Лучший педагог года

Тренинг для педагогов «Изотерапия и игротерапия как элемент психолого-педагогической профилактики застенчивости дошкольников»

Людмила Мовчан
Тренинг для педагогов «Изотерапия и игротерапия как элемент психолого-педагогической профилактики застенчивости дошкольников»

Тренинг для педагогов

«Изотерапия и игротерапия, как элемент психолого- педагогической профилактики застенчивого поведения дошкольников»

Публикация «Тренинг для педагогов „Изотерапия и игротерапия как элемент психолого-педагогической профилактики застенчивости дошкольников“» размещена в разделах

Цель: расширить круг методов и приемов в решении профилактики и коррекции застенчивого поведения у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить педагогов с понятием застенчивости, ее причинами;

- рассмотреть изотерапию и игротерапию, как метод профилактики застенчивости у дошкольников;

- проиграть с педагогами упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков.

План проведения мастер-класса:

1. Теоретическая часть

1. Актуальность проблемы.

2. Психологический портрет застенчивого ребенка.

3. Изотерапия и игротерапия как метод коррекции поведения дошкольников.

2. Практическая часть

1. Упражнение-приветствие «Клубочек»

2. Игра «Быстрые ответы»

3. Коллективное рисование на тему «Радость»

4. Упражнение «Поймай мяч»

5. Упражнение «В круге доверия»

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

I. Теоретическая часть мастер-класса

Психолог : "Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада вас видеть!

Тема нашей встречи – застенчивые дети. Застенчивые дети бояться общения со сверстниками, бояться отвечать и участвовать на занятиях. Они подвержены тревоге, страху и неуверенности в себе.

Сегодня мы с вами рассмотрим психологический портрет застенчивого ребенка и методы изотерапии и игротерапии в решении профилактики и коррекции застенчивого поведения дошкольников, а во второй части нашего семинара мы освоим игры и упражнения.

Застенчивость – это неумение идти на контакт в общении, опасения и страхи перед незнакомой новой ситуацией и чужими людьми.

Говоря о психологическом портрете застенчивого ребенка, можно выделить следующее. Застенчивый ребенок выглядит скованным, движениями напоминает маленького робота. Старается, как будто занять поменьше места, съежиться, исчезнуть: опущенная голова, втянутая в сутулые плечи. Ребенок избегает смотреть в глаза, говорит тихим голосом или отказывается разговаривать, отвечать на вопросы. Малыш прячется за маму, цепляется за нее, ища поддержки при малейшей неясности ситуации. Дети постарше тоже прячутся куда угодно, лишь бы их не замечали: чужое внимание слишком тяжело для них.

Причины появления застенчивости разнообразны :

1-я причина: тип нервной системы или темперамент, который ребенок получает с рождением от родителей. Застенчивость чаше всего свойственна меланхоликам.

2-я причина: гиперопека со стороны родителей, которые стремятся оградить ребенка от всех превратностей жизни. В таких семьях родное чадо с раннего детства ограничивают в общении, опасаясь инфекций, драк и «дурного влияния улицы». Малыш растет в тепличных условиях, не имея возможности обрести самый ценный опыт – опыт общения. Дети, лишенные достаточных контактов в раннем возрасте, в дальнейшем просто не знают, как вести себя со сверстниками.

3-я причина: излишняя строгость и требовательность родителей. Ребенок, растущий в атмосфере запретов, приказов, одергиваний, не знающий, что такое похвала и ласки, также может стать застенчивым, даже забитым и трусливым.

Что бы помочь детям преодолеть застенчивость необходимо проводить работу совместно с педагогами и родителями. Необходимо сформировать у ребенка желание общаться. Эта задача разрешима, если работу начать проводить своевременно и всем вместе.

Коррекционные методы и приемы работы, используемые педагогами при работе с застенчивыми детьми :

- рисование;

- сказкотерапия;

- музыка;

- театрализованные игры;

- песочная терапия;

- игротерапия.

Но мы остановимся на изотераппи и игротерапии. Эти два метода направлены на развитие навыков общения.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.

Изотерапия является универсальной технологией, которую можно использовать как для отдельной работы с детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества. Изобразительное творчество позволяет ребёнку ощутить и понять самого себя; выразить свободно мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний прошлого.

Не дорисовывайте ничего в детских рисунках, даже если то, что изображено на листе бумаги, требует дорисовки. Этим вы не только покажете ребенку, что он не умеет рисовать красиво, но и не дадите ему возможности самому проанализировать рисунок и понять, что в нем неправильно.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

Игра чрезвычайно важна для психического развития ребенка. С ее помощью он сохраняет психическое здоровье, готовится к взрослой жизни. Игровая деятельность помогает малышу приобретать навыки в разных видах деятельности, усваивать социальные нормы поведения, улучшать физическое и эмоциональное состояние, избавиться от психических травм, позволяя пережить болезненные для психики обстоятельства в упрощенной форме.

Как же объяснить такую эффективность игры? Психологи связывают ее с тем, что в процессе игры ребенок почти всегда находится в хорошем настроении, не воспринимает такое занятие как что-то вредоносное или неприятное для него. И именно в таком состоянии ребенок наиболее открыт к взаимодействию, в том числе со значимыми для него взрослыми: родителями, бабушками, дедушками.

Игровая терапия, или игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия с использованием игры.

Игра помогает:

• наладить контакт между ребенком и родителями;

• снять нервное напряжение;

• зарядить оптимизмом и жизнерадостностью;

• уменьшить страхи одиночества, наказания, нападения, замкнутого пространства;

• улучшить физическое здоровье ребенка, развить координацию движений, ловкость и сноровку.

Для ребенка игра – такая же естественная функция, как дыхание. Не бойтесь предлагать ему новые игры! Он всегда готов последовать за интересной выдумкой взрослого.

II. Практическая часть семинара

1. Упражнение – приветствие «Клубочек»

Психолог :

- Я предлагаю вам сесть в круг и, передавая клубок ниток друг другу, назвать свое имя. При этом каждый наматывает часть нитки на свой палец.

Психолог показывает, как это делать. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся связанные нитью.

- Мамы и папы посмотрите, мы с все связанны одной нитью. Давайте слегка натянем ее, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью целого.

- Подумайте, а что между вами общего, чем вы похожи. (приходим в один детский сад, мы взрослые и т. д.).

2. Игра: "Быстрые ответы"

Цель: игра снимает торможение, возникающее при неожиданных вопросах, развивает находчивость, смекалку. В нее можно играть и дома, и во время прогулки.

Описание игры: игровое пространство заранее разделяется предметами на две части. В одной из них находится взрослый, в другой несколько детей, стоящих рядом. Ведущий задает поочередно каждому малышу легкие для них вопросы и ждет ответа, считая вслух: 1-2-3 (можно спросить ребенка, как его зовут, сколько ему лет, кто его друг, какого цвета крокодил). Дети могут отвечать на вопросы как угодно - и серьезно, и шутливо. Можно задать такие вопросы: "Почему лягушки скачут?", "Почему мороженое холодное?", "Почему крокодил зеленый?". При любом подходящем ответе ребенок делает шаг вперед. Таким образом, отвечающий опережает других детей.

Комментарий: ведущий должен незаметно направлять игру так, чтобы не допускать чрезмерного опережения или отставания малышей. Особое внимание следует уделить застенчивому ребенку, помогая ему двигаться вровень с другими. Необходимо создать такие условия, чтобы он обязательно хотя бы раз выиграл. Успех среди сверстников и взрослых окрыляет, заставляет поверить в свои силы и стать более уверенным.

3. Коллективное рисование на тему – «Радость»

Психолог :

- Уважаемые взрослые, посмотрите на лицо этого человека. (психолог показывает куклу-эмоцию «радость»). Как вы думаете у этот мальчик грустный или сердитый? Или веселый, радостный? Да этот мальчик радостный. Как можно, посмотрев на человека, определить, что он радостный? Он улыбается! Попробуйте изобразить радость на своем лице.

- Как вы думаете радость какого цвета? С какой погодой она ассоциируется у вас, с каким предметом?

- Уважаемые родители, подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь, когда…»

- А сейчас представьте себе, что вы художники и вам нужно нарисовать картину на тему «Радость».

Затем участники делятся на пары, им дают лист ватмана, акварельные краски и кисточки и предлагают изобразить радость, вдвоем на одном листе.

Родители усаживаются в круг, проводится обсуждение, анализ каждой работы.

- Какие чувства вы испытывали, когда рисовали «радость?»

- Что было трудно, а что давалось легко?

Комментарий:

4. Упражнение «Поймай мяч»

Играющие по очереди бросают друг другу мяч и называют какое-либо достоинство того ребенка (поступки, которому бросают мяч. Очень важно, чтобы в процессе игры каждому ребенку удалось услышать о себе добрые, приятные слова. Игра развивает уверенность в себе и доверие к другим людям.

5. Упражнение «В кругу доверия»

Участники садятся в круг. Проводятся итоги занятия, обсуждается, что понравилось, были ли сложности при выполнении заданий.

III. Подведение итогов. Рефлексия.

Участники мастер-класса поочередно высказываются.

1. Что понравилось /не понравилось на мастер-классе?

2. Какие упражнения/игры вызвали трудности у родителей?

Список использованной литературы:

1. Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. — М. : Книголюб, 2004. — 56 с.

2. Свистунова Е. В, Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия. – М. : Форум, 2016 – 192с.

3. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников : Диагностика, проблемы, коррекция. – М. : Гуманит. ВЛАДОС, 2003. – 160с.

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Изотерапия». Рисование манной крупойМастер-класс для педагогов «Изотерапия». Рисование манной крупой Мастер-класс на тему: «Изотерапия» Автор: Кондрашова Ирина Сергеевна Продолжительность: 20 минут Цель мастер-класса: повысить профессиональное.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности»Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности» Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности. План. 1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам» 2. Разминка.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для педагогов «Изотерапия и игротерапия как элемент психолого-педагогической профилактики застенчивости дошкольников»
Опубликовано: 29 января 2024 в 14:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД