Анна Шевелева
Тренинг по профориентации для учащихся 8 классов «Хочу-могу-надо»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг по профориентации
для учащихся 8 классов
«Хочу-могу-надо»
Целью мероприятия является расширение кругозора учащихся о различных профессиях, формирование позитивного отношения к труду, к профессиональному росту, к осознанному профессиональному выбору.
Задача заключалась, в помощи ребятам, найти востребованную профессию на рынке труда, в современном мире.
Публикация «Тренинг по профориентации для учащихся 8 классов „Хочу-могу-надо“» размещена в разделах
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Формы и методы - беседа, проблемная ситуация, групповые задания, тестирование «Ваш личный код по дате рождения», диагностика «Выбор профиля обучения и профессионального самоопределения», анкетирование по методике И. Л. Соломина «Самооценка профессиональных интересов и способностей».
Введение
Работа играет очень важную роль в жизни человека. Она оказывает влияние на все сферы его личности. Правильно выбранная профессия вызывает чувство удовлетворения, повышает позитивное представление человека о самом себе и тем самым положительно влияет на самооценку и самоуважение. Человек, отдающийся любимой работе, реализующий себя в ней и ощущающий свой успех, меньше болеет, обладает большей сопротивляемостью к стрессовым ситуациям и физическим недугам.
Поэтому человеку, вступающему в жизнь, так важно самоопределиться и сделать правильный выбор.
Между тем эта задача не из легких. Мир профессий необъятен и безбрежен, кроме того, он очень динамичен и изменчив. Как ты думаешь, сколько всего профессий насчитывается в мире? Более 40 тысяч! Ежегодно появляется множество новых профессий. Некоторые профессии живут лишь 5-15 лет, а затем исчезают или меняются до неузнаваемости.
Особенностью современной действительности является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Эта реальность сегодняшнего дня. И она указывает на то, что человеку надо стремиться овладевать не одной профессией, а несколькими смежными. Это уже делают сегодня некоторые студенты вузов.
В этом смысле знакомство с широким профилем открывает тебе перспективы ориентации в обширном круге смежных профессий.
Знания в современном мире быстро устаревают, и человек должен быть готов к тому, что в течение жизни ему придется переучиваться и постоянно повышать квалификацию. Именно поэтому уже сейчас на школьной скамье необходимо развивать в себе умения и навыки самообразования и саморазвития.
Определить раз и навсегда, годен или не годен человек к какой-то узкой профессии, очень проблематично и даже рискованно. Жизнь преподносит порой неожиданные сюрпризы. Известно, например, что великая русская актриса В. Ф. Комиссаржевская впервые пришла на подмостки сцены в 29 лет, а до этого никто и не подозревал, что в ней скрыт яркий артистический талант. Значит, многое зависит от активности, целеустремленности, направленности личности.
Итак, профессий много, однако не только познакомиться с каждой, но даже и перечислить их трудно. Что делать?
Для начала надо определить не профессию, а сферу человеческой деятельности, наиболее привлекательную для тебя, и задуматься – есть ли у тебя необходимые задатки и способности для этой сферы.
Педагог-психолог: итак, ребята, для того чтобы вести продуктивную профориентационную работу, необходимо определиться со своими запросами. Понять какую специальность вы хотите получать, по какой профессии трудиться или в каком учебном заведении обучаться.
Существует формула выбора профессии, которая состоит из трех следующих друг за другом факторов:
1-й фактор включает в себя профессиональную направленность, интересы, склонности человека, желания. Мы можем назвать этот фактор одной фразой: «ЧТО Я ХОЧУ
2-й фактор включает в себя состояние здоровья, личностные особенности. Кто-то склонен к активной деятельности, а кому-то нравится выполнять работу, требующую внимания, усидчивости. Здесь же необходимо учитывать уровень знаний и способности, осведомленность в разных областях деятельности, уровень интеллектуального развития. Большое значение при выборе профессии имеет и материальное состояние семьи. Второй фактор можно назвать одной фразой, «ЧТО Я МОГУ».
3-й фактор включает в себя специфику регионального рынка труда, спрос на данную профессию, а также возможность построения профессиональной карьеры, в том числе, освоения смежных специальностей. Этот фактор можно назвать одной фразой: «ЧТО НАДО».
При выборе профессии, если не учитывать ряд важных факторов, то выбор окажется случайным, необоснованным и, вероятно, ошибочным. Следовательно, профессию нужно выбирать тщательно и разумно. Именно для этого и создана единая формула выбора профессии.
Схема №1. Взаимозависимость трех элементов, составляющих основу профессионального выбора
Задание №1.
Напиши 2-3 профессии, которые тебе интересны
___
Составь список своих интересов, увлечений, любимых занятий («Хочу»)
___
Составь список своих способностей, талантов, полезных навыков («Могу»)
___
Как ты считаешь, выбранные тобой профессии, нужны нашему городу, Красноярскому краю («Надо»? Почему?
___
Схема №2. Факторы выбора профессии
Классификация профессий
«ВЫБИРАЮ» : ВЫБОР ПРОФЕССИИ НА ОСНОВЕ САМООЦЕНКИ И АНАЛИЗА СОСТАВЛЯЮЩИХ «ХОЧУ» — «МОГУ» — «НАДО»
Все многочисленные профессии можно разделить на пять сфер:
Название типов профессий
1. Человек — Техника (Ч-Т). Труд людей этой группы профессий связан с :
преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);
обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).
2. Человек — Человек (Ч-Ч). Труд людей этой группы профессий связан с :
воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);
медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);
правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т. д.);
организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);
изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).
3. Человек — Знаковая система (Ч-З). Труд людей этой группы профессий связан с :
преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.);
шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);
управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);
восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).
4. Человек — Природа (Ч-П). Труд людей этой группы профессий связан с :
преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);
обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);
восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);
изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).
5. Человек — Художественный образ (Ч-Х). Труд людей этой группы профессий связан с :
преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);
исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);
с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).
Запиши вывод, какой тип профессии ты предпочитаешь и почему ___
___
Литература
1. Арефьев И. П. Занимательная профориентация. – Шуя.
2. Журнал «Школа и производство», 2004, № 3.
3. Кустобаева Е. К. Встреча с самим собой: школа профессионального самоопределения (для уч-ся 8-9 классов). – Казань, 2005.
4. Межшкольный учебный комбинат Дзержинского района. Рабочая тетрадь по курсу «Человек и профессия». – Волгоград, 2005-06 уч. год.
5. Прошицкая Е. Н. Выбирайте профессию : Учебное пособие для уч-ся старших классов. – М., 1991.
6. Центр Профориентации Молодёжи. Рабочая тетрадь по профориентации. – Химки.
7. Чистякова С. Н. Твоя профессиональная карьера : Книга для учителя. – М. : «Просвещение», 2006.
8. Чистякова С. Н. Твоя профессиональная карьера : Учебник для 8-11 классов. – М. : «Просвещение», 2000.
Приложение
Анкета «Ориентация»
И. Л. Соломин
Анкета разработана петербургским психологом Игорем Леонидовичем Соломиным. Она пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и обработке.
Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности:
0 - вовсе нет;
1 - пожалуй, так;
2 - верно;
3 - совершенно верно.
Я хочу (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю) :
1 Обслуживать людей 0 1 2 3
Заниматься лечением 0 1 2 3
Обучать, воспитывать 0 1 2 3
Защищать права и безопасность 0 1 2 3
Управлять людьми 0 1 2 3
2 Управлять машинами 0 1 2 3
Ремонтировать оборудование 0 1 2 3
Собирать и налаживать технику 0 1 2 3
Обрабатывать материалы, изготовлять предметы и вещи 0 1 2 3
Заниматься строительством 0 1 2 3
3 Редактировать тексты и таблицы 0 1 2 3
Производить расчеты и вычисления 0 1 2 3
Обрабатывать информацию 0 1 2 3
Работать с чертежами, картами и схемами 0 1 2 3
Принимать и передавать сигналы и сообщения 0 1 2 3
4 Заниматься художественным оформлением 0 1 2 3
Рисовать, фотографировать 0 1 2 3
Создавать произведения искусства 0 1 2 3
Выступать на сцене 0 1 2 3
Шить, вышивать, вязать 0 1 2 3
5 Ухаживать за животными 0 1 2 3
Заготавливать продукты 0 1 2 3
Работать на открытом воздухе 0 1 2 3
Выращивать овощи и фрукты 0 1 2 3
Иметь дело с природой 0 1 2 3
А Работать руками 0 1 2 3
Выполнять решения 0 1 2 3
Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать 0 1 2 3
Получать конкретный практический результат 0 1 2 3
Воплощать идеи в жизнь 0 1 2 3
Б Работать головой 0 1 2 3
Принимать решения 0 1 2 3
Создавать новые образцы 0 1 2 3
Анализировать, изучать, наблюдать, измерять, контролировать 0 1 2 3
Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать 0 1 2 3
Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашей способности к этому виду деятельности:
0 - вовсе нет;
1 - пожалуй, так;
2 - верно;
3 - совершенно верно.
Я могу (способен, умею, обладаю навыками) :
1 Знакомиться с новыми людьми 0 1 2 3
Быть чутким и доброжелательным 0 1 2 3
Выслушивать людей 0 1 2 3
Разбираться в людях 0 1 2 3
Хорошо говорить и выступать публично 0 1 2 3
2 Искать и устранять неисправности 0 1 2 3
Использовать приборы, машины, механизмы 0 1 2 3
Разбираться в технических устройствах 0 1 2 3
Ловко обращаться с инструментами 0 1 2 3
Хорошо ориентироваться в пространстве 0 1 2 3
3 Быть сосредоточенным и усидчивым 0 1 2 3
Хорошо считать в уме 0 1 2 3
Преобразовывать информацию 0 1 2 3
Оперировать знаками и символами 0 1 2 3
Искать и исправлять ошибки 0 1 2 3
4 Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи 0 1 2 3
Разбираться в литературе и искусстве 0 1 2 3
Петь, играть на музыкальных инструментах 0 1 2 3
Сочинять стихи, писать рассказы 0 1 2 3
Рисовать 0 1 2 3
5 Разбираться в животных или растениях 0 1 2 3
Разводить растения или животных 0 1 2 3
Бороться с болезнями, вредителями 0 1 2 3
Ориентироваться в природных явлениях 0 1 2 3
Работать на земле 0 1 2 3
А Быстро выполнять указания 0 1 2 3
Точно следовать инструкциям 0 1 2 3
Работать по заданному алгоритму 0 1 2 3
Выполнять однообразную работу 0 1 2 3
Соблюдать правила и нормативы 0 1 2 3
Б Создавать новые инструкции и давать указания 0 1 2 3
Принимать нестандартные решения 0 1 2 3
Легко придумывать новые способы поведения 0 1 2 3
Брать на себя ответственность 0 1 2 3
Самостоятельно организовывать свою работу 0 1 2 3
Обработка результатов
Обработка результатов анкеты очень проста. Суждения характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.
Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку "предмет труда" : 1) человек - человек; 2) человек - техника; 3) человек - знаковая система; 4) человек - художественный образ; 5) человек - природа.
Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку "характер труда" : А - исполнительские; Б - творческие.
Зная координаты своих профессиональных предпочтений, можно найти наиболее подходящую для вас профессиональную группу.
Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1,2,3,4 или 5) вы наибольшей степени склонны и способны. Затем определяется ваша преимущественная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).
Если склонности лежат в той же группе профессий что и ваши способности, то это свидетельствует о том, что вам нравится делать именно то, что вы умеете делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав ту или иную профессию, вы не только смогли бы добиться в ней достаточно высоких успехов, но это доставляло бы вам удовольствие.
В случае если наиболее привлекательный для вас тип профессий не совпадает с характером деятельности, которую вы можете делать лучше всего, вам предстоит выбрать, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии - склонностям (Хочу) или способностям (Могу).
Если человеку нравится какой-либо вид деятельности, то он занимается им в течение большего времени, затрачивая на него больше усилий, поэтому соответствующие способности могут развиваться и совершенствоваться. Но верно и обратное. Если человек обладает выраженными способностями к какому-то виду деятельности, то он лучше с ним справляется и испытывает большее удовольствие, когда им занимается. Именно поэтому данный вид деятельности становится для него более привлекательным.