МААМ-картинки

Тренинг креативности педагогов

Наталья Почтарева
Тренинг креативности педагогов

(одно занятие из цикла)

Креативность – это способность человека создавать что-то принципиально новое, отклоняясь от традиционных схем и устоявшихся систем мышления, используя интуитивный выбор единственно верного решения; способности человека по-разному применять информацию, изначально данную для решения возникшей проблемы, причем в довольно быстром темпе.

Креативность является одним из компонентов творческой личности и вовсе не обязательно наличие высоких интеллектуальных способностей. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами.

По каким признакам можно выделить креативную личность?

Публикация «Тренинг креативности педагогов» размещена в разделах

Это - сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социальная смелость, интеллектуальная лабильность.

Креативные люди – смелые люди. Они не боятся пробовать новое. Интуиция для них не менее важный инструмент принятия решений, чем логика. У креативных людей отличное чувство юмора. Креативные люди - это те, кто делится своими мыслями и идеями с другими, легко разбираются в самых запутанных переплетениях информации. Креативные люди подвергают полученную информацию критическому осмыслению, никогда не идут на поводу у толпы. Им интересен сам процесс, а не только результат.

Любят узнавать новое, искать ответы на самые сложные вопросы. Чем труднее задача, тем охотнее за нее возьмется творческий, креативный человек. Они всегда в поиске: решений, ответов, знаний и идей. Они легко объясняют трудные для понимания вещи другим, прослеживают связь между имеющимся материалом и создают из него новое. Креативный человек не терпит границ и рамок. Он постоянно расширяет свой кругозор, примеряет на себя новые точки зрения.

Креативность не является врожденной способностью. Да, к ней должны быть предпосылки, но ее можно развивать.

Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.

Нейротизм - черта личности, которая характеризуется беспокойством, возбудимостью, тревожностью и неуверенностью в себе.

Разработаны различные упражнения для развития креативных способностей. Их множество. Какие бы техники ни выбрали, главное, чтобы они заставляли мышление работать в разрез со стереотипами и общепринятым мнением.

Цель тренинга:

Развитие креативных и коммуникативных способностей участников занятия

Задачи тренинга:

1. Активизировать образную память и творческое воображение.

2. Содействовать развитию скорости и гибкости мышления, умению мыслить не стереотипно.

3. Способствовать развитию смелости в высказываниях, остроумия, любознательности.

4. Тренировать способность распознавать и менять логические уровни.

Знакомство с правилами работы в группе:

- Слушать друг друга не перебивая

- Проявлять активность, уважение к коллегам

- Говорить только от своего лица

- Не распространять и не обсуждать за пределами занятий личную информацию об участниках

- В случае нежелания выполнять какое либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

Разминка.

Цель: настроить участников на рабочий лад, вызвать положительные эмоции, снять эмоциональное напряжение.

1. Знакомство (круг)

Мы все знаем друг друга, поэтому представим не себя, а коллегу, сидящего рядом.

Каждый участник придумывает прилагательное - положительное качество, которое начинается с той же буквы, что и имя соседа. Имя, затем прилагательное.

2. Поменяйтесь местами те, кто умеет…

Основная деятельность.

3. Упражнение «Сказочный вернисаж»

(Работа в группе)

Цель: активизировать образную память и творческое воображение, развивать скорость и гибкость мысли, умение мыслить не стереотипно.

Ведущий: Все мы родом из детства. Все знакомы с таким популярным фольклорным жанром, как сказка. Но это еще и волшебный источник, дающий вдохновение каждому творческому человеку. Сейчас мы выполним упражнение «Сказочный вернисаж». Необходимо по описанию отгадать, о ком или о чем идет речь, и назвать сказку. Итак, начинаем.

1. В этой сказке серая неприветливая личность осуществляет коварный план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается хорошо? (Красная шапочка.)

2. Назовите сказку, в которой речь идет о спортсмене, который отправляется на соревнования по бегу с препятствиями. Хитрость и выдержка помогли ему очень близко подойти к финишу, однако финал - трагический. Проявив слишком большую самоуверенность, он погибает. (Колобок.)

3. Назовите сказку, в которой главная героиня могла перевоплощаться в разные образы для своего жениха. Однако однажды его безрассудство и импульсивность в поведении привели к долговременной разлуке влюбленных. И, преодолевая различные препятствия, они все же объединяют свои судьбы. (Царевна-лягушка.)

4. В этой сказке главная героиня постоянно и нагло ругала тех, кто ей делал добро. А когда она, чтобы избежать наказания, незаконно завладела чужим жилищем, то различные влиятельные лица пытались провести с ней работу по преодолению ее асоциального поведения. Удалось это лишь наименьшему из всех участников эксперимента. (Коза-дереза.)

4. Друдлы (на слайдах) (Визуальные загадки; картинки-головоломки, которые можно дополнить, дорисовать с целью создания нового предмета)

(Работа в группе)

Цель: способствовать формированию гибкости мышления, ломке шаблонов и стереотипов, развитию воображения.

5. Упражнение «Перекинь мяч»

(Деление на 2 команды)

Материалы: мяч, (небольшой, приблизительно теннисный)

Две команды по 6-7 человек.

Инструкция: «Как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого».

Время будет фиксироваться. Упражнение повторяется 3-4 раза. Нужно еще ускориться. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника. Теперь постарайтесь изобрести и продемонстрировать такой способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1-3 с на всю группу.

Обсуждение смысла упражнения

Вопросы для обсуждения:

1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?

2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?

Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нестандартного подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»).

6. Оригинальный нейминг (новое название какому-либо предмету)

(Работа в командах)

Инструкция: «Постарайтесь каждому привычному предмету дать новое оригинальное название» (название выводится на слайды)

Например, апельсин – цитрусин, форточка – окнушка и т. д. ;

ванна клетка

ковш ведро

телефон калькулятор

карандаш дверь

вертолет календарь

воспитатель ребенок

валенки лыжи

7. "Категории слов" (упражнение в кругу)

Цель: Это упражнение тренирует способность распознавать и менять логические уровни, а также быстро думать.

Каждый участник по очереди говорит два слова. Первое слово должно относиться к той же категории, что и второе слово предыдущего участника. Второе слово произвольное. Например: "Спелое яблоко" - второй участник: "Апельсин зелёный" - третий: "Оранжевый шарф" и т. д.

8. Упражнение «Я возьму с собой» (упражнение в кругу)

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

Инструкция: "Бросая мяч кому-нибудь из нас, назовите, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом нет никаких ограничений: можно направлять своих партнеров в самые необычные, даже фантастические места – в холодильник, в Древнюю Грецию, на пальму и т. д. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют.

! Условие: Нужно постараться не повторять те места, в которых уже "побывали" другие и те предметы, которые уже назывались".

9. Упражнение «Что здесь общего?»

(работа в командах)

Участникам предлагаются два слова, обозначающие максимально отличные друг от друга предметы.

лампочка и ботинок; карандаш и яблоко;

Задача участников: найти между этими двумя объектами как можно больше сходных признаков. А это очень непросто. Побеждает та команда, которая придумает больше сходств.

(фиксировать на листе количество) Оптимальное количество участников – 5 чел.

Завершение.

10. Упражнение "Творческая жизнь".

(работа в командах)

Цель: обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Время: 7-15 минут. Материалы: бумага, ручки.

Инструкция: сформируйте перечень рекомендаций, которые позволят "сделать более творческой собственную жизнь", и записать их. Рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т. е. не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т. п.).

Команды озвучивают рекомендации. Обсуждение в группе, разбор всех вариантов. Листы крепятся для обозрения.

В качестве примера предлагается список рекомендаций, составленный специалистами по психологии креативности (Л. Кинг, 2005)

_ Регулярно выполняйте физические упражнения.

_ Следите за тем, чтобы ваша диета была разнообразной и сбалансированной.

_ Овладевайте техникой релаксации и медитации.

_ Совершенствуйте уверенность в себе.

_ Ведите дневник, делайте зарисовки, пишите стихи, короткие рассказы и песни.

_ Читайте художественную литературу, развивающую воображение.

_ Задумывайтесь об альтернативных способах использования предметов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневности.

_ Задумывайтесь о сходстве непохожих друг на друга вещей.

_ Займитесь живописью или скульптурой.

_ Посещайте вдохновляющие места.

_ Займитесь делами, о которых вы обычно не помышляли.

_ Старайтесь быть более спонтанными и общительными.

_ Смотрите комедии и старайтесь сформировать свой собственный юмористический стиль.

_ Слушайте классическую музыку.

_ Старайтесь выполнять свои ежедневные рутинные обязанности разными способами.

_ Заводите новых друзей и расширяйте свой круг общения.

_ Думайте о себе как о творческой личности.

_ Думайте о креативности как о способе существования.

_ Подражайте той известной творческой личности, которой вы восхищаетесь.

_ Приучитесь задавать себе вопрос: «А что, если?.»

_ Не засиживайтесь перед телевизором.

_ Позвольте себе мечтать.

_ Не бойтесь оказаться неправым или совершить ошибку.

_ Не выносите поспешных суждений.

_ Интересуйтесь абсолютно всем.

11. Телеграмма пожеланий

(Обратная связь)

Вспомните, как раньше писали телеграмму. Четко, кратко, но смысл был понятен.

В своей телеграмме оставьте несколько слов о том, что происходило сегодня (мини отзыв). Понравилась ли эта тема, что не понравилось. Рекомендации для последующих занятий, пожелания и т. д.

Время 2 минуты.

Итог

В процессе занятия каждый из вас активно мыслил, искал нестандартные решения, играл. У всех отлично получилось. Если этот процесс вызвал у вас положительные эмоции и доставил удовольствие, то это как раз и важно, потому что развитие творческих способностей во многом связаны с желанием человека заниматься творческой деятельностью. Если есть желание, все получится!

За активную поддержку скажем друг другу Спасибо.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Эмоциональное благополучие педагогов». Семинар-тренинг для педагогов «Эмоциональное благополучие педагогов» (семинар-тренинг для педагогов) Цель: повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса.

Коммуникативный тренинг для педагогов ВступлениеУПРАЖНЕНИЯ «МОЙ ВЗГЛЯД НА МОИ ОТНОШЕНИЯ»Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги формата.

Профилактический игровой тренинг для педагогов дошкольных организаций «Психологическая комфортность педагогов ДОУ» Профилактический игровой тренинг для педагогов ДОУ «Психологическая комфортность педагогов ДОУ» (здоровьесберегающие технологии). Цель:.

Психологический тренинг для педагогов Цель: создание положительной доброжелательной атмосферы, развитие коммуникативных навыков и позитивных взаимоотношений в коллективе. Оборудование:.

Психологический тренинг для педагогов «Я + ты = мы» Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Задачи: - формирование благоприятного психологического климата.

Тренинг для педагогов и родителей «Мы вместе»Тренинг для педагогов и родителей «Мы вместе» "Мы вместе"Задачи: -познакомить родителей и педагогов друг с другом; -создать благоприятную атмосферу в группе, установить доброжелательные.

Тренинг для педагогов «Караоке с шарами» Работа педагога ДОУ важная и нужная и напрямую связана не только с детьми, но и их родителями. Иногда из-за неумения правильно донести информацию.

Тренинг для педагогов «Команда» Тренинг «Команда» ]Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия. 1. Приветственное слово Добрый.

Тренинг для педагогов «На встречу к себе» Тренинг «На встречу к себе» Цель: снятие психологических блоков, обучение овладению приемам релаксации и концентрации, повышение энергетического.

Тренинг «Расслабление» для педагогов Цель: профилактика эмоционального выгорания с помощью релаксационных упражнений. Задачи: 1. Актуализация навыков рефлексивного самонаблюдения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг креативности педагогов
Опубликовано: 9 марта 2019 в 12:34
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД