МААМ-картинки

Традиции семейного чтения. «Рецепты» приобщения к художественной литературе с раннего возраста

Аяна Ондар
Традиции семейного чтения. «Рецепты» приобщения к художественной литературе с раннего возраста

Наши дети подросли и стали более активны. И в возрасте 2-3 лет его невозможно заставить сидеть на оном месте, слушать историю и смотреть в книжку. А ведь чтение- это необходимое условие развития речевых навыков. Поэтому родители, взрослые, именно СЕМЬЯ должна попытаться найти время, чтобы усадить кроху за книги, а также сделать процесс чтения историй привлекательным и интересным для ребенка.

Чтение книг с семьей положительно сказывается на развитии ребенка, тренирует его память, логику, развивает воображение.

Публикация «Традиции семейного чтения, „Рецепты“ приобщения к художественной литературе с раннего возраста» размещена в разделах

А далее Ребенок быстрее адаптируется в социальной среде, находит общий язык как со сверстниками, так и со взрослыми.

Ведь книга — это главный проводник ребенка в окружающий мир.

* Для малышей нашего возраста большое значение имеет поэзия малых форм (фольклорная и авторская) : потешки, прибаутки, короткие стихи. Нам нужны также известные народные сказки.

* Сказка должна быть короткой, имеющей простой, понятный малышу, но яркий сюжет.

* Первое, на что смотрим при выборе книги — это содержание, и соответствуют ли заявленные там произведения возрасту ребенка.

* Второе, на что смотрим при выборе книги, это иллюстрации в ней: совпадают ли они с текстом сказок, не испугают ли они нашего ребенка.

* Произведения народного фольклора сейчас могут составлять практически весь круг чтения ребенка. Всегда хороши книги народных сказок, прежде всего, сказок о животных: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Репка».

Родители должны убедиться, в доступности для ребенка книг, также как и игрушек.

* Окружая ребенка книгами, вы создаете задел на будущее: малыш будет воспринимать их как нечто необходимое, привлекательное и интересное. И позже вам не придется столкнуться с распространенной сегодня проблемой нелюбви к чтению.

* Необходимо помнить, что какими бы фантастическими не были сказки и рассказы, малыш воспринимает их как реальность, именно поэтому нужно внимательно подходить к выбору детских книг. Пусть они будут добрыми, со счастливым концом, и тогда не будет страхов и ночных кошмаров.

Как читать ребенку? В возрасте 2-3 лет ребенок не может оставаться пассивным и безучастным. Поэтому заставлять малыша спокойно сидеть и слушать — не самая верная стратегия.

* Попросите ребенка назвать объекты, изображенные на иллюстрациях, указать на них пальчиком. Нарисуйте героев, пусть кроха раскрасит, а вы его вырежете.

* Дети любят повторения. Причем многократные! Поэтому будьте готовы читать одни и те же истории снова и снова. Вам вовсе не обязательно читать историю слово в слово. Посмотрите, как он отреагирует!

* В этом возрасте дети необычайно любят ритмическую речь, а значит, им нужно читать стихи. Детей привлекает выразительная интонация, поэтому чтение можно превратить в миниатюрную драматическую постановку, в которой вы — актер, а ваш ребенок — благодарный слушатель.

"Рецепты" детского чтения. Чтение… Чем оно является для наших подрастающих детей сегодня? Радостью или серой скукой? Вдохновением или нудной обязанностью?. Эта проблема хорошо известна большинству современных родителей. Сегодня, когда книжные лавки заполнены книгами на любой вкус, кажется, что с чтением детей не должно быть никаких проблем… Но родители продолжают жаловаться, что ребенка по-прежнему невозможно усадить за книгу, педагоги сетуют на то, что ученики совсем перестали читать. Как быть? Что сделать, чтобы книга для вашего ребенка перестала быть тяжелым грузом, тянущим на дно?

Рецепт 1 : Ученые-педагоги считают, что приучать детей к книге нужно буквально в младенческом возрасте, когда любимому чадо едва исполнилось 6 месяцев. Уже тогда ребенку необходимо читать и петь короткие песенки и потешки, рассматривать и трогать красивые цветные картинки. Книги для этих занятий малышу желательно давать из пластика или твердого картона. Не жалейте времени для объяснения того, что видит ребенок на картинке. Все это стимулирует речевое развитие вашего крохи, подкрепляет в перспективе хорошую привычку общения с книгой.

Рецепт 2 : В возрасте 610 лет у ребенка появляется интерес к слову… Как правило, он хочет общаться много и охотно, у него пробуждается любопытство к красивым, красочным историям, рассказанным на страницах детских книжек. В это время у ребенка уже есть любимая сказка. Но в силу небольшого «жизненного опыта» интерес к книге не имеет характера постоянного, поэтому важно на данном этапе детства поддержать ребенка хорошим родительским примером. Родителям полезно вспоминать, что у авторитета нашего две точки опоры — доверие и воздействие. Ребенок начинает свою жизнь с абсолютного доверия к нам, взрослым, ведь мы такие большие, всё знающие и всё умеющие. Поэтому каждый ребенок в семье должен видеть образец для подражания — образец любви, ума, начитанности, терпения. Читайте сами и находите время читать ребенку — после прогулки, во время игры, перед сном! Слушая сказку в мамином или папином исполнении, малыш будет не только учиться любить книгу и литературу вообще, но и бессознательно накапливать целый «банк жизненных ситуаций».

Рецепт 3 : Есть еще один очень хороший и действенный прием, который когда-то был придуман великим советским педагогом Ш. Амонашвили. Этот простой прием помог педагогу пробудить интерес к чтению у собственного сына. Знаменитый педагог писал сыну письма, в которых от имени Карлсона выражал просьбу почитать на ночь любимую сказку, а уж он, Карлсон, (либо Свинка Пеппа)эту сказку непременно услышит. Конечно, в наши дни Карлсоном ребенка мало удивишь, но тогда пусть в вашей семье будут другие герои… те, кого отлично знают и любят ваши дети! Рецепт 4 Родители, наверняка, замечали, что многие дети — дошколята, да и младшие школьники тоже — начинают рассматривать и читать книжку с конца. Никогда не задумывались, почему… Возможно, это некое желание побыстрее все узнать… А может быть, это одно из проявлений детских творческих способностей… Известно, что творческие дети по своей природе не терпят стереотипов, и даже книжку с картинками они не будут рассматривать, как все. Но талант тоже требует подкрепления неустанным трудом и воспитанием. Взрослые в общении с детьми всегда должны немножко играть. Если родители только приучают, требуют, настаивают, для детей они автоматически становятся посторонней силой — полезной, но не близкой. Будьте солидарны с ребенком во всех его благих желаниях, фантазируйте и играйте вместе с ним. Скажем, вместе с ребенком рисуйте героев, иллюстрации к отдельным моментам сюжета из прочитанной книги. Попробуйте «исправить» грустный финал сказки, тем самым доставив ребенку удовольствие и радость от совместного общения с вами. Очень вероятно, что ваш креативный ребенок способен сам придумать и обыграть начало истории, рассказанной автором. Такие игры укрепляют и дружбу с родителями, и любовь к чтению.

Рецепт 5 Но что делать тем родителям, которые стали замечать «несклонность» к чтению только тогда, когда их послушный и прилежный ребенок незаметно превратился в упрямого и своенравного отрока? Каждое новое открытие мира за пределами дома, семьи заставляет теперь наш авторитет в его глазах съёживаться, словно это и не авторитет вовсе, а бальзаковская шагреневая кожа. Нам кажется, что тут не грех и родительскую власть употребить, чтобы хоть как-то побудить своё чадо не забывать о книжках и знаниях… Но как ни печально, в итоге КПД подобного воспитательного воздействия зачастую стремится к нулевой отметке. «И вот подросток сидит, закрыв дверь в своей комнате, за книгой, которую совсем не читает. Все, что манит его прочь, наплывает между ним и раскрытыми страницами, затуманивая строки. Перед ним окно, за спиной — закрытая дверь Он ругается. Как это ни прискорбно — ругается. «Растакой-сякой долбаный кирпич!» — так писал в своей книге «Как роман» французский писатель и преподаватель литературы Даниэль Пеннак, превративший своих совсем неприлежных к литературе учеников в заядлых читателей. Его секрет оказался прост: учитель разрешал подросткам читать все: от вывесок, объявлений и рекламы до драмы и эпоса. Педагог-француз понял, что необходимо дать возможность подрастающему человеку разобраться самому, к чему тянется его душа… Ну и пусть это будут ненавистные некоторым родителям любовные романы или примитивные детективы, ведь мы знаем, что часто «аппетит приходит только во время еды». Начитавшись «зловредной» литературы, рука подростка, вполне вероятно, потянется за хорошей, умной книгой. Только родителям нужно незаметно постараться, чтобы эти книги оказались рядом, и их было много — «про запас»!

Возвысьте домашнее воспитание: оно способно на все! Удачи и читающих детей!

Что и как читать ребенку дома.

Вопросы приобщения детей к художественной литературе занимают важное место в современной отечественной педагогике. В начале XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрослых, так и на детском чтении. Суммируя анализ процессов, происходящих в последние годы, исследователи отмечают проявление следующих негативных тенденций в этой области: снижение интереса к книге, замедленное вхождение детей в книжную культуру, сокращение доли чтения в структуре свободного времени подрастающего поколения. На процесс чтения оказывает существенное влияние мощное развитие аудиовизуальных средств информации. Все чаще первое знакомство детей с классической литературой происходит через Интернет и телевизор. Тем не менее, значимость чтения, функциональной грамотности человека вполне осознается как педагогическим сообществом, так и обществом в целом. XXI век начался с привлечения внимания к чтению во всемирном масштабе: ООН объявила 2003-2012 годы десятилетием грамотности (UN Literacy Decade).

Становится очевидным, что на современном этапе вопросы воспитания у детей интереса к художественной литературе требуют повышенного внимания со стороны как педагогов дошкольных образовательных учреждений, так и родителей. Радикальные перемены, происходящие во всех сферах жизни общества, выдвигают на первый план проблему поиска путей совершенствования процессов воспитания и обучения подрастающего поколения. Педагогическую работу, в том числе и по приобщению детей к книге, необходимо осуществлять с учетом современных подходов к организации детской деятельности, позволяющих на практике применять принципы сотрудничества и соразвития.

Уважаемые взрослые при выборе книг и последующем ознакомлении с ними ребенка обратите внимание на следующее:

-Книга для ребенка дошкольного возраста должна быть иллюстрирована. Картинки должны быть органически связаны с текстом, наглядно и выразительно отображать наиболее существенные моменты содержания художественного произведения. Желательно, чтобы иллюстрации сопровождали текст, но не преобладали над ним. Чем старше ребенок, тем меньше может быть иллюстраций. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображения людей, животных, предметов реалистичны.

-Выбирайте книги соответственно возрасту и интересам ребенка. Детям младшего дошкольного возраста читайте потешки, короткие стихотворные сказки, сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста интересны истории о других детях, волшебные и бытовые сказки.

-Читайте старшим дошкольникам объемные («толстые») книги. Чтение каждой части длинной книги (чтение с продолжением) должно сопровождаться припоминанием того, что прочитано накануне. Спросите ребенка: «На чем мы вчера остановились?» Обязательно пользуйтесь закладкой.

-Старайтесь читать по определенной системе, например, познакомьте ребенка с несколькими произведениями одного автора. Перед чтением книги независимо от возраста ребенка обязательно назовите имя писателя или поэта, жанр и название произведения. Например: «Я прочитаю тебе русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Чередуйте чтение произведений разных жанров: рассказов, сказок и стихотворений.

-Перечитывайте знакомые книги по многу раз. Однократное чтение произведения, стремление прочитать как можно больше приносят больше вреда, чем пользы. Дети не запоминают, что им читают, в результате формируется плохая привычка поверхностно относиться к книге.

-Не используйте литературных героев в качестве образца для исполнения правил поведения (надо мыть руки, как книжный герой). Воспитательная функция литературных произведений самодостаточна. Ребенок не должен воспринимать книгу как свод правил, в противном случае он начнет ее тихо ненавидеть, а порой и противостоять тому, о чем в ней говориться.

-Объясняйте до начала чтения значения тех слов, без понимания которых ребенку будут неясны основной смысл текста, характер героев. Если произведение не будет воспринято, понято ребенком, оно не достигнет своей главной цели: не будет содействовать формированию личности подрастающего человека. Читайте выразительно, стремясь донести до ребенка эмоции, содержащиеся в художественном произведении.

Публикации по теме:

Что использовать в работе для приобщения детей к художественной литературе?Что использовать в работе для приобщения детей к художественной литературе? Художественная литература служит могучим средством воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Дидактическая игра по художественной литературе Дидактическая игра по художественной литературе автор: Фролова Е. А. – воспитатель МДОАУ № 103 г. Орска Уважемые педагоги, в настоящее время.

Фотоотчёт по теме самообразования на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»Фотоотчёт по теме самообразования на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе» Хорошая книга - мой спутник, мой друг. С тобой интересней бывает досуг! Чтение книги - особый вид деятельности, относящийся к одному из.

Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе. «Книга, быть может, - наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего».

Проект «Библиотека семейного чтения» Цель проекта: возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения с ребенком через сотрудничество с его семьей. Задачи проекта:.

Проект для детей старшего возраста и родителей «Приобщение к художественной литературе через сказки» Проект «Приобщение детей к художественной литературе через сказки» Вид проекта: исследовательски-творческий. Продолжительность проекта:.

Развитие интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста В психологии понятие «интерес» трактуется как «тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном.

Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к художественной литературе Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к художественной литературе. «Основная задача взрослых – открыть в ребенке талант.

Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста» Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста» Подготовила: Кучеренко Ю. В. Цель:.

Технологическая карта по художественной литературе ОІ технологиялы картасы Технологическая карта ОУД Білім беру саласы: Образовательная область: Коммуникация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Традиции семейного чтения. «Рецепты» приобщения к художественной литературе с раннего возраста
Опубликовано: 12 мая 2017 в 12:58
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД