Получи документы

Тренинг для педагогов «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»

Елена Коваленко
Тренинг для педагогов «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»

Тренинг для педагогов «Толерантность как принцип

взаимодействия между людьми»

Цель: формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере “ребенок – взрослый”, “взрослый – взрослый” и необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении.

Задачи:

• формирование представлений педагогов о толерантном взаимодействии,

Публикация «Тренинг для педагогов „Толерантность как принцип взаимодействия между людьми“» размещена в разделах

• развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;

• развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;

• развитие доверия друг к другу, формирование сплоченности коллектива педагогов.

Оборудование: карточки с приветствиями для участников тренинга, бланк-образец опросника «Черты терпимой личности», карандаши, восковые мелки, фломастеры.

Необходимое время для тренинга: 1-1,5 ч.

Ход тренинга:

«Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий – она течёт; плотина – она остановится; прорвётся плотина – она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом она кругла. Оттого, что она так уступчива, она нежней всего и сильней всего». (Л. Н. Толстой)

Базовые правила групповой работы

• Конфиденциальность. Все, о чем говориться в группе относительно конкретных участников, не должно стать достоянием третьих лиц.

• Принцип добровольного участия в группе. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях (и ведущий будет стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы).

• Доброжелательная, открытая атмосфера. Недопустимы агрессивные действия и высказывания участников по отношению друг к другу. Члены группы могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки (в первую очередь, негативные) поведению и высказываниям друг друга.

1. Упражнение-разминка “ Добрый день, шалом, салют! ”

Цель: создание эмоционально – положительного настроя на работу участников в группе.

Необходимое время: 5-7 минут.

Процедура проведения: Приготовьте для каждого участника карточку, где написано слово «здравствуйте» на разных языках, (Возможно, с помощью членов группы Вы расширите список слов-приветствий.) Если Вы работаете с поликультурной группой, то впишите на карточку среди прочих приветствия, «родные» для участников.

1. Попросите участников начать игру, встав в круг.

2. Пройдите по кругу, держа в руках (или в шляпе) заготовленные кар-

точки, и пусть каждый вытащит не глядя по одной.

3. Предложите членам группы прогуляться по комнате и при этом здо- роваться с каждым встречным: по обычаям народов Поволжья: по-русски (объятие и 3-ное лобызание, по-чувашски (Лаех) и т. д. Приложение № 1.

4. В заключение предложите участникам кратко обменяться впечатлениями. Предлагаем участникам группы поздороваться по обычаям народов Поволжья: по-русски (объятие и 3-ное лобызание, по-чувашски (Лаех) и т. д.

Притча. Равин и Бог

Цель: осознание того, что жизнь в коллективе возможна только при взаимовыручке и понимании, осознание того, что, чтобы жить в мире, нужно уметь уступать и помогать друг другу.

Раввин разговаривал с богом о рае и аде. "Я покажу тебе, что такое ад", - сказал бог и повел раввина в комнату, где посередине стоял большой круглый стол. Люди, сидящие вокруг стола, умирали с голоду и были в отчаянии. На столе стоял горшок с мясом, да таким вкусным, что у раввина потекли слюнки. У каждого сидящего за столом была ложка с очень длинной ручкой. И хотя ложки прекрасно доставали до горшка, их ручки были настолько длинными, что едоки не могли поднести ложку ко рту и поэтому оставались голодными. Раввин увидел, что их страдания были по-настоящему ужасными. "

А теперь ты увидишь рай", - сказал бог, и они пошли в другую комнату, в точно такую же, как и первая. В ней был большой круглый стол посередине и горшок с мясом. Люди, сидящие вокруг, тоже держали в руках ложки с длинными ручками, но все они были сытые и упитанные, они смеялись и разговаривали. Раввин не мог ничего понять. "Это просто, но требует определенного навыка, - сказал бог. - В этой комнате, как ты можешь заметить, люди научились кормить друг друга".

2. Упражнение «Черты терпимой личности»

Оборудование: бланк-образец опросника «Черты терпимой личности».

Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу.

Подготовка. Фиксация на доске бланка опросника «Черты терпимой личности».

Мина лекция: Что такое толерантность?

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, близка к понятиям милосердия и снисхождения

Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т. е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения. В противном случае пришлось бы согласиться с определением Г. К. Честертона: «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят».

Черты терпимой личности (раздаточный материал)

Колонка А Колонка В

1. Дружелюбие

2. Умение прощать обидчика

3. Терпение

4. Чувство юмора

5. Чуткость

6. Доверие

7. Способность помочь товарищу в трудную минуту

8. Терпимость к тому, что в твоем товарище не похоже на тебя

9. Умение контролировать свои слова и поступки

10. Доброжелательность

11. Любовь к животным

12. Любовь к людям

13. Умение слушать

14. Любознательность

15. Способность сочувствовать другому человеку

Толерантной личности свойственны 15 характеристик.

Задание. Постройте данную таблицу у себя на листе бумаги. Далее в колонке «А» поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены.

Затем в колонке «В» поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

Индивидуальная работа

Сейчас мы предлагаем составить характеристику ядра толерантной личности с точки зрения нашей группы в целом.

Поднимите руки те, кто отметил в колонке «В» первое качество (подсчет ведущим количества). Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

3. Упражнение “Чем мы похожи”

Цель: повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений.

Необходимое время: 10 мин.

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)”. Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

4. Упражнение «Сменяющиеся команды»

Подготовка: стулья отставить в сторону, чтобы удобно было ходить по залу. Понадобиться свисток или колокольчик.

1. По сигналу колокольчика и крикните, например «Четверки!». Это означает, что игроки должны как можно быстрее образовать группы по четыре человека в каждой.

2. Как только команды появились, называется действие, которое должны выполнить игроки, например, «пожмите каждому руку и представьтесь друг другу», затем подается следующий сигнал.

3. Команды должны каждый раз образовываться новые. Предлагаются новые действия, интересные темы. Основная идея игры заключается в том, чтобы участники все время находились в движении, общались и разговаривали с как можно большим количеством участников.

4. Возможные варианты раундов представлены ниже:

«Тройки!»-участники берутся за руки и рассказывают друг другу, какие запахи им особенно нравятся;

«Шестерки!»-игроки выставляют вперед правое плечо, каждый говорит о том, что лучше всего умеет делать;

«Четверки!»- все члены команды поднимают руки над головой и сообщают о месте своего рождения;

«Пятерки!»- игроки поднимают брови, каждый говорит о том. кого считает лучшим из мужчин или прекраснейшей из женщин;

«Семерки!»- попытавшись пошевелить ушами, члены группы рассказывают друг другу о звуках, которые им приятно слышать;

«Двойки!»- игроки хлопают себя по плечу и вслух вспоминают свои достижения за прошлый год;

«Восьмерки»- каждый участник, почесав подбородок, задает какой-нибудь волнующий его вопрос.

5. В конце занятий игроки собираются в середине комнаты, выстраиваются в круг и обхватывают за талию стоящих рядом. Ведущий предлагает всем сделать шаг вперед, чтобы круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко крикнуть: «А-а-а!»

5. Упражнение «МЫ ОБА…» или «Учимся ценить индивидуальность»

Цель: повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений.

Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу.

Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы — как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Когда люди не похожи друг на друга: они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблем.

1. Игроки делятся на пары.

2. У каждой пары есть 5минут, чтобы обнаружить и записать как можно больше общих черт. Эта работа не должна быть поверхностной. Нельзя отмечать тревиальные, очевидные сходства, например: «Мы оба голубоглазые…. Мы обе в теплых кофтах…» Сходство должно быть найдено в ходе разговора.

3. В игру вносится легкий элемент соревновательности: «Мне любопытно, какая пара сможет найти больше общих черт за 5 минут».

4. В конце игры все участники собираются вместе для общего обсуждения. Пары по очереди рассказывают. Сколько сходных черт им удалось обнаружить, каждый кратко представляет группе партнера.

Дайте парам больше времени – 10 минут, - и пусть они найдут не только сходства, но и различия.

6. Упражнение «Пять добрых слов»

Оборудование: листы бумаги, ручки для студентов

Форма работы: групповая, в кругу.

Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.

Задание. Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т. д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу.

Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».

Групповая работа

Обсуждение

Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»?

Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

ЛИТЕРАТУРА

1. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. — М. : Генезис, 2003.

2. Стебенева Н., Королева Н. Путь к успеху // Школьный психолог. — 2003. — № 29.

3. 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов / под науч. редакцией В. А. Чикер. – СПб: Речь, 2008.

4. Козлова А. Г., Лисовская Н. Б., Игнатенко М. С. Обучающий тренинг по формированию толерантности (Тренинг для тренеров): Учебно-методическое пособие. – Изд. 2-е, доп., переработанное. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена.

Приложение № 1

Карточка участника игры

«Добрый день, шалом, салют!»

1. Италия: Воn giorno;

1. Швеция: Gruezi;

3. США: Нi;

4. Англия: Hello;

5. Германия: Guten Tag;

6. Испания: Buenos Dias;

7. Гавайи: Aloha;

8. Франция: Bonjours, Salut;

9. Малайзия: Selamat datang;

10. Россия: Здравствуй (по-русски объятие и 3-ное лобызание) ;

11. Украина: Добрый дэнь

12. Чехия: Dobry den;

13. Польша: Dzien;

14. Израиль: Shalom;

15. Египет: Asalamu Aleikum;

16. Чероки (США): Schijou;

17. Финляндия: НуУа paivaa;

18. Дания: Goddag;

19. Турция: ИаrhаЬа.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ»Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» Фоторепортаж «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» 24 октября в нашем детском саду проходил семинар-тренинг для педагогов на тему «Поддержка.

Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми»Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми» Цели: Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Игровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителямиИгровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителями Безопасность детей на дороге… Как важно научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге. Это главная задача взрослых. И в первую.

Новогодний тренинг для педагогов ДОУНовогодний тренинг для педагогов ДОУ Конец первого полугодия – время, когда у педагогов накапливается усталость, эмоциональное напряжение. Они тратят много сил и энергии на.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности»Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности» Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности. План. 1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам» 2. Разминка.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг для педагогов «Релаксация искусством»Тренинг для педагогов «Релаксация искусством» В нашей стране пока ещё сохраняется сложная ситуация на рынке рабочей силы и люди согласны работать практически в любых условиях. Переработка,.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Задачи: 1. Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для педагогов «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»
Опубликовано: 22 октября 2020 в 19:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД