МААМ-картинки

Требования к современному педагогу согласно ФГОС нового поколения

Ирина Фисунова
Требования к современному педагогу согласно ФГОС нового поколения

Современное образование в мире – самый массовый вид деятельности людей. Образование становится главным делом жизни для подавляющего большинства людей молодого и среднего возраста, которые учатся на протяжении всей своей активной профессиональной деятельности.

Российское общество выдвигает совершенно определённый социальный заказ на подготовку специалистов. Этот заказ сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» : «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию».

Публикация «Требования к современному педагогу согласно ФГОС нового поколения» размещена в разделах

Происходящие изменения в современном российском обществе, требуют адекватной модернизации системы образования для удовлетворения потребности общества и государства в подготовке профессионалов нового поколения.

Состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС, которые выдвигают новые социальные требования к системе обучения. Какой должна быть школа, чтобы выполнить задачу, поставленную перед ней государством? А. А. Фурсенко определил это словами: "Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится". Введение ФГОС - это новый этап модернизации российского образования. Его концепция диктует новые требования к личности учителя, как ключевой фигуре преобразовательной деятельности в сфере образования. В настоящее время значимые инновации в сфере организации, содержания и технологии педагогического образования не обеспечивают тот уровень личностной и профессиональной готовности педагога к творчеству, принятию нестандартных решений, взаимодействию с учащимися, проявлению инициативы, активности в деятельности, который бы соответствовал процессу обновления целевых, содержательных и процессуальных характеристик образования. В обновленную систему образования должен прийти новый педагог, с новым типом мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС.

Актуальные вопросы введения ФГОС :

- Новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация -проблема - задача - результат. Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы. Стандарт так же дает педагогу понимание результата, исходя из которого, он будет строить образовательный процесс.

-Технологичность деятельности. Педагог должен строить учебно воспитательную деятельность технологично, понимать логику и структуру данной деятельности. Ключевыми технологиям, призванными обеспечить достижение новых образовательных результатов, являются технология организации проектной деятельности обучающихся, технология проблемного (проблемно диалогического) обучения, информационно коммуникационные технологии, технология оценивания образовательных достижений. Сегодня педагог перестаёт быть носителем «объективного знания».

Его главной задачей становится мотивировать учеников на проявление инициативы и самостоятельности в открытии новых знаний, поиске способов их применения при решении различных проблемных задач. Тем самым, с одной стороны, у учеников появляется интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация, с другой – достигается истинное понимание материала учениками. Тот факт, что самостоятельно добытые знания отличаются особой прочностью, доказательств не требует.

-Основа стандарта - системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Меняется и роль учителя: из "транслятора" информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик должен стать субъектом деятельности. Педагог и психолог В. В. Давыдов писал: «Давно уже пора сменить цель образования -не просто давать практические навыки, а учить учиться»

- Организация контрольно-оценочной деятельности. Новое понимание образовательных результатов определяет необходимость обновления традиционной оценочной деятельности педагога. Эффективная оценочная деятельность предполагает наличие следующих компетентностей:

- умение выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология "Портфолио", технология оценивания учебных достижений учащихся и др.);

- корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.);

- формировать оценочную самостоятельность учащихся.

-Организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности. Российский психолог А. Н. Леонтьев говорил: "Горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией".

В условиях модернизации системы образования главным ее двигателем по-прежнему остается педагог и, следовательно, повышение уровня его профессионализма является непременным условием этого процесса. Педагогическая профессия, хотя и является массовой, все-таки это особая массовая профессия. Повышается ее роль, а вместе с тем растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески. При этом необходимо, чтобы такими личностями становились не единицы, не одни лишь передовики и новаторы. Нужно, чтобы массовый учитель поднялся на более высокий уровень профессионально-личностного развития.

Структуру профессионально важных педагогических качеств можно представить в следующем виде:

1. Профессиональная компетентность позволяет педагогу постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен

проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационно-коммуникативных технологий обучения. «Зрелая» профессиональная компетентность позволит осуществить смену позиции учителя с ведущей на сопровождающую.

2. Способности

Педагогические способности обеспечивают накопление плодотворной информации об учащихся, позволяющей использовать «созидающее» внушение, стимулирующее формирование самоконтроля и саморегуляции, обеспечивая тем самым потребность учащегося в саморазвитии и самоутверждении.

Педагогическая неспособность проявляется в том, что педагог нечувствителен к потребностям и возможностям учащегося, к его самым сильным сторонам личности, деятельности, системы отношений, способностей. Такой педагог в процессе обучения не накапливает плодотворной информации, обеспечивающей «созидающее» внушение.

Именно вследствие специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению продуктивных моделей достижения искомых результатов, способности человека выступают в качестве важнейшей предпосылки успешности педагогического труда.

Об уровне способностей можно судить по уровню результативности деятельности.

Если в структуре личности педагога гармонически сочетается несколько способностей при ведущей роли педагогических, то можно говорить о талантливости педагога. Сочетание способностей обеспечивает достижение очень высоких результатов в педагогической работе.

3. Личностные качества

Современного педагога должны отличать нравственные и гражданские качества учителя как человека своего времени. Учителя должны понимать, что их ключевое предназначение состоит в воспитании граждан России. Вспомним семантику слова «образование» – передача образа. Учитель сам должен являться носителем образа человека, народа, страны и передавать этот образ молодому поколению.

Отсюда приоритетными следует признать не задачи передачи профессиональных знаний, но, прежде всего, воспитание духовно-ценностных, творческих отношений учителя к миру, умений взаимодействия с учащимися на гуманистических принципах как основы его нравственной культуры. Осуществить задачи нравственного воспитания молодежи может только нравственно воспитанный учитель. Такую задачу следует выделить в качестве приоритетной в системе профессиональной деятельности учителя в условиях общеобразовательного учреждения.

4. Профессиональное самосознание -это свойства характера и интеллектуальные способности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. Особенно важное место сегодня занимает психологическая готовность и интеллектуальная способность педагога овладевать необходимыми инновационными компетенциями и применять их в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, в настоящее время – время стремительной информатизации образования - профессиональное самосознание педагога становится непременным условием развития его как профессионала.

А вот как в сознании современного студента сформирован образ профессионального педагога :

Профессиональный учитель сочетает традиционный подход и вносит в процесс обучения свои инновации.

Это человек, умеющий найти общий язык с учениками, подход к каждому, заинтересовать и влюбить учеников в свой предмет.

Профессиональный учитель- значит компетентный, желающий учить, мудрый человек; он должен любить свой предмет и своих учеников.

Прежде всего, профессиональный учитель должен обладать простыми человеческими качествами: добротой, пониманием, учить не только наукам, но и жизни, быть духовным наставником.

Нельзя не согласиться, что этот собирательный портрет учителя

профессионала глазами выпускников полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и время. Вспомним важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Пожелаю же всему учительству здоровых идей и здоровых детских душ!

Публикации по теме:

Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколенияДополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения Внедрение дополнительного образования в ДОУ позволяет создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей детей,.

«Догони-ка». Физкультурный уголок младшей группы согласно ФГОС«Догони-ка». Физкультурный уголок младшей группы согласно ФГОС "Догони-ка" физкультурный уголок младшей группы согласно ФГОС. В нашем детском саду проходят конкурсы по организации предметно -развивающей.

Консультация для родителей «Игрушки нового поколения «Аниматроники»Консультация для родителей «Игрушки нового поколения «Аниматроники» Игрушки нового поколения «Аниматроники». В магазинах появилось очень большое разнообразие игрушек (куклы, мягкие игрушки, мячи, роботы,.

Консультация для родителей «Нужно ли современному ребенку читать книги?»Консультация для родителей «Нужно ли современному ребенку читать книги?» Книга– это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого.

Новые технологии для нового поколения. Буккросинг. БуктрейлерНовые технологии для нового поколения. Буккросинг. Буктрейлер Буккросинг– прочитал книгу - передай другому. Буккросинг в переводе с английского означает «передай книгу». В настоящее время в России набирает.

Оформление патриотического уголка в ДОУ согласно ФГОСОформление патриотического уголка в ДОУ согласно ФГОС В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень.

Организация оформления лестничного пролета с учетом требования ФГОС к предметно-развивающей среде ДОУОрганизация оформления лестничного пролета с учетом требования ФГОС к предметно-развивающей среде ДОУ Доброго всем время суток,дорогие коллеги. Хочу сегодня поделиться с вами оформлением лестничного пролета,по которому мы поднимаемся в группу. Создавая.

Посвящение Педагогу с большой буквы. Стихотворение Любовью к детям её сердце дышит. Её участием согреты вы и я. Живет на свете, словно книгу пишет, - Бестселлер мудрости земного бытия..

Развивающий магнитный конструктор нового поколенияРазвивающий магнитный конструктор нового поколения Доброго времени суток, уважаемые коллеги. В нашей группе есть развивающий магнитный конструктор нового поколения. Детали его в виде простых.

В помощь социальному педагогу. Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего (памятка по заполнению) УТВЕРЖДАЮ: Заведующий ГДОУ ТО «Узловский детский сад»: Т. В. Миронова__ Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Требования к современному педагогу согласно ФГОС нового поколения
Опубликовано: 1 марта 2022 в 18:57
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД