Наталья Почтарева
Тренинг креативности педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
(одно занятие из цикла)
Креативность – это способность человека создавать что-то принципиально новое, отклоняясь от традиционных схем и устоявшихся систем мышления, используя интуитивный выбор единственно верного решения; способности человека по-разному применять информацию, изначально данную для решения возникшей проблемы, причем в довольно быстром темпе.
Креативность является одним из компонентов творческой личности и вовсе не обязательно наличие высоких интеллектуальных способностей. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами.
По каким признакам можно выделить креативную личность?
Публикация «Тренинг креативности педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Это - сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социальная смелость, интеллектуальная лабильность.
Креативные люди – смелые люди. Они не боятся пробовать новое. Интуиция для них не менее важный инструмент принятия решений, чем логика. У креативных людей отличное чувство юмора. Креативные люди - это те, кто делится своими мыслями и идеями с другими, легко разбираются в самых запутанных переплетениях информации. Креативные люди подвергают полученную информацию критическому осмыслению, никогда не идут на поводу у толпы. Им интересен сам процесс, а не только результат.
Любят узнавать новое, искать ответы на самые сложные вопросы. Чем труднее задача, тем охотнее за нее возьмется творческий, креативный человек. Они всегда в поиске: решений, ответов, знаний и идей. Они легко объясняют трудные для понимания вещи другим, прослеживают связь между имеющимся материалом и создают из него новое. Креативный человек не терпит границ и рамок. Он постоянно расширяет свой кругозор, примеряет на себя новые точки зрения.
Креативность не является врожденной способностью. Да, к ней должны быть предпосылки, но ее можно развивать.
Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.
Нейротизм - черта личности, которая характеризуется беспокойством, возбудимостью, тревожностью и неуверенностью в себе.
Разработаны различные упражнения для развития креативных способностей. Их множество. Какие бы техники ни выбрали, главное, чтобы они заставляли мышление работать в разрез со стереотипами и общепринятым мнением.
Цель тренинга:
Развитие креативных и коммуникативных способностей участников занятия
Задачи тренинга:
1. Активизировать образную память и творческое воображение.
2. Содействовать развитию скорости и гибкости мышления, умению мыслить не стереотипно.
3. Способствовать развитию смелости в высказываниях, остроумия, любознательности.
4. Тренировать способность распознавать и менять логические уровни.
Знакомство с правилами работы в группе:
- Слушать друг друга не перебивая
- Проявлять активность, уважение к коллегам
- Говорить только от своего лица
- Не распространять и не обсуждать за пределами занятий личную информацию об участниках
- В случае нежелания выполнять какое либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.
Разминка.
Цель: настроить участников на рабочий лад, вызвать положительные эмоции, снять эмоциональное напряжение.
1. Знакомство (круг)
Мы все знаем друг друга, поэтому представим не себя, а коллегу, сидящего рядом.
Каждый участник придумывает прилагательное - положительное качество, которое начинается с той же буквы, что и имя соседа. Имя, затем прилагательное.
2. Поменяйтесь местами те, кто умеет…
Основная деятельность.
3. Упражнение «Сказочный вернисаж»
(Работа в группе)
Цель: активизировать образную память и творческое воображение, развивать скорость и гибкость мысли, умение мыслить не стереотипно.
Ведущий: Все мы родом из детства. Все знакомы с таким популярным фольклорным жанром, как сказка. Но это еще и волшебный источник, дающий вдохновение каждому творческому человеку. Сейчас мы выполним упражнение «Сказочный вернисаж». Необходимо по описанию отгадать, о ком или о чем идет речь, и назвать сказку. Итак, начинаем.
1. В этой сказке серая неприветливая личность осуществляет коварный план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается хорошо? (Красная шапочка.)
2. Назовите сказку, в которой речь идет о спортсмене, который отправляется на соревнования по бегу с препятствиями. Хитрость и выдержка помогли ему очень близко подойти к финишу, однако финал - трагический. Проявив слишком большую самоуверенность, он погибает. (Колобок.)
3. Назовите сказку, в которой главная героиня могла перевоплощаться в разные образы для своего жениха. Однако однажды его безрассудство и импульсивность в поведении привели к долговременной разлуке влюбленных. И, преодолевая различные препятствия, они все же объединяют свои судьбы. (Царевна-лягушка.)
4. В этой сказке главная героиня постоянно и нагло ругала тех, кто ей делал добро. А когда она, чтобы избежать наказания, незаконно завладела чужим жилищем, то различные влиятельные лица пытались провести с ней работу по преодолению ее асоциального поведения. Удалось это лишь наименьшему из всех участников эксперимента. (Коза-дереза.)
4. Друдлы (на слайдах) (Визуальные загадки; картинки-головоломки, которые можно дополнить, дорисовать с целью создания нового предмета)
(Работа в группе)
Цель: способствовать формированию гибкости мышления, ломке шаблонов и стереотипов, развитию воображения.
5. Упражнение «Перекинь мяч»
(Деление на 2 команды)
Материалы: мяч, (небольшой, приблизительно теннисный)
Две команды по 6-7 человек.
Инструкция: «Как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого».
Время будет фиксироваться. Упражнение повторяется 3-4 раза. Нужно еще ускориться. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника. Теперь постарайтесь изобрести и продемонстрировать такой способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1-3 с на всю группу.
Обсуждение смысла упражнения
Вопросы для обсуждения:
1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нестандартного подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»).
6. Оригинальный нейминг (новое название какому-либо предмету)
(Работа в командах)
Инструкция: «Постарайтесь каждому привычному предмету дать новое оригинальное название» (название выводится на слайды)
Например, апельсин – цитрусин, форточка – окнушка и т. д. ;
ванна клетка
ковш ведро
телефон калькулятор
карандаш дверь
вертолет календарь
воспитатель ребенок
валенки лыжи
7. "Категории слов" (упражнение в кругу)
Цель: Это упражнение тренирует способность распознавать и менять логические уровни, а также быстро думать.
Каждый участник по очереди говорит два слова. Первое слово должно относиться к той же категории, что и второе слово предыдущего участника. Второе слово произвольное. Например: "Спелое яблоко" - второй участник: "Апельсин зелёный" - третий: "Оранжевый шарф" и т. д.
8. Упражнение «Я возьму с собой» (упражнение в кругу)
Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
Инструкция: "Бросая мяч кому-нибудь из нас, назовите, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом нет никаких ограничений: можно направлять своих партнеров в самые необычные, даже фантастические места – в холодильник, в Древнюю Грецию, на пальму и т. д. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют.
! Условие: Нужно постараться не повторять те места, в которых уже "побывали" другие и те предметы, которые уже назывались".
9. Упражнение «Что здесь общего?»
(работа в командах)
Участникам предлагаются два слова, обозначающие максимально отличные друг от друга предметы.
лампочка и ботинок; карандаш и яблоко;
Задача участников: найти между этими двумя объектами как можно больше сходных признаков. А это очень непросто. Побеждает та команда, которая придумает больше сходств.
(фиксировать на листе количество) Оптимальное количество участников – 5 чел.
Завершение.
10. Упражнение "Творческая жизнь".
(работа в командах)
Цель: обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.
Время: 7-15 минут. Материалы: бумага, ручки.
Инструкция: сформируйте перечень рекомендаций, которые позволят "сделать более творческой собственную жизнь", и записать их. Рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т. е. не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т. п.).
Команды озвучивают рекомендации. Обсуждение в группе, разбор всех вариантов. Листы крепятся для обозрения.
В качестве примера предлагается список рекомендаций, составленный специалистами по психологии креативности (Л. Кинг, 2005)
_ Регулярно выполняйте физические упражнения.
_ Следите за тем, чтобы ваша диета была разнообразной и сбалансированной.
_ Овладевайте техникой релаксации и медитации.
_ Совершенствуйте уверенность в себе.
_ Ведите дневник, делайте зарисовки, пишите стихи, короткие рассказы и песни.
_ Читайте художественную литературу, развивающую воображение.
_ Задумывайтесь об альтернативных способах использования предметов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневности.
_ Задумывайтесь о сходстве непохожих друг на друга вещей.
_ Займитесь живописью или скульптурой.
_ Посещайте вдохновляющие места.
_ Займитесь делами, о которых вы обычно не помышляли.
_ Старайтесь быть более спонтанными и общительными.
_ Смотрите комедии и старайтесь сформировать свой собственный юмористический стиль.
_ Слушайте классическую музыку.
_ Старайтесь выполнять свои ежедневные рутинные обязанности разными способами.
_ Заводите новых друзей и расширяйте свой круг общения.
_ Думайте о себе как о творческой личности.
_ Думайте о креативности как о способе существования.
_ Подражайте той известной творческой личности, которой вы восхищаетесь.
_ Приучитесь задавать себе вопрос: «А что, если?.»
_ Не засиживайтесь перед телевизором.
_ Позвольте себе мечтать.
_ Не бойтесь оказаться неправым или совершить ошибку.
_ Не выносите поспешных суждений.
_ Интересуйтесь абсолютно всем.
11. Телеграмма пожеланий
(Обратная связь)
Вспомните, как раньше писали телеграмму. Четко, кратко, но смысл был понятен.
В своей телеграмме оставьте несколько слов о том, что происходило сегодня (мини отзыв). Понравилась ли эта тема, что не понравилось. Рекомендации для последующих занятий, пожелания и т. д.
Время 2 минуты.
Итог
В процессе занятия каждый из вас активно мыслил, искал нестандартные решения, играл. У всех отлично получилось. Если этот процесс вызвал у вас положительные эмоции и доставил удовольствие, то это как раз и важно, потому что развитие творческих способностей во многом связаны с желанием человека заниматься творческой деятельностью. Если есть желание, все получится!
За активную поддержку скажем друг другу Спасибо.