Папки-передвижки

Консультация «Тренинг радости. Как помочь детям справиться с нагрузками»

Светлана Кечайкина
Консультация «Тренинг радости. Как помочь детям справиться с нагрузками»

Тренинг радости, чтобы помочь детям справиться с нагрузками. Готовый сценарий

Второе полугодие кажется долгим и сложным, в феврале не хватает солнца и активности, и в результате дети хуже справляются с эмоциональными нагрузками. Чтобы повысить эмоциональный статус воспитанников и помочь им отреагировать негативные переживания, проведите с ними тренинг по готовому сценарию.

Публикация «Консультация „Тренинг радости, Как помочь детям справиться с нагрузками“» размещена в разделах

Организуйте тренинг радости в групповой форме. Проведите его с формальной группой или с дошкольниками из разных групп, которые демонстрируют признаки эмоционального неблагополучия: агрессивность, плаксивость, пассивность. На тренинге помогите детям понять, как они выражают радость и что вызывает у них чувство счастья. Научите детей справляться с негативными переживаниями в форме арт-терапии, а затем попросите их порисовать на тему радости. Наблюдайте за воспитанниками, которые проявляют грусть и апатию на занятии – это может быть сигналом эмоционального неблагополучия.

Как подготовиться к тренингу радости и начать его

В кабинете расставьте по кругу стулья для детей. Подготовьте оборудование. Возьмите мягкий мячик или небольшую мягкую игрушку, которую дети смогут перебрасывать друг другу, небьющуюся миску, бумагу А4 и цветные карандаши или фломастеры. Принесите много веселых наклеек. Подготовьте стенд и кнопки или магнитную доску и магниты для рисунков.

В начале тренинга предложите детям изобразить эмоцию радости и сразу дайте обратную связь. Возможно, некоторые дети останутся спокойными или покажут другие эмоции – озвучьте их чувства и вслух сделайте вывод, что все мы разные. Поговорите с детьми о том, что у них вызывает радость.

По кругу передавайте мягкий мячик и просите их называть предметы и явления, которые связаны с ощущением счастья. Обращайте внимание, готовы ли дети вспомнить и назвать

источники своей радости – это может быть показателем состояния психологических ресурсов ребенка. Задавайте наводящие вопросы, а если кто-то из детей затрудняется, избегайте давить или комментировать в негативном ключе. Дайте ребенку, которому сложно выполнить задание, положительную обратную связь о нем: «тогда я скажу за тебя, что ты – моя радость», «такая милая девочка, как ты, это радость для нас», «твой добрый характер приносит мне радость».

Какие упражнения провести на тренинге

Расскажите детям правила новой игры с мячом. Скажите, что теперь мячик – это «смешинка», и просите передавать его друг другу в небьющейся миске под музыку.

После динамического упражнения попросите детей нарисовать два рисунка. Один рисунок будет связан с грустью и другими негативными эмоциями, а другой – с чувством радости. Предложите воспитанникам уничтожить или изменить «грустные» рисунки – смять, порвать или дорисовать, заклеить наклейками. Похвалите «радостные» рисунки и повесьте их на стенд или доску.

Проведите игру «Стоп-вопрос» с мячом. Попросите детей передавать мяч по кругу и отвечать на вопросы или выполнять задания, когда вы говорите «стоп». Задавайте вопросы про что-то приятное и придумывайте веселые задания. Используйте шпаргалку с идеями для упражнения. После динамической паузы переходите к завершающему этапу.

Как работать с эмоциональным фоном в группе после тренинга

Спросите детей, понравилось ли им занятие, и дайте им обратную связь. Если кто-то из воспитанников говорит, что ему было грустно или что он не развеселился, предложите ему остаться и немного поговорить с вами. Используйте негативные высказывания как «точку входа», чтобы начать работу с эмоциональным состоянием ребенка. Важно выслушать детей с жалобами в ближайшие два дня.

После тренинга зафиксируйте, о каких источниках радости говорили дети, что сообщали о своем эмоциональном состоянии. Отметьте, кто из детей был безрадостен, пассивен, и проведите наблюдение в группе. Сниженный эмоциональный фон может указывать на неблагополучие, но он может быть и ситуационным.

ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК

Цель тренинга : создать условия для того, чтобы повысить эмоциональный статус дошкольников и помочь им отреагировать негативные эмоции в игре.

Участники: до 25 дошкольников 3–6 лет.

Длительность: 25–30 минут. Для младших дошкольников уберите одно упражнение на ваш выбор,

чтобы сократить время занятия.

Оборудование: аудиоаппаратура и записи веселых песен для детей, мягкий мячик или небольшая

мягкая игрушка, небьющаяся миска, бумага А4 и цветные карандаши или фломастеры для детей,

большое количество наклеек, стенд и кнопки или магнитная доска и магниты для рисунков.

Сценарий тренинга радости для дошкольников

Этап 1. Активирующий

Упражнение «Покажи радость»

Педагог-психолог: Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть. Игры у нас будут психологические. Знаете, что это значит? (Выслушивает ответы, при необходимости успокаивает детей с предубеждениями о работе психолога.) Это значит, что мы будем пополнять наши запасы радости и хорошего настроения. И давайте сразу сделаем первое упражнение. Оно простое и смешное. Вы готовы? (Дети отвечают.)

Сейчас я попрошу вас изо всех сил показать мне, как вы радуетесь. Ну-ка, изобразите мне, какое у вас тогда лицо, какие движения. Что вы делаете, как двигаетесь, что говорите? Можно показывать как угодно. На это у нас будет одна минута. Сейчас я включу песенку и начнем. (Включает песню, например, «Арам-зум-зум».) Прошу!

Дети изображают разные гримасы и движения, могут что-то говорить, кричать, бегать. Педагог-психолог дает им одну минуту, затем выключает музыку.

Педагог-психолог: Ребята, я сама так развеселилась, глядя на вас. Вот вы умницы! Умеете радоваться. (Далее комментирует свои наблюдения.) Я заметила, что некоторые из вас

(называет имена детей) во время радостных событий прыгают, скачут. Другие (называет имена) больше выражают свою радость лицом. А кто-то был такой спокойный (если были такие дети, называет их имена) или даже показал не радость, а другое чувство (если были дети, кто демонстрировал мрачную или печальную мимику, называет их имена). Мы все разные, но нам всем нужно хотя бы иногда быть счастливыми и радостными. И мы сейчас поиграем в одну игру, в которой каждый кое-что скажет.

Упражнение «Моя радость»

Педагог-психолог: Ребята, прошу всех сесть на стульчики. Вот у меня есть мягкий мячик (или мягкая игрушка). Сейчас мы будем передавать его друг другу по кругу и называть по одному слову, которое будет означать что-то, от чего мы радуемся, бываем счастливыми. Начну я, потом передам мячик тебе (называет имя ребенка, с которого начнет; желательно выбрать активного жизнерадостного ребенка). Ты передашь мячик ему (называет имя ребенка, который сидит рядом с первым) и так далее. Начинаем. Моя радость и счастье – это…

Педагог-психолог называет предметы и явления, которые приносят радость : например, семья, чай, спорт, кошки, книжки. Передает мяч ребенку. Дети передают мяч друг другу и называют что-то, что их радует. Педагог-психолог при необходимости помогает наводящими вопросами: «Может быть, рядом с каким-то человеком весело и радостно?», «Какая-то игра?», «Какая-то еда?», «Погода?», «Игрушка?», «Животное?», «Занятие?»

Этап 2. Основной

Упражнение «Передай смешинку»

Педагог-психолог: Ребята, не убирайте мячик (игрушку, он нам понадобится для нашей суперигры. Только я еще добавлю к игре вот такую тарелочку (берет небьющуюся тарелку). Готовы? Сейчас расскажу, что мы будем делать.

Мы сейчас с вами поиграем в игру «Передай смешинку». Наш мячик становится смешинкой. Он очень любит смеяться. Смотрите, я кладу его на тарелочку (кладет мяч на тарелку). Сейчас мы будем передавать его друг другу по кругу и во время этого будем говорить: «ха-ха-ха». А передавать будем вот так – держать тарелочку на ладонях (обе ладони вверх, на них тарелочка). Давайте попробуем (передает первому ребенку).

Педагог-психолог включает веселую песню, например, «Если весело живется, делай так». Игра начинается. Педагог-психолог наблюдает за тем, как дети реагируют: раскрепощаются ли в игре, радуются ли. Если у ребенка не получается передать мячик

соседу, педагог-психолог помогает ему. При желании он озвучивает дополнительные условия: «теперь передаем, стоя на одной ноге», «а теперь с закрытыми глазами», «теперь делаем еще и смешное лицо», «а теперь передаем и вместо “ха-ха” хрюкаем», «…мяукаем», «…поем». После того как воспитанники передадут тарелку с мячиком-смешинкой 2–3 раза по кругу, педагог-психолог выключает музыку.

Арт-упражнение «Два рисунка»

Педагог-психолог: Ребята, давайте ненадолго сядем на места и поговорим. Скажите, вы могли бы мне показать, что в вас меняется, когда вам грустно и когда радостно? Давайте попробуем это нарисовать.

Педагог-психолог раздает каждому ребенку по два листа, А4, цветные карандаши или фломастеры.

Педагог-психолог: Ребята, сейчас мы порисуем. У вас есть листочки и карандаши. Давайте сначала нарисуем что-то, из-за чего вам было недавно грустно или вы злились. Рисовать можно как угодно – можно кого-то или что-то нарисовать, а можно просто чиркать по листу, оставлять штрихи, круги, что захотите. Рисуем!

Все рисуют. Педагог-психолог подходит к детям, аккуратно расспрашивает, что именно нарисовано – какое событие, какое переживание. Дает поддерживающую обратную связь: «это правда тяжело», «ох как обидно», «бедняга», «вот это ты злился!» Когда рисунки готовы, педагог-психолог хвалит детей.

Педагог-психолог: Я вижу такие выразительные рисунки! Какие вы молодцы! Давайте теперь сделаем кое-что с этими рисунками. Мы как будто уничтожим те плохие чувства, которые вы на них нарисовали. А для этого мы сделаем с этими рисунками то, что сами захотим. Например, мы можем исправить их – нарисовать рядом что-то хорошее, украсить их, заклеить наклейками (показывает стопку наклеек). Или можем уничтожить рисунки, скомкать, порвать листочки. А можем мелко-мелко свернуть листочек и спрятать где-то у меня в кабинете. Кто как захочет. Приступаем.

Дети заклеивают рисунки наклейками или рвут, комкают, прячут рисунки. В это время важно поддерживать отреагирование – не запрещать злиться или топтать лист, выражать понимание эмоциям ребенка: «я понимаю твою злость», «я чувствую, как это было для тебя тяжело».

Педагог-психолог: А теперь возьмите еще по одному листочку и нарисуйте второй рисунок, который связан с радостью. Но рисовать мы будем необычно. Во-первых, берите

карандашики не в ту руку, какой рисуете обычно (левши в правую, правши в левую). А во-вторых, рисуйте не какой-то сюжет, а узоры – линии, круги, волны. Включаю нашу веселую музыку и начинаем.

Включает музыку, например, «Танец маленьких утят», дети рисуют. Когда рисунки готовы, педагог-психолог хвалит детей.

Педагог-психолог: Умницы! Какие милые, радостные, счастливые рисунки получились! Давайте повесим эти рисунки на стенд (на доску). А после занятия тот, кто захочет, возьмет рисунок с собой домой. (Дети закрепляют рисунки.)

Игра «Голова – колени – пальцы»

Педагог-психолог: У меня есть еще одна игра, чтобы мы подвигались и повеселились. Вы готовы? Повторяйте мои движения!

Первый раз педагог-психолог показывает движения без музыки, потом под музыку. Каждое движение на протяжении игры он громко называет вслух. Дети выполняют все движения обеими руками. Движения, которые педагог-психолог показывает детям : «голова» – схватиться за голову; «колени» – схватиться за колени; «пальцы» – руки перед собой, согнуть в локтях, соединить пальцы на каждой руке так, чтобы соприкоснулись подушечки, как будто держим щепотку песка. «Глаза» – закрыть ладонями глаза; «уши» – закрыть ладонями уши; «нос» – закрыть ладонями нос; «губы» – приложить пальцы к губам.

Педагог-психолог: Голова – колени – пальцы – голова – колени – пальцы – голова – колени – пальцы – колени – пальцы – колени – пальцы – глаза – уши – губы – нос. (Повторяет этот ритм 3–4 раза. Дети выполняют упражнение.) Ребята, какие вы умницы! Так хорошо все получилось! У нас осталось немного времени, и мы проведем заключительную игру.

Этап 3. Завершающий

Игра «Стоп-вопрос»

Педагог-психолог: Садитесь на свои стульчики, подышите спокойно. Молодцы! Наша заключительная игра такая: я буду задавать вопрос или задание, а потом закрывать глаза. Вам я дам мячик. Передавайте его друг другу по кругу. В какой-то момент я скажу «стоп»,

и тот, у кого в руках окажется мячик, ответит на мой вопрос или выполнит задание. (Берет мячик.) Вот мячик у меня в руках. Задаю вопрос: «Что сегодня было самое веселое?» Берите мячик, начинайте передавать друг другу, я закрываю глаза. Когда скажу «стоп», отвечает тот, у кого в руках мячик. (Задает вопросы и дает задания.)

Ребята, вы такие молодцы! Вы очень хорошо поиграли, мне было очень весело. А как вам? (Слушает ответы, дает обратную связь.) Ребята, кто захочет, может взять свой веселый рисунок домой. Я вас всех благодарю, люблю, и на сегодня я прощаюсь с вами. Спасибо вам за прекрасную работу!

Публикации по теме:

«Как помочь эмоциональным детям». Консультация для родителей Эмоциональное развитие ребенка начинается с первых мгновений беременности матери, и даже еще раньше. Ведь хроническая усталость, семейные.

Как помочь детям пройти адаптациюКак помочь детям пройти адаптацию Я воспитатель ясельной группы, в этой сфере работаю больше десяти лет. Каждый учебный год мы набираем маленьких деток. И всегда у малышей.

Консультация «Как помочь ребенку справиться с кризисом 3-х лет. Развивающие книжки из фетра»Консультация «Как помочь ребенку справиться с кризисом 3-х лет. Развивающие книжки из фетра» Если Ваш ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка непосредственно в.

Капризы детей и как с ними справиться. Консультация для педагогов и родителей Многие педагоги часто сталкиваются в своей работе с капризами детей. Это стало своего рода «бичем» XXI века. Некоторые мамочки считают это.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок: как ему помочь?»Консультация для родителей «Агрессивный ребенок: как ему помочь?» «Агрессивный ребенок: как ему помочь?» Ребенку в раннем возрасте присуща определенная агрессивность. Агрессивность имеет свои положительные.

Консультация для родителей «Как справиться с непоседой? Гиперактивность в вопросах и ответах» Оказывается, не всегда его проблемы связаны с ленью или непослушанием. В каждой группе есть непоседы, которые доставляют педагогам одни.

Консультация для родителей «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» Цель: донести до родителей важность использования малых фольклорных форм. Задачи: - Познакомить родителей с ценностью потешек для общего.

Консультация «Поможем справиться ребенку с тревожностью» Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Одни с самого начала требуют постоянного внимания со стороны воспитателя,.

Рекомендации для педагогов «Знакомство детей с новой группой или как помочь детям быстрее адаптироваться после самоизоляции»Рекомендации для педагогов «Знакомство детей с новой группой или как помочь детям быстрее адаптироваться после самоизоляции» Здравствуйте, дорогие коллеги, родители, гости! В условиях эпидемии какие-то сады продолжали работу, а каким-то пришлось полностью закрыться.

Родительское собрание «Как родители могут помочь своим детям в подготовке к школе»Родительское собрание «Как родители могут помочь своим детям в подготовке к школе» Цель: представить родителям методические приемы работы с дошкольниками по обучению их играм, развивающим у ребенка произвольные когнитивные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Тренинг радости. Как помочь детям справиться с нагрузками»
Опубликовано: 19 января 2022 в 14:36
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД