Тренинг толерантности для педагогов «Жить в мире с собой и другими»

Лариса Парамонова
Тренинг толерантности для педагогов «Жить в мире с собой и другими»

Цели тренинга:

1. Ознакомить участников тренинга с понятием «толерантность», «толерантная личность», «интолерантность»; критериями и социальными проявлениями толерантности и интолерантности, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а так же в различных жизненных сферах.

2. Научить участников тренинга конкретным приёмам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.

3. Развить воображение, способность к эмпатии, сопереживанию, доверию, достоинству и самопознанию как элементам толерантности в контексте отношений «Я» и «Другие».

Оборудование:

• блюдо с яблоками; спокойная музыка;

• тетрадные листы по количеству участников;

• 2 одинаковых портрета мужчины;

• песня, вызывающая двоякое мнение;

• солнышки, вырезанные из бумаги;

• литературный отрывок из любого текста;

• приветствия на разных языках (по количеству участников, записанные на листочках.

План тренинга:

I Приветствие:

1. Приветствие ведущего

2. Упражнение – приветствие «Как люди разных стран приветствуют друг друга»

II Разминка:

1. Упражнение «Чем мы похожи»

2. Речевая настройка на работу в кругу.

III Теоретическая часть:

1. Мини – лекция «Что такое толерантность» (раскрытие понятий «толерантность», «интолерантность»)

2. Упражнение «Портрет толерантной личности»

IV Психологический практикум:

1. Упражнение «Снежинка»

2. Упражнение «Два портрета»

3. Упражнение «Шаг на встречу»

4. Упражнение «Ничего страшного…»

5. Упражнение «Сарафанное радио»

6. Упражнение – релаксация «Волшебная лавка»

V Обратная связь:

1. Упражнение «Оживи солнышко»

2. Итоговые слова ведущего.

Содержание тренинга:

I. Приветствие:

1. Приветствие ведущего:

Ведущий: «Здравствуйте уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас на нашей встрече. Перед тем, как перейти к занятию, давайте поприветствуем друг друга».

2. Упр. – приветствие «Как люди разных стран приветствуют друг друга»

Цель: Познакомить участников с занимательной информацией, которая может использоваться ими в работе; эмоциональный настрой участников тренинга.

Оборудование: листочки с заранее подготовленными приветствиями разных национальностей

Ведущий: «Прошу вас вытянуть по одному листочку и поприветствовать остальных именно так…» (презентация приветствий участниками)

II. Разминка:

1. Упр. – «Чем мы похожи?»

Цель: Создать непринуждённую обстановку, доброжелательную атмосферу в группе; повешение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Ход: Участники группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг кого – то из участников на основе определённого реального сходства с собой. Например: «З. И. выйдите, пожалуйста, ко мне, потому что у нас одинаковый цвет волос» или «…потому что мы оба воспитатели». Вызванная участница выходит в круг и потому же принципу вызывает следующего участника и так каждый. В итоге все участники оказываются в центре круга.

2. Речевая настройка в кругу. (настройка участников тренинга на работу)

III. Теоретическая часть:

1. Мини – лекция «Что такое толерантность

Ведущий: «Тема нашей встречи «Жить в мире с собой и другими». Название говорит само за себя.

Что это значит?» (высказывания участников по кругу)

Ведущий резюмирует: «Суть ваших высказываний сводится к тому, что каждый из нас должен обладать качествами толерантной личности.

Небольшая справка: Толерантность (от лат. – терпение) – т. е. терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям и верованиям. Понятие «толерантность» формировалось на протяжении нескольких веков, этот процесс продолжается и до сих пор. Происходит это, потому что между людьми возникают всё новые и новые формы нетерпимости (интолерантности)это: национализм, фашизм, терроризм, расизм и т. д. Нетерпимость основывается на убеждении, что мои взгляды, мой образ жизни, моё мнение – стоят выше всех. Это непринятие другого за то, что он выглядит иначе, поступает иначе, говорит и живёт иначе, просто за то, что он существует. Сейчас в современном мире результаты интолерантности мы можем наблюдать в широком диапазоне – это междоусобные войны, этническое насилие».

2. Упражнение «Портрет толерантной личности»

Цель: Расширить круг представлений участников о толерантной личности т и создать словесный портрет ТЛ; сближение участников в коллективной работе;

Ход:

«Перечислим по кругу качества толерантной личности, не повторяя друг друга».

Рефлексия: - Приходилось ли вам в жизни встречаться с таким человеком?

Ведущий: «Толерантность – как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально (с рождения). Она должна быть специально сформирована и воспитана.

Дошкольный период – самый сензетивный период для развития различных знаний, умений и навыков ребёнка. Поэтому работа по формированию толерантной личности должна проходить именно в это время. Самое простое, что может усвоить дошкольник – это то, что нужно быть добрее друг другу, уважительно относиться к окружающим, прислушиваться к мнению других, проявлять заботу к братьям нашим меньшим, уметь сочувствовать и сопереживать. Со временем эти качества ребёнка перерастут в черты стабильной толерантной личности».

IV. Психологический практикум:

Ведущий: «А сейчас я предлагаю поиграть и с помощью упражнений определить некоторые аспекты толерантности»

1. Упражнение «Снежинка»

Цель: Преодоление стереотипов, развитие умения принимать иную точку зрения.

Оборудование: тетрадные листы по количеству участников.

Ход: участники группы рассчитываются на 1-2. Первые номера остаются сидеть, как сидели. Вторые номера поворачивают стул и садятся спиной к центру. Участникам раздаются листы.

Инструкция: «Нужно будет действовать точно по инструкции, молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие:

• Сложите лист пополам и оторвите правый верхний угол.

• Снова сложите лист пополам и оторвите правый угол

• Опять сложите лист пополам и оторвите правый угол

• Оставшийся лист ещё раз сложите пополам и оторвите правый верхний угол

• Разверните лист и продемонстрируйте нам

Рефлексия: - Можно ли сказать, что кто – то выполнил упражнение неправильно?

- Какой можно сделать вывод?

«Уважительное отношение или терпимость к поступкам, словам, мнениям других людей, даже если они отличаются от моего».

2. Упражнение «2 портрета»

Цель: Осознать роль установки в аспекте проявления толерантности.

Оборудование: 2 одинаковых портрета мужчины.

Ход: группа делится на 2 подгруппы. Участники располагаются так, чтобы не видеть портрета соседей по игре. Одной группе сообщается, что данный человек – преступник, а другой - известный учёный.

Задание: «Найдите черты, которые доказывают мою установку». (высказывания команд,показ портретов - они одинаковые)

Рефлексия: - Повлияла ли моя установка на ваши рассуждения?

«Не судить о человеке только по установкам…».

3. Упражнение «Шаг навстречу»

Цель: Предоставить участникам возможность прислушаться к мнению других; умение договариваться и искать компромисы.

Оборудование: песня, вызывающая двоякое мнение.

Ход: участники слушают песню, вызывающую заведомо разные чувства и мнения. Ведущий просит справа от себя встать тех, кому эта песня нравится, а слева тех – кому она не нравится. Каждая сторона выдвигает аргументы в пользу своего мнения, пытаясь переубедить тех, кто напротив. Если в итоге им удаётся договориться, то они делают шаг навстречу.

Рефлексия: - Просто ли было договориться между собой? Что помогало? Что мешало?

«Готовность мериться с чужим мнением, умение договориться, умение найти компромиссы, решать проблемы конструктивным путем».

4. Упражнение «Ничего страшного…»

Цель: Умение проявлять чувство сострадания, эмпатии.

Ход: участники делятся на 1-2. Первые номера жалуются на что – то, а вторые – должны в свою очередь успокоить, начиная с фразы «Ничего страшного…»

Рефлексия: - Что легче или труднее: быть в роли жилетки для окружающих или в роли высказывающегося?

«Проявление чувства сострадания и эмпатии к окружающим»

5. Упражнение «Сарафанное радио»

Цель: Дать участникам увидеть наглядно, что каждый человек воспринимает информацию и передает ее по-своему – с изменениями и личными переживаниями.

Оборудование: отрывок из литературного текста

Ход: 4 участникам по – желанию покидают аудиторию, оставшимся объясняется цель упражнения. Приглашается первый участник, которому зачитывается отрывок. После чего, в круг приглашается второй участник, которому первый приглашенный рассказывает то, что услышал. Затем приглашается третий участник, который слушает отрывок в пересказе второго и так до последнего участника»

Рефлексия:

-Что поняли в процессе данного упражнения?

«Доверять информации о ком-то или о чем-то, которая звучит из первых уст»

6. Упражнение – релаксация «Волшебная лавка»

Цель: Помочь участникам сосредоточиться на представлении о себе, на своих особенностях и на их анализе; обдумать, что им хотелось бы изменить в себе.

Оборудование: блюдо с яблоками; спокойная музыка.

Ведущий: «У медиков есть заповедь: «Врач – излечи себя сам!», а мудрецы рекомендовали всем без исключения начинать с самопознания. Я тоже предлагаю вам обратить внимание на самого себя и провести анализ собственных достоинств и недостатков».

Инструкция: «Я предлагаю вам отдохнуть. Устройтесь по удобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните, добейтесь полного расслабления.

Представьте, что вы идёте по узенькой тропинке через лес. В лесу сумрачно и прохладно… и только кое-где, сквозь листву проглядывают лучики солнца.

Внезапно тропинка приводит вас к дому. Вам интересно и вы заходите внутрь. Здесь полки, ящики, зеркала. Оказывается, это старая волшебная лавка. Теперь представьте себе, что я продавец этой лавки. Добро пожаловать! Здесь вы можете приобрести, что-нибудь, но не вещи, ни драгоценности, а черты характера, способности и таланты.

Но есть одно правило: за каждое приобретённое качество вы должны расплатиться, каким-нибудь своим качеством, которое у вас в избытке или вовсе вам не нужно и вы хотите от него избавиться. Подумайте…

На счет ТРИ мы возвращаемся в круг и тот, кто пожелает воспользоваться товарами волшебной лавки, должен подойти ко мне и сказать, что он хочет приобрести, и что готов отдать в замен. РАЗ. ,ДВА. ,ТРИ…».

(участники по желанию выходят к ведущему и делятся своим самоанализом)

Рефлексия: - Легко или трудно было найти в себе «лишнее» и «недостающее»?

V. Обратная связь (рефлексия):

1. Упражнение «Оживи солнышко»

Цель: подвести итог тренинга, узнать какие эмоции испытывают участники в конце занятия.

Оборудование: солнышки, вырезанные из бумаги.

Ведущий: «Эти солнышки ненастоящие, но мы можем их оживить (раздать «солнышки» участникам).

На каждом лучике запишите те ресурсы, которыми вы зарядились на сегодняшнем занятии. В центре – ваши отзывы и пожелания о тренинге.

Завершающие слова ведущего: «Я желаю, чтобы на вашем пути встречались только добрые и чуткие люди, которые озаряли бы и согревали вас своим теплом, как настоящее солнце. Спасибо всем. До новых встреч».

Добрый день уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас на нашей встрече. Перед тем, как перейти к занятию, давайте поприветствуем друг друга.

Упр. – приветствие «Как люди разных стран приветствуют друг друга»

«Прошу вас вытянуть по одному листочку и поприветствовать остальных именно так…»

Упр. – «Чем мы похожи?»

Все мы разные, но все-таки можно найти что-то, чем мы похожи.

Нужно пригласить кого-то из участников нашего занятия в круг на основе определённого реального сходства с собой. (например: одинаковый цвет волос или мы оба воспитатели)

Мини – лекция «Что такое толерантность

Тема нашей встречи «Жить в мире с собой и другими». Название говорит само за себя.

Что это значит?» (высказывания участников по кругу)

Суть ваших высказываний сводится к тому, что каждый из нас должен обладать качествами толерантной личности.

Небольшая справка:Толерантность (от лат. – терпение) – т. е. терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям и верованиям. Понятие «толерантность» формировалось на протяжении нескольких веков, этот процесс продолжается и до сих пор. Происходит это, потому что между людьми возникают всё новые и новые формы нетерпимости (интолерантности)это: национализм, фашизм, терроризм, расизм и т. д. Нетерпимость основывается на убеждении, что мои взгляды, мой образ жизни, моё мнение – стоят выше всех. Это непринятие другого за то, что он выглядит иначе, поступает иначе, говорит и живёт иначе, просто за то, что он существует. Сейчас в современном мире результаты интолерантности мы можем наблюдать в широком диапазоне – это междоусобные войны, этническое насилие».

Упражнение «Портрет толерантной личности»

«Перечислим по кругу качества толерантной личности, не повторяя друг друга».

- Приходилось ли вам в жизни встречаться с таким человеком?

Толерантность – как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально (с рождения). Она должна быть специально сформирована и воспитана.

Дошкольный период – самый сензетивный период для развития различных знаний, умений и навыков ребёнка. Поэтому работа по формированию толерантной личности должна проходить именно в это время. Самое простое, что может усвоить дошкольник – это то, что нужно быть добрее кдруг другу, уважительно относиться к окружающим, прислушиваться к мнению других, проявлять заботу к братьям нашим меньшим, уметь сочувствовать и сопереживать. Со временем эти качества ребёнка перерастут в черты стабильной толерантной личности

А сейчас я предлагаю поиграть и с помощью упражнений определить некоторые аспекты толерантности

Упражнение «Снежинка»

Нужно расчитаться на 1-2. Первые номера остаются сидеть, как сидели. Вторые номера поворачивают стул и садятся спиной к центру. Участникам раздаются листы.

«Нужно будет действовать точно по инструкции, молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие»:

• Сложите лист пополам и оторвите правый верхний угол.

• Снова сложите лист пополам и оторвите правый угол

• Опять сложите лист пополам и оторвите правый угол

• Оставшийся лист ещё раз сложите пополам и оторвите правый верхний угол

• Разверните лист и продемонстрируйте нам

- Можно ли сказать, что кто – то выполнил упражнение неправильно?

- Какой можно сделать вывод?

«Уважительное отношение или терпимость к поступкам, словам, мнениям других людей, даже если они отличаются от моего».

Упражнение «2 портрета»

Группа делится на 2 подгруппы. Одной группе сообщается, что данный человек – преступник, а другой - известный учёный.

«Найдите черты, которые доказывают мою установку». (высказывания команд показ портретов-они одинаковые)

- Повлияла ли моя установка на ваши рассуждения? Какой можно сделать вывод?

«Не судить о человеке только по установкам…».

Упражнение «Шаг навстречу»

Участники слушают песню, вызывающую заведомо разные чувства и мнения. Справа от меня встаньте те, кому эта песня нравится, а слева те – кому она не нравится. Каждая сторона выдвигает аргументы в пользу своего мнения, пытаясь переубедить тех, кто напротив. Если вам удаётся договориться, то делаете шаг навстречу. - Просто ли было договориться между собой? Что помогало? Что мешало?

Т. е. вы прислушались к мнению других, сумели договориться

«Готовность мериться с чужим мнением, умение договориться, умение найти компромиссы, решать проблемы конструктивным путем».

Упражнение «Ничего страшного…»

Нужно опять разделиться на 1-2. Первые номера жалуются на что – то, а вторые – должны в свою очередь успокоить, начиная с фразы «Ничего страшного…»

- Что легче или труднее: быть в роли жилетки для окружающих или в роли высказывающего?

«Проявление чувства сострадания и эмпатии к окружающим»

Упражнение «Сарафанное радио»

4 участникам по – желанию должны покинуть зал (выйти ненадолго за дверь, Какая цель данного упражнения? Приглашается первый участник, которому зачитывается отрывок. После чего, в круг приглашается второй участник, которому первый приглашенный рассказывает то, что услышал. Затем приглашается третий участник, который слушает отрывок в пересказе второго и так до последнего участника»

-Что поняли в процессе данного упражнения?

Что каждый человек воспринимает информацию и передает ее по-своему-с изменениями и личностными переживаниями.

«Доверять информации о ком-то или о чем-то, которая звучит из первых уст»

Упражнение – релаксация «Волшебная лавка»

«У медиков есть заповедь: «Врач – излечи себя сам!», а мудрецы рекомендовали всем без исключения начинать с самопознания. Я тоже предлагаю вам обратить внимание на самого себя и провести анализ собственных достоинств и недостатков».

Я предлагаю вам отдохнуть. Устройтесь по удобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните, добейтесь полного расслабления.

Представьте, что вы идёте по узенькой тропинке через лес. В лесу сумрачно и прохладно… и только кое-где, сквозь листву проглядывают лучики солнца.

Внезапно тропинка приводит вас к дому. Вам интересно и вы заходите внутрь. Здесь полки, ящики, зеркала. Оказывается, это старая волшебная лавка. Теперь представьте себе, что я продавец этой лавки. Добро пожаловать! Здесь вы можете приобрести, что - нибудь, но не вещи, ни драгоценности, а черты характера, способности и таланты.

Но есть одно правило: за каждое приобретённое качество вы должны расплатиться, каким-нибудь своим качеством, которое у вас в избытке или вовсе вам не нужно и вы хотите от него избавиться. Подумайте…

На счет ТРИ мы возвращаемся в круг и тот, кто пожелает воспользоваться товарами волшебной лавки, должен подойти ко мне и сказать, что он хочет приобрести, и что готов отдать в замен. РАЗ. ,ДВА. ,ТРИ…».

(участники по желанию выходят к ведущему и делятся своим самоанализом)

- Легко или трудно было найти в себе «лишнее» и «недостающее»?

Вы сейчас сосредоточились на представлении о себе, своих особенностях, провели самоанализ.

Упражнение «Оживи солнышко»

«Эти солнышки ненастоящие, но мы можем их оживить

На каждом лучике запишите те ресурсы, которыми вы зарядились на сегодняшнем занятии. В центре – ваши отзывы и пожелания о тренинге.

(Пожалуйста озвучьте 1 ресурс) Какие эмоции вы испытываете в конце нашего занятия? -поделитесь ими – пусть каждый скажет по одной по кругу.

Завершающие слова ведущего: «Я желаю, чтобы на вашем пути встречались только добрые и чуткие люди, которые озаряли бы и согревали вас своим теплом, как настоящее солнце. Спасибо всем за участие».

Публикации по теме:

Педагогическая технология воспитания дошкольников «Истории карапушек-как жить в мире с собой и другими?» Слайд №1 В средней "Б" группе в 2016- 2017 уч. году начал реализацию проект "В мире карапушек" по педагогической технологии воспитания дошкольников.

Проект «Чтобы жить и любить в свободном мире» Проект «Чтобы жить и любить в свободном мире» Детство-это каждодневное открытие мира, и поэтому нужно сделать так, чтобы его стало, прежде.

Психологический тренинг для педагогов детского сада «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Педагоги постоянно подвергаются интеллектуальному напряжению, интенсивное управление образовательным и воспитательным процессом вызывает.

Семинар-тренинг для педагогов «Я+ТЫ=МЫ»Семинар-тренинг для педагогов «Я+ТЫ=МЫ» Тренинг для педагогов «Я+ТЫ=МЫ».Дата проведение: 14 марта Количество участников: 13 педагогов Время проведения: 1 час. Цель: достичь.

Стенгазета «Мы хотим жить в чистом мире»Стенгазета «Мы хотим жить в чистом мире» 2017 год объявлен в России годом экологии. В нашем детском саду был объявлен конкурс экологического плаката "Берегите Землю, берегите".

Тренинг для педагогов Тренинг для педагогов: «Тайны женской силы» Цели: -Открыть и развить в себе свою внутреннюю Женщину - Гармонизировать отношения с окружающими.

Тренинг для педагогов «Мандалотерапия» В современном мире, педагоги оказываются в сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд отличается высокой.

Тренинг для педагогов «Педагогическое общение» Обращаю ваше внимание на то, что в нашей работе общение – основное условие развития. Под общением понимается взаимодействие людей направленное.

Тренинг для педагогов по профилактике профвыгорания Занятия с педагогами по профилактике профессиональной деформации (практикум). Составитель: педагог-психолог Ващенко И. С. Совместная деятельность.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: - знакомство с понятием.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Этикет
  • Экология
Автор публикации:
Тренинг толерантности для педагогов «Жить в мире с собой и другими»
Опубликовано: 28 сентября 2017 в 11:25
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лексическая тема «Наша армия»
Тема армии - и близкая, и далёкая для детей. Из опыта могу сказать, что детки неравномерно усваивают материал по этой теме. Да, им близки понятия "солдат",...
Фотоотчёт зимний участок «В гостях у сказки»
Зима - чудесное время года для активных игр на свежем воздухе. Особенно, когда попадаешь в сказку, тогда. . Наша вторая младшая группа подошла активно к...
Видео «Поздравление учителей с профессиональным праздником»
! Уважаемые педагоги! Время пролетело мгновенно. Еще не так давно мы были маленькими и неуверенными в себе первоклассниками. Сейчас повзрослевшим...
Праздник «День Защитника Отечества» в средней группе
Сценарий досуга «Мой папа самый лучший! », посвященный дню Защитника Отечества в средней группе Атрибуты: Спортивное оборудование, игрушки –самолёт и...