МААМ-картинки

Толерантность как социально-педагогическое явление

Марина Юрга
Толерантность как социально-педагогическое явление

Толерантность как социально-педагогическое явление.

Понятие толерантность может быть проанализировано с различных точек зрения: как этико-философская категория, как способ взаимодействия между сторонниками различных идеологий и конфессий, как метод социально-политических реализаций и намерений и. т. д. Одним из значимых событий в истории развития толерантности в обществе стало принятие и подписание "Декларации принципов толерантности", утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Так же принципы толерантности отражены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской федерации «Об Образовании», в Национальной доктрине образования в Российской Федерации и других нормативных документах.

Публикация «Толерантность как социально-педагогическое явление» размещена в разделах

В современных исследованиях в сфере педагогики, психологии, социологии особо подчеркивается, что толерантность важна и актуальна во всех слоях социума. Изучив и обобщив работы психологов и педагогов (А. Г. Асмолова, С. А. Козлова, А. М. Виноградова, Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского и др.) мы можем констатировать, что в исследованиях данных авторов обращается внимание на формирование толерантности в дошкольном возрасте. Именно дошкольный возраст по результатам исследований детской психологии (А. А. Реан, Е. Ф. Рыбалко, Д. Б. Эльконин) является сенситивным для формирования толерантности. В связи с этим нами будет рассмотрена толерантность как социально-педагогическое явление, прежде всего, на примере развития терпимости у детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания толерантного отношения у детей дошкольного возраста к отличным от других людям является особенно острой для нашей многонациональной страны. В последнее время усилились религиозные и межкультурные конфликты. Поэтому важно заложить в человеке основы терпимого отношения именно в дошкольном возрасте, когда в процессе воспитания и образования у ребёнка начинают складываться основные ценности, формируется его личность, психика и самосознание, закладываются познавательные функции. В этот период времени он начинает знакомиться и общаться с представителями других культур, т. е. вступает в социальные связи. При общении с люди ребёнок ориентируется на моральные эталоны, которые формируются обществом. Как отмечается в исследовании Г. Б. Марченко, «дошкольникам данные эталоны поведения преподносятся с помощью сказок, где их (эталонов) носителями являются соответственно сами сказочные персонажи».

Одновременно современными педагогами разрабатываются различные методики и программы по решению данной проблемы, в образовательных учреждениях проводятся культурно-досуговые и другие мероприятия, направленные на сплочение детского (или подросткового) коллектива, классные часы, которые посвящены вопросам толерантности. Кроме того, стоит также вспомнить о создании в 2001-2005 годах единых целевых федеральных программ, среди них одной из важных стала программа по «Формированию установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Проведенный нами анализ показал, что Е. А. Ильинская в своем исследовании отмечает: закладывать основы толерантного воспитания следует ребёнку старшего дошкольного возраста. А в исследовании Г. Олпорта выдвигается тезис о том, что предрасположенность человека к толерантности или к интолерантности (предубеждённости) формируется у человека в раннем возрасте. В частности, автор отмечает: «Нам представляется, что толерантные дети вырастают в семьях с принимающей атмосферой. Их любят и принимают вне зависимости от того, что и как они делают. Наказания в таких семьях не бывают слишком суровыми или непоследовательными, и ребенок не вынужден каждую минуту подавлять свои импульсы во избежание родительского гнева».

Современные исследователи отмечают, что «в прошлом предубежденных детей, в отличие от толерантных, как правило, обнаруживается «угрожающая обстановка». Лейтмотивом жизни толерантных детей оказывается безопасность, а не угроза. В процессе самосознания ребенок приучается сопоставлять свою тягу к удовольствию с требованиями наличной ситуации и своим потенциалом развития. Он получает достаточно удовольствия без подавления других и чувства вины и не проецирует чувство вины на окружающих. Его ментальная и эмоциональная жизнь не расколота на сознание и бессознательное»

Таким образом, изучив труды, посвященные изучению феномена толерантности можно сделать вывод, что воспитание толерантности целесообразно начинать с дошкольного возраста. Нам представляется, что наиболее эффективным для достижения этой педагогической задачи будет применение средств Монтессори-педагогики.

Публикации по теме:

Сценарий тематической театрализованной программы «Толерантность начинается с улыбки…» Толерантность начинается с улыбки. В Российской Федерации проживает более 150 национальностей. Мы единая многонациональная семья, живем.

Классный час «Толерантность» Цель: познакомить учащихся с понятием “толерантность”; развивать способности сдерживать свои эмоции в конфликтной ситуации; развивать внимание,.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе «Огонь как доброе и злое явление в природе» Тема: «Огонь, как доброе и злое явление в природе» Цель: Развитие интереса к познанию природы с помощью стихии Огня. Задачи: 1. Познакомить.

Консультация для родителей «Что такое толерантность» В мире миллионы людей. Они разные. У них разный пол, разный возраст, разный социальный статус, разная внешность, разные права, разные расы,.

Лекция с элементами тренинга для педагогов на тему: «Толерантность в педагогическом общении» Цель :познакомить с понятиями: толерантность, толерантность в педагогическом общении, коммуникативная толерантность. Раскрыть основные аспекты.

Опыт работы «Толерантность: мы вместе!» До конца XVIII века латинское слово tolerantia переводилось на русский язык словом "терпеливость". Позднее для этого стало использоваться.

Семинар-практикум для родителей «Толерантность — путь к взаимопониманию» Семинар-практикум для родителей «Толерантность – путь к взаимопониманию» Цель: • Содействие созданию в дошкольном учреждении условий для.

Социально-личностное развитие старших дошкольников через взаимодействие с социально-образовательными партнёрами ДОУ Социально-личностное развитие старших дошкольников через взаимодействие с социально-образовательными партнёрами ДОУ. Вашему вниманию представляется.

Конспект занятия в младшей группе «Толерантность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 Тема: «Толерантность» (младшая.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Звук как физическое явление»Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Звук как физическое явление» Цель:формирование представлений о звуке, как о физическом явлении, особенности передачи звуков, разное восприятие звуков человеком и животными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Толерантность как социально-педагогическое явление
Опубликовано: 4 ноября 2016 в 21:01
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 апреля. День профилактики несчастных случаев. Передвижка «Осторожно, открытое окно»

Наступает теплое время, когда важно помнить, что открытое окно может быть смертельно опасно для ребенка. Важные правила безопасности – никогда не оставлять ребенка одного в комнате с открытом окном и...

24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД