельность, общение, поведение);

7) уровень социально-Политической культуры – высший уровень

психологической активности (позиции, убеждения, идеалы личности)

В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное», толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

А не попустительство ли это, основанное на равнодушии?

Равнодушие – это состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему-либо. Синонимы: апатия, безразличие, чёрствость, бесчувственность, бессердечность, безучастность, бесстрастие, индифферентность, пассивность, бездушие.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: безразличие – это равнодушие к вопросам знания, морали, общественной жизни.

Для современного общества характерно проявления инертности и безразличия, как фактора снижения социальной активности и ответственности, отсутствия желания развиваться вне материального жизненного компонента. Толерантное поведение не вызывает интереса и воспринимается многими искаженно, как нетребующее морално- эмоциональных усилий, облегчающее и упрощающее жизнь индивиду, отстраняющее его от жизни общества и снимающее ответственность за поступки свои и окружающих.

Такой способ восприятия имеет психологическое и социальное обоснование и тесно связан с нежеланием делать выбор, связанные с ним поступки, нести ответственность за сделанное.

Существует ряд методов и приемов, наиболее эффективных для формирования, воспитания и укрепления толерантного, активного социального принципа жизни у молодежи.

В условиях, когда нет групп, стоящих на позициях неорганизованного большинства и организованного меньшинства, они все находятся в равных условиях и контакты между ними осуществляются естественно, без дополнительных регулирующих механизмов (например, закона о «межнациональных отношениях» и специальных групп конфликтного реагирования).

Так, если толерантность держится на таких столпах как воспитанность, гражданская позиция, альтруизм, которые свойственны далеко не всем, то индифферентность покоится на конструктивности и снисходительности. И казалось бы формировать нейтралитет гораздо эффективнее.

В одном из писем русскому императору Александру I Жозеф де Местр написал следующее: "К сожалению, русский народ путает толерантность с безразличием". И сейчас у многих сформировался четкий поведенческий стереотип – не воспринимать негатив, быть безразличным, и выдавать это за толерантность.

Глобальную культуру ни в коем случае нельзя строить на принципах девальвации собственной национальной культуры. Иначе можно получить в результате системукультурно- нравственных ценностей чуждую нам.

Но при укреплении и воспитании толерантности, а не именно индифферентности форомируются и другие положительные качества, далее самостоятелоьно развивающие личность. Для формирования толераности используют слшедующие принципы:

- принцип адекватности;

- принцип индивидуализации;

- принцип рефлексивной позиции;

- принцип создания толерантной среды.

Если рассматривать российский народ как единый, пусть и представляющий несколько основных конфессий, но целостный организм, то базисом, основанием, на котором он существует и развивается, должны быть нравственные и духовные начала.

Основным источником интолерантности является не столько социальная неустроенность студентов и молодых специалистов, сколько связь социальных неудач с иммигрирующими в регион представителями «визуальных меньшинств», которые могут нести как реальную, так и воображаемую опасность для принимающего общества.

Также отсутствие народоведческих знаний в общественном сознании, укоренившихся этнических стереотипов и негативные медийные образы лежат в основе социального отчуждения между мигрантам и принимающим обществом. В связи с этим следует уделить особое внимание формированию и реализации программ по интенсивной интеграции мигрантов в принимающее общество.

Наиболее эффективными могут стать инициативы, основанные на совместной деятельности обоих групп населения по обустройству территории совместного проживания.

Для мигрантов, ставящих своей целью переезд в принимающий регион на длительный срок, и их потомков необходимо разработать и внедрить программы формирования региональной идентичности, оттеняющей, но не исключающей этническую идентичность. Задача этих программ – ограничение этнической мобилизации и формирования у этнически окрашенных групп негативных установок, связанных с коренным населением. Для этого необходимы как массовые работы с мигрантами второго поколения через распространение развивающих игр и иных видов информации (по технологии «от двери к двери», в обход диаспор; дифференцированной по возрастным группам и сопровождающей мигранта второго поколения на всем пути социализации, так и точечные проекты поддержки наиболее стремящихся к интеграции мигрантов (через вовлечение в социальные и образовательные проекты).

Не менее важным направлением является организация целевых тренингов для работников правоохранительных органов и сферы образования, задача которых заключается в привитии навыков межкультурного взаимодействия. Для первых тренинги должны повысить эффективность работы с группами мигрантов по снижению этнической преступности, для вторых - помочь привить учащимся знания об иных культурах и навыки общения с их представителями, т. е. повышение этнокультурной компетентности

Таким образом, вместо абстрактного формирования определенных личностных качеств, свидетельствующих о толерантности индивида, естественным образом развивающихся и возникающих только в определенных жизненных условиях, необходимо формировать культурную среду, способствующую толерантности и дающую возможность закладывать предпосылки соцциальной зрелости личности. Проще говоря, необходимо воспитывать человека таким, чтобы толерантность стала необходимым естественным качествоем его личности и условием жизни, осознанно выбранным и активно используемом.

Нельзя забвать, что «Патриотизм – это любовь к своим, а не ненависть к чужим» Н. И. Шевелев.

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Хочу предоставить вашему вниманию проект по патриотическому воспитанию дошкольников, эта тема актуальна и значима в условиях современной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Толерантность — как основа коммуникации и развития культуры социально зрелой личности
Опубликовано: 1 ноября 2013 в 00:18
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД