Приложение МААМ

Традиции и инновации в физическом воспитании дошкольников (1 фото)

Евгения Никонова
Традиции и инновации в физическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст — главный этап жизни ребёнка. В это время происходит становление важных жизненных функций организма. Развиваются морфологические, психические, двигательные функции. Ребёнок в этом возрасте нуждается в активной физической деятельности.

Поэтому от отношения взрослых к физическому состоянию детей зависит их будущее физическое и психологическое здоровье.

В практике дошкольных учреждений часто используются традиционные методы. Чтобы поддержать интерес детей, педагоги применяют игровые, тематические, сюжетные занятия, упражнения на открытом воздухе, физкультурно-спортивные праздники и тематические дни.

Публикация «Традиции и инновации в физическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Однако физкультурно-оздоровительные технологии постоянно развиваются. Многие из них начинают всё активнее использоваться в дошкольных учреждениях.

Под инновацией обычно понимают деятельность, которая направлена на реализацию накопленных достижений, чтобы получить новые услуги с новыми качествами.

Что касается педагогического процесса, то тут инновация — это внедрение новых целей, содержания, методов и форм обучения, организация совместной деятельности педагогов и обучающихся.

Определить инновацию можно по следующим критериям:

1. Новизна.

2. Оптимальность.

3. Результативность.

4. Адаптивность.

5. Возможность творчески применить всеми педагогами.

Обзор инновационных физкультурно-оздоровительных технологий.

Кратко рассмотрим некоторые инновационные технологии.

1. Игровой стретчинг

Предполагает развитие всех групп мышц. В процессе занятия дети имитируют действия животных и насекомых. Упражнение может развиваться по определённому сценарию, в виде сказки или любого другого сюжета.

Дети усваивают не только спортивные, но и танцевальные движения, развивают творческое мышление, быстроту реакции, координацию и внимание.

Игровой стретчинг, основанный на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяет предотвратить нарушения осанки и исправить её, оказывает глубокое оздоровительное воздействие на весь организм в целом.

Игровой стретчинг в работе с дошкольниками решает множество задач:

• помогает привлечь внимание детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу;

• формирует представление о фитнесе как о способе организации активного отдыха;

• укрепляет здоровье детей;

• помогает сохранить и даже улучшить природную гибкость детей в дошкольном возрасте, если упражнения выполнять регулярно, постепенно увеличивая амплитуду;

• способствует полноценному развитию растущего организма, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем;

• создаёт благоприятные условия для комплексного развития всех физических качеств;

• помогает социализировать учебно-воспитательный процесс;

• способствует повышению физической подготовленности детей, выносливости, координации.

Стретчинг — совершенно новый подход, новый способ решения проблем физического воспитания, открывающий новые возможности для работы с детьми. Методика стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Упражнения выполняются в медленном безопасном ритме и имеют имитационный характер.

Длительность занятия игровым стретчингом может составлять 20 минут. Занятие состоит из трёх частей: разминки, основной и заключительной частей.

Задача разминки — подготовить организм ребёнка к выполнению интенсивных упражнений. Она может состоят из несложного комплекса упражнений на координацию движений и внимания под музыку. Заканчивается разминка дыхательными упражнениями.

В основной части занятия может быть от 6 до 12 упражнений, выполняемых под музыку. Упражнения необходимо подбирать так, чтобы они укрепляли и растягивали все группы мышц. Это могут быть следующие упражнения:

• «Дерево»: на укрепление мышц спины и ног.

• «Солнышко»: на растягивание боковых мышц туловища, сохранение гибкости позвоночника, тазобедренных суставов.

• «Гора»: на укрепление мышц брюшного пресса.

• «Цветок»: на растягивание мышц ног и спины.

• «Паук»: на укрепление нижнего отдела позвоночника.

• «Змея»: на укрепление разгибания спины в шейно-грудном отделе.

• «Журавль»: на растягивание задних групп мышц бедер и ягодичных мышц, развитие координации.

• «Страус»: на расслабление верхней части трапециевидной мышцы.

• «Слон»: на увеличение подвижности в плечевых суставах.

• «Лисенок»: на укрепление боковых мышц туловища.

Задача заключительной части — восстановить организм после физических нагрузок. Для этого выполняются упражнения на релаксацию и расслабление всего тела под музыку.

Слушая рассказ педагога, дети входят в воображаемый мир сказок и приключений. Благодаря игровому стретчингу создаётся непринуждённая игровая обстановка, что способствует развитию воображения, фантазии и умственных способностей. Дети представляют образы растений, зверей и тому подобного, повторяют движения ведущего, который объясняет и наглядно показывает каждое упражнение, чтобы дети могли одновременно выполнять их.

2. Детский пилатес

Традиции и инновации в физическом воспитании дошкольников

Комплекс упражнений, адаптированный для детей дошкольного возраста. Занятия можно проводить в игровой форме по сценарию.

Упражнения укрепляют мышцы тела, развивают гибкость, растяжку и силу. Занятия можно проводить с различным спортивным инвентарём и специально подобранной успокаивающей музыкой.

Упражнения выполняются плавно, медленно, с полной концентрацией внимания.

Занятие с использованием пилатеса в детском саду

Фитбол-гимнастика

Фитбол — мяч, который используется для опоры. Бывает разных размеров, веса и упругости. Часто используется в медицине, педагогике и спорте.

Занятия развивают мелкую моторику ребёнка, чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, развивают навык правильного дыхания, формируют правильную осанку.

3. СОРСИ

Вид спортивной игры, состоящей из разных упражнений, объединённых одним сюжетом. Технология помогает развивать творческое мышление детей и превращает стандартные занятия физкультуры в увлекательную игру.

Игра строится на проблемной образовательной ситуации, что соответствует образовательным стандартом. Дети взаимодействуют со сверстниками, проявляют двигательную активность в естественных условиях. Общение помогает сформировать у детей необходимые качества и свойства личности.

Геокешинг

Его история началась в 2000 году. Организаторы игры прячут пластиковые контейнеры с кладом по всему миру, а участники по координатам ищут тайник.

В детском саду тоже можно провести такую игру, используя вместо координат карты или подсказки. В тайник можно прятать игрушки или сладости. Игра не оставляет никого равнодушным и учит детей работать в команде.

Геокешинг — игра с элементами туризма и краеведения: возможности использования в образовательном процессе

Современный темп жизни всё ускоряется, что требует постоянного контроля за физическим и психологическим здоровьем. Поэтому на дошкольные учреждения и в частности на инструкторов по физической культуре ложится огромная ответственность по развитию основных жизненных функций и навыков.

Поэтому занятия физкультурой в детском саду необходимо разнообразить различными инновационными физкультурно-оздоровительными технологиями, позволяющими развивать физические способности дошкольников и прививать любовь к физическим нагрузкам.

4. Степ-аэробика

Степ-аэробика помогает исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие детей и повышает их жизненный тонус. В движениях степ-аэробики много элементов спуска и подъёма. Систематические занятия помогают детям развить тело, сформировать осанку, выработать красивые, выразительные и точные движения.

Варианты занятий степ-аэробикой в детском саду могут быть разными:

• полное занятие оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста продолжительностью 25-35 минут;

• часть занятия продолжительностью от 10 до 15 минут;

• утренняя гимнастика, усиливающая оздоровительный и эмоциональный эффект;

• показательные выступления детей на праздниках;

• степ-развлечение.

Задачи, которые решает степ-аэробика:

• оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата;

• повышение работоспособности двигательной активности;

• формирование правильной осанки;

• развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем;

• развитие потребности в систематических занятиях спортом;

• развитие двигательных качеств (мышечной силы, выносливости, быстроты, гибкости, координации);

• развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

• улучшение психического состояния, снятие стресса;

• формирование навыков выразительности, пластичности и грациозности движений;

• развитие чувства уверенности в себе;

воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движении;

• развитие чувства товарищества и взаимопомощи;

• воспитание коллективизма через синхронные коллективные движения.

Для занятий степ-аэробикой не надо приобретать дорогостоящие тренажёры. Шаговую скамейку можно изготовить своими руками, получив поддержку родителей, которые помогут смастерить индивидуальные степы из дерева.

Занятия степ-аэробикой необходимо начинать с объяснения важных правил:

• подъём на платформу осуществляется за счёт работы ног, а не спины;

• ступня на платформу ставится полностью;

• спину всегда надо держать прямо;

• нельзя делать резкие движения и движения одной и той же ногой или рукой больше одной минуты;

• вперёд нужно шагать с пятки, назад — с носка;

• при спуске с платформы пятки нужно прижимать к полу;

• стараться не смотреть на ногу, чтобы не нарушить осанку и не допустить травму.

Повреждения в степ-аэробике происходят из-за слишком сильного толчка ногой или неправильного размещения стопы. Чтобы исключить травмы, степ-аэробикой надо заниматься в комфортной обуви с хорошей амортизацией и фиксацией голеностопа.

Музыка на занятиях должна быть яркой, весёлой. Желательно заниматься под знакомые, любимые мелодии.

Чтобы повысить интерес дошкольников, каждому упражнению комплекса нужно дать подходящее название. Дети быстрее запомнят упражнения, которые в воображении будут создавать какой-то конкретный зрительный образ. Степ-аэробика должна носить ярко выраженный игровой характер. Можно осваивать степ-аэробику, изображая животных, имитируя их движения

5. Черлидинг

Черлидинг» в переводе с английского cheer — приветственный возглас (вопль) и leader — тот, кто способен вести за собой (лидер). В России этот вид спорта начал развиваться с появлением американского футбола. В 1996 году при Детской лиге американского футбола появилась первая группа поддержки спортивных команд.

Американские учёные считают, что регулярные занятия черлидингом физически развивают детей и подростков, способствуют гармоничному формированию личности ребёнка, физическому совершенствованию, помогают выявить творческие и лидерские качества личности. Занятия этим видом спорта дают хорошую акробатическую и хореографическую подготовку.

Выполняя заученные танцевальные композиции, черлидеры пропагандируют здоровый образ жизни, красивую физическую форму и позитивное отношение к людям.

Черлидинг развивается по двум основным направлениям:

1. как самостоятельный вид спорта, органично соединяющий в себе элементы шоу и физических упражнений, выстроенных в программу по определённым правилам. В обязательную программу входят элементы гимнастики, акробатики и фитнес-аэробики, перестроения с танцевальными движениями, акробатические пирамиды и задорные кричалки;

2. как работа в качестве групп поддержки спортивных команд по футболу, волейболу, баскетболу и других. Черлидеры должны проявлять сопричастность к происходящему на соревновании, переживать за свою спортивную команду и морально поддерживать её в течение всей игры, настраивая болельщиков на позитивный лад.

Заниматься черлидингом могут дети дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не имеющие противопоказаний для занятий физической культурой и спортом. Занятия лучше проводить в группах по 8-10 человек, чтобы осуществить индивидуальную работу с каждым занимающимся и в целом со всей группой.

Занятия можно проводить два раза в неделю. Продолжительность занятий от 20 до 30 минут в зависимости от возраста.

Черлидинг — отличная альтернатива классическим видам спорта: гимнастике, акробатике, аэробике. Он предполагает индивидуальный подход к каждому занимающемуся, не имеет медицинских противопоказаний и позволяет во время занятий постоянно регулировать нагрузку. В целом подходит для дошкольного возраста.

Такие занятия в образовательной работе детского сада помогают решить задачи укрепления физического и психического здоровья детей, сформировать у них правильные двигательные умения и навыки, хорошую осанку.

Композиции детского черлидинга состоят из общеразвивающих и танцевальных упражнений и учитывают особенности развития детского организма, доступность двигательных элементов и склонность детей быстро уставать. Поэтому занятия для дошкольников по черлидингу составляются на основе знакомых им элементов: бег, ходьба, синхронные движения в сочетании с полуприседами, приставными шагами, выразительными движениями рук. Добавление к ним волнообразных движений туловищем помогают создать оригинальный спортивный танец.

Качество движений улучшает верно подобранный музыкальный аккомпанемент. Музыка должна соответствовать возрасту, благоприятно влиять на психоэмоциональное состояние детей, вырабатывание координации движений, слуха, музыкальной памяти.

Тренировки по черлидингу проводятся в спортивном зале. На заучивание одного комплекса обычно уходит 2-3 месяца. На физкультурных занятиях разучиваются основные упражнения, а отдельные элементы могут воспроизводиться на музыкальных занятиях, прогулках и во время подвижных игр.

Структура занятия по черлидингу состоит из трёх частей: вводной, основной, заключительной.

На занятиях рекомендуется использовать разные шумовые эффекты: шелест листвы, пение птиц, шум прибоя, — и выполнять упражнения под считалки и фрагменты стихотворений.

Комплексы упражнений можно составлять таким образом, чтобы каждое движение ассоциировалось с каким-либо явлением. Так дошкольники быстрее их запомнят, точнее поймут характер их выполнения. Комплексы можно объединить по содержанию или связать с временами года.

Учитывая индивидуальные способности детей и условия дошкольного учреждения, в комплексы можно вносить изменения. Но степень нагрузки должна увеличиваться постепенно.

Некоторые комплексы можно использовать во время проведения спортивных праздников и развлечений, дней здоровья, праздничных утренников и других мероприятий.

Обучение черлидингу начинается с заучивания базовых движений, которые затем используются в качестве основы для любой программы выступлений. Движения выполняются жёсткими руками, чётко, быстро и одновременно.

Перечислим обязательные элементы, отражённые в правилах по черлидингу:

• чир-дансы — короткий танцевальный блок программы;

• прыжки, например, пайк, той-тач;

• станты — фигуры с подъёмом или подбрасыванием наверх одного человека;

• пирамиды — несколько объединённых стантов;

• акробатические элементы;

• кричалки — состоят из названия команды и приветственного обращения зрителям.

При разработке программы тренировок необходимо основной упор сделать на игровую форму обучения. Так дошкольники лучше поймут информацию, смогут сконцентрировать внимание и разовьют двигательную память.

В черлидинге элементом, привлекающим внимание, являются помпоны. Детям они нравятся, поэтому они с удовольствием воспроизводят движения, которые показывает тренер.

По данным исследований, у дошкольников, занимающихся черлидингом, лучше развиты двигательная память и координация движений. Также занятия развивают силу, выносливость, ловкость, внимание, мышление, мелкую моторику, умение работать в коллективе, развивают речь, так как надо разучивать кричалки.

Практика показывает, что нужны новые подходы к учебно-воспитательному процессу, позволяющие грамотно построить процесс обучения, учитывая потребность растущего организма в двигательной

активности.

Публикации по теме:

«Инновации в музыкальном воспитании». Консультация для родителей . Инновации в музыкальном воспитании дошкольников Музыкальное развитие старших дошкольников, посещающих группы кратковременного пребывания,.

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

«Взаимодействие с семьей для формирования потребности в физическом совершенствовании дошкольников» «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие формирования потребности в физическом совершенствовании дошкольников» Цель проекта: Формирование.

Русская народная игра в воспитании дошкольников Актуальность: Игры являются важной составляющей в воспитании детей всех возрастов. Важно сохранять традиции и национальную культуру..

Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольниковИспользование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Консультация «Традиции казачества в воспитании казачат» «Бойтесь козла спереди, коня сзади, человека – со всех сторон. Чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце. Знайте,.

Мастер-класс «Игровая деятельность дошкольников в физическом воспитании и оздоровлении»Мастер-класс «Игровая деятельность дошкольников в физическом воспитании и оздоровлении» 30 апреля 2019 года на базе МБДОУ № 120 состоялась методическая мастерская по направлению "Физическое развитие дошкольников в условиях.

Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет.Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет. Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической.

Районный конкурс «Инновации в действии» Тема: «Формирование экологический культуры дошкольников» автор: Ануфриева Н. В ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИРОДОВЕДЧЕСКУЮ ТЕМАТИКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Традиции и инновации в физическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 25 декабря 2021 в 08:59
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Традиции и инновации в физическом воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Никонова (УИ 1856465) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД