Татьяна Паулова
Тренинговое занятие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я, ты, мы.»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 17»
Тренинговое занятие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я, ты, мы.» (по преодолению эмоциональной нестабильности).
Составитель: педагог-психолог Паулова Т. Е.
Тренинговое занятие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я, ты, мы.» (по преодолению эмоциональной нестабильности).
Тема 1. Ты и другие в зеркале
Цель: развивать представления о себе (своем «Я») и своем отличии от других,
Публикация «Тренинговое занятие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста „Я, ты, мы,“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
учить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и анализировать их причины,
познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе, научить анализировать с этих позиций себя и своих знакомых.
Дети уже знают некоторые проявления основных эмоциональных состояний, могут выделить и назвать особенности внешнего облика людей.
Данная тема направлена на обобщение представлений детей о различных эмоциональных состояниях, а также о схожести и отличиях во внешности разных людей, проявлении эмоциональных состояний.
Работа с детьми:
Рассмотрим с детьми иллюстрации в альбоме. Вначале, конечно, обсудим с детьми, где находятся изображенные на ней люди. Спросила, кто из детей был в цирке, видели ли они выступления дрессированных зверей, клоунов. После обмена впечатлениями задала вопрос: «Какое настроение у людей, изображенных на картинке?» Обратила внимание, заметят ли дети, что у взрослых лица спокойные, а почти все детские персонажи рады, что пришли на цирковое представление. Предлагаю посчитать, сколько улыбающихся, а сколько спокойных лиц мы видим.
Теперь можно перейти к обсуждению внешности людей. На рисунке специально представлены персонажи с волосами самого разного цвета. Попросила детей последовательно выделить персонажей с одинаковыми волосами, назвать цвет волос. Кто из детей и взрослых похож друг на друга, почему?
После этого сконцентрировала внимание детей на отражениях людей в большом зеркале в фойе цирка. Сколько человек находится перед зеркалом, сколько отражений мы видим? В чем «ошибся» художник? Правильно нарисовано только отражение женщины в нарядном платье. Нет отражений рыжего мальчика (1-я ошибка) и девочки, поправляющей бант (2-я); вместо нее мы видим мальчика в свитере, который в зеркале отражаться не может, так как он стоит далеко и спиной к зеркалу (3-я); наконец, сдвинуто отражение маленького ребенка (4-я).
Беседа.
Старалась, чтобы наша беседа с детьми проходила в нужном русле, а не перешла на обсуждение несчастных случаев и правил противопожарной безопасности. Поэтому, обращаясь к опыту детей (например с вопросом о том, приходилось ли кому-нибудь звонить по телефону 03, поинтересуйтесь, что они в этот момент чувствовали, что, по их мнению, чувствуют люди в таких трудных ситуациях. Подсказывайте более точные слова и определения для обозначения подобных состояний. (Растерялся, встал как вкопанный, заплакал, закричал. Задрожали руки и колени, почувствовал беспомощность, но потом сам себе сказал: «Я должен быть сильным, я знаю, что нужно делать» и т. п.)
Я также постаралась дать более точные определения эмоциональных состояний, например, у бабушки лицо одновременно серьезное и грустное, а пожарный — серьезен и спокоен. Здесь вполне уместно рассказать детям, какими человеческими качествами должны обладать люди определенных профессий, в данном случае врач и пожарный.
Тренинг.
Предложила детям по парам разыграть один из вариантов телефонного разговора. Они не только мимикой, но и интонацией стараются передать различные эмоциональные состояния. Обратила их внимание на то, что иногда по голосу можно достаточно точно понять, в каком настроении находится человек.
Тренинг.
Раздала каждому из детей листок бумаги небольшого формата, на котором крупными буквами написано его имя. Теперь предложила им оценить друг друга. Для этого можно использовать только положительные оценки: веселый, добрый, смелый, трудолюбивый, умный и т. д. Обратилась к детям с позитивным высказыванием, например, «Я вами горжусь, вы у меня такие замечательные! Наверняка каждый из вас с удовольствием похвалит своих друзей за их хорошие качества. А теперь возьмите свой карандаш, подойдите друг к другу и нарисуйте на листочках своих товарищей хорошие значки. Старайтесь каждому нарисовать самый подходящий для него значок».
Такой тренинг можно организовать в двух вариантах:
1) проводить его раздельно с каждой подгруппой из пяти—семи детей; в этом случае ребенок должен нарисовать пиктограмму на листочках всех остальных детей в подгруппе;
2) проводить одновременно со всей группой, предварительно разбив ее на подгруппы; далее дети действуют внутри своих подгрупп аналогично первому варианту.
Такого рода тренинги положительно сказываются на отношениях между детьми и улучшают общий психологический климат в группе.
Рефлексия.
Предложила детям придумать как можно больше хороших слов, которые будут приятны другу. Попросила постараться их запомнить.
Спросила у детей, кто из знакомых им людей сейчас особенно нуждается в теплом отношении (кому-то грустно, кто-то заболел, у кого-то пропала собака). Обсудили с детьми, каким образом можно проявить к ним внимание: сказать добрые слова, сделать что-то хорошее, помочь.