Наталья Иванова
Толерантность — как основа коммуникации и развития культуры социально зрелой личности
▼ Скачать + Заказать документы
Толерантность — как основа коммуникации и развития культуры социально зрелой личности
"Современная демократия есть историческая форма падения государства. " Фридрих Ницше
«Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром» (В. В. Путин. Россия: Национальный вопрос.).
Ваши убеждения мне чужды, но за ваше право их отстаивать я готов пожертвовать жизнью.
Франсуа-Мари Вольтер
Публикация «Толерантность — как основа коммуникации и развития культуры социально зрелой личности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Сегодня любой человек, который является носителем русской культуры, живет в ней, является русским. Не надо определять национальность по ДНК. Еще Жозеф де Местр, французский философ и политический деятель, в начале XIX века писал: "Потри русского, увидишь татарина". Поэтому не надо тереть.
Иван Саввиди.
Сегодня возникает ощущение, что главным мировым трендом стал миграционный процесс – так много внимания ему уделяют. Кто-то видит в миграции зло, кто-то - благо, другие рассуждают о неизбежности этого явления. Если бы человечество не мигрировало, то Земной шар выглядел бы совершенно иначе. Миграционные процессы, которые начались тысячелетия назад, - это вынужденная необходимость. В каких-то случаях мигрирующие народы интегрировались в родственные этносы, в других – эти процессы шли с использованием силовых методов.
Сегодня мир интегрирован экономически, политически, информационно. Это мир глобальный. Исчезает понятие географического пространства, меняется мироощущение человека, сам человек становится глобальным.
В связи с этим стоят вопросы –поддерживать или консервировать межкультурную ассимиляцию.
Человек, приезжающий в другую страну, должен качественно воспринимать ту среду, в которой он оказался. Быть предельно терпимым и уважительно относиться к культуре того народа, среди которого собирается жить. Только тогда идет процесс взаимообогащения, и если участников этого процесса достаточно много, мы получим глобальную культуру, в которой человечество нуждается.
Толерантность – социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни и обычаям. Уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности означает толерантность.
Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
В современной многонациональной России толерантность – один из показателей воспитанности человека.
Согласно модели Р. В. Габдреева, имеется семь уровней развития толерантности личности, на каждом из которых толерантность проявляется по - своему:
1) уровень, характеризующий Культуру осознанного отражения. Опирается на индивидуальные особенности человека, тип нервной системы;
2) уровень Культуры переживания – развитость эмоционально-волевых навыков;
умение выдерживать сильные эмоциональные нагрузки;
3) уровень культуры Деятельности – проявляется в учебной, трудовой, общественно-
полезной деятельности, в общении; отражает уровень интеллектуального развития;
4) уровень Культуры поведения – внешнее отражение внутренних личностных
образований человека, к которым принято относить направленность, Я-концепцию,
самооценку, уровень притязаний. Выделяют два типа поведения человека: толерантный и
интолерантный. Толерантный путь выбирает человек свободный, доброжелательный, с
позитивной Я-концепцией. Интолерантный путь характеризуется представлением о
собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение,
потребностью в порядке, желанием сильной власти;
5) уровень, характеризующий Культуру общения, – коммуникативные навыки
личности;
6) уровень управления культурой активности. Основан на мотивационной сфере
(переживания, деятельность, общение, поведение);
7) уровень социально-Политической культуры – высший уровень
психологической активности (позиции, убеждения, идеалы личности)
В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное», толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются.
А не попустительство ли это, основанное на равнодушии?
Равнодушие – это состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему-либо. Синонимы: апатия, безразличие, чёрствость, бесчувственность, бессердечность, безучастность, бесстрастие, индифферентность, пассивность, бездушие.
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: безразличие – это равнодушие к вопросам знания, морали, общественной жизни.
Для современного общества характерно проявления инертности и безразличия, как фактора снижения социальной активности и ответственности, отсутствия желания развиваться вне материального жизненного компонента. Толерантное поведение не вызывает интереса и воспринимается многими искаженно, как нетребующее морално- эмоциональных усилий, облегчающее и упрощающее жизнь индивиду, отстраняющее его от жизни общества и снимающее ответственность за поступки свои и окружающих.
