МАРИНА КАЛЛАГОВА
Тренинг для педагогов «Проблема насилия в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель тренинга: осмысление ключевых проблем в развитии детей, переживших жестокое обращение и насилие.
Задачи:
1. Познакомить воспитателей с научно-методическими подходами к понятию «жестокое обращение».
2. Осознание и осмысление членами педагогического коллектива необходимости изучения возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка.
Публикация «Тренинг для педагогов „Проблема насилия в жизни ребенка“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
3. Создать информационные и методические рекомендации по профилактике насилия и жестокого обращения.
Формы и методы работы:
-Комплекс упражнений разработан для воспитателей. Продолжительность встречи 45 минут.
-Занятие с элементами тренинга.
Ожидаемые результаты:
-воспитатели ознакомлены с понятием и видами жесткого обращения с детьми.
-воспитатели подготовлены к реагированию в ситуации травли и насилия.
-повышение культуры толерантности в диаде «воспитатель-воспитанник».
Ведущий тренинга: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы остановимся на рассмотрении важной проблемы насилия и жестокости по отношению к детям. Для выяснения степени ее актуальности, предлагаю вам ознакомиться со следующими данными: как показывает статистика, ежегодно в России более 100 тысяч детей подвергаются насилию, около 30 тысяч погибают. 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8 из 10% из них считают их эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей как-то иначе, но не знают как. Таким образом, физические наказания и насилие в семье являются наиболее доступным средством воспитания в семье и в обществе. Как же осуществить воспитание без наказания? Сегодня мы попробуем это сделать.
1. Мини-Лекция: «Жестокое обращение с детьми».
Ведущий тренинга:
Жестокое обращение с детьми – это умышленные или неосторожные действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.
По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми:
- пренебрежение нуждами;
- эмоциональное;
- физическое;
- сексуальное.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ – это хронические формы поведения, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Психологическое насилие включает в себя продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение.
Выделяют 6 форм поведения, приводящих к эмоциональному насилию:
1. Отказ родителей от детей.
2. Изоляция детей:
а) эмоциональная,
б) физическая.
3. Запугивание.
4. Постоянные оскорбления.
5. Игнорирование.
6. Развращение детей.
ФИЗИЧЕКСОЕ НАСИЛИЕ— это чаще всего побои, затрещины и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей. Также это могут быть не опасные для жизни, но унизительные действия — «опущения». В связи с этим дети могут рассматривать обязанности по дому в семье как что-то унизительное: «я вам не раб, я вам не шестерка».
СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ— любое сексуальное действие по отношению к ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половой акт. Сюда же относятся наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и др.
2. Упражнение «Психологическая зарядка».
Ведущий тренинга: Уважаемые педагоги, многие из вас являются родителями.
Выполните определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:
Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.
Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.
Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.
Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.
Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой
Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.
Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.
3. Упражнение «Что если….».
Ведущий тренинга: Предотвратить травмирующие события и насилие над детьми возможно. Давайте остановимся на разных способах предотвращения различных видов насилия. Для профилактики возникновения опасных ситуаций и сексуального насилия можно использовать игру «Что если» - это игра, в которую можно играть с детьми, чтобы помочь им провести "мозговой штурм" по тому, что им делать в опасной ситуации. Если у ребёнка есть опережающий план, это важно для того, чтобы уменьшить его беззащитность перед насилием. Время за едой, перед сном, или поездка — подходящее время для такой игры. Создайте ситуацию, в которой игру можно начать спонтанно, вроде той, когда ваш ребёнок задает вам вопрос или рассказывает о своем знакомом.
Игра проводится с помощью вопроса "А что, если?. ", который вы задаете ребёнку, а потом даете ему ответить. Ключ в том, чтобы дать самому ребёнку высказать идею, а потом похвалить и одобрить ее. Можно задать примерно такие вопросы:
Что, если у тебя сломался велосипед, а незнакомец предлагает отвезти тебя домой?
Что, если нас нет дома, а в дверь звонит монтер и говорит, что пришел наладить телефон?
Что, если приходящая няня делает с тобой какие-то вещи и просит тебя никому об этом не говорить?
Что, если кто-нибудь трогает тебя так, как тебе это не нравится или смущает?
Ведущий тренинга: Как избежать физического наказания? Когда ребёнок вас не слушает:
1. Отвлеките его или переключите на другой вид деятельности;
2. Если он играет с опасными предметами, уберите их повыше, так, чтобы он не мог их достать;
3. Поиграйте вместе с ним, чтобы контролировать, чем он играет и в какие игры;
4. Наказанием для ребёнка будет уже то, что вы не обратите на него внимания и перестанете ему улыбаться;
5. Если вы чувствуете, что теряете контроль над собой и больше не можете сдержаться, уйдите в другую комнату и устройте себе отдых или перерыв. Попробуйте расслабиться и не думать о неприятности или просто досчитайте до 10 и начните думать опять.
4. Упражнение «Запрещаем - разрешаем».
Ведущий тренинга: Наиболее часто к физическому наказанию приходиться прибегать в случаи постоянного непослушания детей. Во избежание этого необходимо в игровой форме объяснить ребенку какие правила существуют в вашей семье строго их придерживаться.
Посмотрите, перед вами находятся 3 мольберта, соответствующие зонам запрета. На мольберте прикрепляются бумажные цветы:
Зеленый символизирует зону «Полная свобода» - это все, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению.
- естественные потребности,
- выбор друзей,
- выбор игр или игрушек,
- выражать свое мнение,
- разговаривать на родном языке…
Желтый – зону «Относительная свобода» - действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Именно в этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения.
- соблюдать правила поведения,
- прием пищи,
- соблюдение режимных моментов…
Красный – зону «Запрещено» - действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах.
- нарушать нормы поведения,
- бить, драться, кусаться,
- нарушать ПДД,
- обижать животных,
- общаться с чужими людьми,
- брать чужое,
- брать спички, пользоваться к электроприборами…
Необходимо составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам.
Полученные результаты проанализировать.
5. Упражнение «Команда – капитан»
Все участники делятся на две команды. Командам дается задание придумать название, девиз и выбрать капитана.
6. Упражнение «Разминка»
Командам предлагается ответить на ряд вопросов:
§ Как называется основной документ по правам ребенка. (конвенция о правах ребенка)
§ В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (от 0-18)
§ На кого конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (на родителей)
§ С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельный решения? (с 3х лет)
§ Какой стиль воспитания не совместим с правами ребенка? (авторитарный)
§ Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (и правом и обязанностью)
7. Игра «Пойми меня»
Работа в паре (по одному человеку от команды). Один игрок объясняет правовой термин, не называя его, не используя жестов, ни рисунков. Другой игрок должен назвать термин.
Правовые термины: право, закон, свобода, конвенция, ответственность, обязательства.
8. Игра «Кто больше»
Командам поочередно предлагается назвать сказки, в которых нарушены права.
1. Сказка «Снежная королева»
Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать.
2. Cказка «Три поросенка»
Права поросят нарушает волк.
Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме, никто не может без разрешения войти в чужой дом
3. «Золушка»
Право поиграть, отдохнуть и веселиться.
4. Сказка «Приключения Буратино».
Каждый ребенок должен быть свободным, имеет право на игру и свободный труд за вознаграждение.
5 «Колобок» главному герою угрожали быть съеденным.
Каждый ребенок имеет право на жизнь.
6. В сказке «Теремок». (Право на неприкосновенность жилища)
9. Упражнение «Театральная комната».
Капитаны выбирают карточку, на которой написан № статьи конвенции. Команде необходимо инсценировать отрывок из сказки, в которой описывается именно эта статья. Инсценировка без слов, используя только звуковые, танцевальные и музыкальные приемы.
Время для подготовки 1 минута.
10. «Разыгрывание ситуаций»
Педагогам предлагается разыграть некоторые ситуации и совместно обсудить некоторые варианты возможных решений.
Ситуация 1.
Во время обеда ребенок возит по столу чашку, полную сока. Воспитатель делает ему замечание: «Осторожно! Разольешь!» ребенок делает вид, что не заметил этих слов.
Воспитатель повторно делает замечание: «Не балуйся! Пей сок!» ребенок молча продолжает свои действия. И длится это до тех пор, пока не обольет себя и рядом сидящего липким соком.
Как в данной ситуации поступить воспитателю?
Как себя вести, если:
вместо сока ребенок прольет на себя тарелку горячего супа. Эта ситуация произошла непосредственно перед праздничным концертом.
Ситуация 2.
Во время тихого часа ребенок не спит. Он мешает спать другим детям, возится, начинает шепотом разговаривать. Воспитатель делает замечание.
Ребенок затихает. Но как только воспитатель выходит из спальни, ребенок тут же вскакивает, садится на кровать к другим детям и мешает им спать.
Как в данной ситуации поступить воспитателю?
Как себя вести, если:
ребенок тихо поет сам себе под колыбельную песню; ребенок молча лежит с открытыми глазами.
Ситуация 3.
Идет открытое занятие с большим количеством гостей. Педагог разносит раздаточный материал на подносе. Один ребенок крутится и отвлекает других. Педагог пытается успокоить его. Ребенок резким движением опрокидывает поднос, и весь мелкий раздаточный материал рассыпается по всей комнате.
Как в данной ситуации поступить воспитателю?
Как себя вести, если:
ребенок опрокидывает свой поднос из-за своей неуклюжести. Ребенок демонстративно отшвыривает предложенный раздаточный материал и категорически отказывается выполнять задание?
11. Упражнение «Какие бывают наказания»
Доска делится на четыре поля, каждое имеет свое название:
«Физическое наказание» «Изоляция» «Наказание словом» «Лишение приятного»
Участникам необходимо перечислить варианты наказаний. В конце обсуждаются наиболее действенные варианты. Выявляются преимущества и недостатки того или иного варианта
12. «Отгадывание кроссвордов»
Командам предложено разгадать кроссворд и отгадать ключевое слово по вертикали
Официальное провозглашение каких-либо принципов, положений от лица государства, партии, международной организации, а так же документ, в котором они изложены. Договор, соглашение между государствами по какому-либо специальному вопросу
13. Ритуал прощания: «Самым полезным для меня было…».
Ведущий тренинга: Наш тренинг подошел к концу: предлагаю завершить его так: мы будем передавать мяч по кругу и продолжать фразу: «Самым полезным на тренинге для меня было….».