Такой способ восприятия имеет психологическое и социальное обоснование и тесно связан с нежеланием делать выбор, связанные с ним поступки, нести ответственность за сделанное.
Существует ряд методов и приемов, наиболее эффективных для формирования, воспитания и укрепления толерантного, активного социального принципа жизни у молодежи.
В условиях, когда нет групп, стоящих на позициях неорганизованного большинства и организованного меньшинства, они все находятся в равных условиях и контакты между ними осуществляются естественно, без дополнительных регулирующих механизмов (например, закона о «межнациональных отношениях» и специальных групп конфликтного реагирования).
Так, если толерантность держится на таких столпах как воспитанность, гражданская позиция, альтруизм, которые свойственны далеко не всем, то индифферентность покоится на конструктивности и снисходительности. И казалось бы формировать нейтралитет гораздо эффективнее.
В одном из писем русскому императору Александру I Жозеф де Местр написал следующее: "К сожалению, русский народ путает толерантность с безразличием". И сейчас у многих сформировался четкий поведенческий стереотип – не воспринимать негатив, быть безразличным, и выдавать это за толерантность.
Глобальную культуру ни в коем случае нельзя строить на принципах девальвации собственной национальной культуры. Иначе можно получить в результате системукультурно- нравственных ценностей чуждую нам.
Но при укреплении и воспитании толерантности, а не именно индифферентности форомируются и другие положительные качества, далее самостоятелоьно развивающие личность. Для формирования толераности используют слшедующие принципы:
- принцип адекватности;
- принцип индивидуализации;
- принцип рефлексивной позиции;
- принцип создания толерантной среды.
Если рассматривать российский народ как единый, пусть и представляющий несколько основных конфессий, но целостный организм, то базисом, основанием, на котором он существует и развивается, должны быть нравственные и духовные начала.
Основным источником интолерантности является не столько социальная неустроенность студентов и молодых специалистов, сколько связь социальных неудач с иммигрирующими в регион представителями «визуальных меньшинств», которые могут нести как реальную, так и воображаемую опасность для принимающего общества.
Также отсутствие народоведческих знаний в общественном сознании, укоренившихся этнических стереотипов и негативные медийные образы лежат в основе социального отчуждения между мигрантам и принимающим обществом. В связи с этим следует уделить особое внимание формированию и реализации программ по интенсивной интеграции мигрантов в принимающее общество.
Наиболее эффективными могут стать инициативы, основанные на совместной деятельности обоих групп населения по обустройству территории совместного проживания.
Для мигрантов, ставящих своей целью переезд в принимающий регион на длительный срок, и их потомков необходимо разработать и внедрить программы формирования региональной идентичности, оттеняющей, но не исключающей этническую идентичность. Задача этих программ – ограничение этнической мобилизации и формирования у этнически окрашенных групп негативных установок, связанных с коренным населением. Для этого необходимы как массовые работы с мигрантами второго поколения через распространение развивающих игр и иных видов информации (по технологии «от двери к двери», в обход диаспор; дифференцированной по возрастным группам и сопровождающей мигранта второго поколения на всем пути социализации, так и точечные проекты поддержки наиболее стремящихся к интеграции мигрантов (через вовлечение в социальные и образовательные проекты).
Не менее важным направлением является организация целевых тренингов для работников правоохранительных органов и сферы образования, задача которых заключается в привитии навыков межкультурного взаимодействия. Для первых тренинги должны повысить эффективность работы с группами мигрантов по снижению этнической преступности, для вторых - помочь привить учащимся знания об иных культурах и навыки общения с их представителями, т. е. повышение этнокультурной компетентности
Таким образом, вместо абстрактного формирования определенных личностных качеств, свидетельствующих о толерантности индивида, естественным образом развивающихся и возникающих только в определенных жизненных условиях, необходимо формировать культурную среду, способствующую толерантности и дающую возможность закладывать предпосылки соцциальной зрелости личности. Проще говоря, необходимо воспитывать человека таким, чтобы толерантность стала необходимым естественным качествоем его личности и условием жизни, осознанно выбранным и активно используемом.
Нельзя забвать, что «Патриотизм – это любовь к своим, а не ненависть к чужим» Н. И. Шевелев.