МААМ-картинки

ТРИЗ-технология на занятиях по речевому развитию

Матвиенко Екатерина
ТРИЗ-технология на занятиях по речевому развитию

ТРИЗ

Добрый день, уважаемые слушатели. Сегодня я хочу рассказать про ТИРЗ технологию.

На слайде:(Теория Решения Изобретательных Задач,подкрепленная научными исследованиями появилась в 50-х годах 20-го века. Автор Г. С. Альтшуллер-отечественный изобретатель, писатель, фантаст.)

В последнее время многие педагоги заинтересовались идеями ТРИЗ-педагогики, так как в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Публикация «ТРИЗ-технология на занятиях по речевому развитию» размещена в разделах

Именно дошкольный возраст является уникальным по своей значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия потенциала каждого ребёнка. Использование адаптированной к дошкольному возрасту методики ТРИЗ позволит воспитать и обучать детей под девизом «Творчество во всём!».

Целью работы в детском саду по использованию методики является развитие таких качеств мышления как гибкость, вариативность, системность, диалектичность, развитие поисковой активности, речи и творческого воображения.

Основная задача использования методики ТРИЗ в дошкольном возрасте – это привить ребёнку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только воспитатель – творец.

Для этого необходимо:

Организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не принимали «академический характер;

В конце занятия выделять этап «Подведение итогов» для обучения детей навыку рефлексивного анализа;

Иметь специальную игрушку – героя занятий, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия;

Быть готовым использовать «тризовский» подход в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия.

-ценность для педагога и ученика

-фишки на занятиях

-онлайн занятия

Однако на сегодняшний день массового внедрения ТРИЗ-педагогики в систему работы дошкольных учреждений не происходит. Это вызвано в первую очередь недостаточностью содержания программы по ТРИЗ, соответствующих форм и методов.

В своей практике я использую методы и приёмы, которые основывались на многолетнем авторском опыте работы с коллективом дошкольных учреждений г. Гомеля.

И сейчас я бы хотела более подробно рассказать об этих методах и приёмах ТРИЗ-технологии :

1 метод- СИНЕКТИКА

Метод разработан У. Гордоном (США) в 50-е годы. Цель метода: представление незнакомого-знакомым, а привычное-чуждым. Метод «синектики» предлагает поставить себя на место кого (чего) – либо. В детском саду этот метод работает как метод эмпатии, подразумевающим представление детьми себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу чувств, переживаний, настроения этого образа. акже широко используем приемы ТРИЗа и РТВ (например, прием наоборот) для проведения творческих игр со словами: «Скажи наоборот» - подбор антонимов, «Скажи по – другому» - подбор синонимов, «что еще значит это слово» - подбор омонимов.

Вашему вниманию предлагаю посмотреть видео, как на практике может быть применим данный метод

2-Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Иоганн Эмиль Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.

Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря.

Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки). Примерная цепочка вопросов:

- Жил-был. Кто?

- С кем он дружил?

- Пришел злой. Кто?

- Кто помог друзьям спастись?

Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети.

Посмотрим видеосюжет

3 метод - Метод Робинзона – нахождение применения казалось бы совсем ненужному предмету.

Формирует умение находить применение, казалось бы, совсем ненужному предмету. Может проводиться в воде игры "Аукцион" в старшей группе и подготовительном классе. Воспитатель предлагает детям предмет (например, фантик от жвачки, колпачок от ручки и др.) и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет "продается" тому, кто сделал последнее предложение

Смотрим сюжет

5- Противоречия - это борьба противоположных интересов, желаний или требований, когда одно из них исключает другое. Создатель ТРИЗ - Г. С. Альтшуллер дает такое определение противоречия в технических системах: "Техническим противоречием называют ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (заметьте - "взаимодействие") в системе, состоящее, например, в том, что полезное действие вызывает ОДНОВРЕМЕННО и вредное действие".

сюжет

6-Метод Мозгового Штурма предложен американским учёным А. Осборном, используется для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычный рисунок, а изобразительных материалов нет. Как быть? Что же делать? То есть, ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.

Мозговой штурм — из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации (как спасти Снегурочку, как рисовать без кисточки, как перенести воду в решете и т. д.).

Организация и проведение мозгового штурма:

Подготовительный этап:

-чёткая и понятная формулировка проблемы

-формирование команды участников и распределение ролей

-выбор кандидатуры ведущего.

Основной этап:

Педагог поощряет творческий азарт и энтузиазм своих воспитанников, не критикует, не оценивает, не ограничивает высказываемые мысли и предложения. Выслушиваются и принимаются к обсуждению даже самые абсурдные и смелые идеи.

Содержание основного этапа:

-разработка

-комбинирование

-оптимизация идей.

Заключительный этап:

-критический анализ

-оценка

-отбор наиболее ценных идей.

И сейчас, когда мы поближе познакомились с этими методами, предлагаю вам на практике попробовать, как они действуют. Прямо сейчас мы с вами попробуем метод «Мозгового штурма»

Для этого нам с вами нужно разделиться на 2 команды, вам будут даны 2 задачи, в течение 5 минут вы должны придумать необычные решения.

Итак, мы разделимся на 2 сессионных зала для обсуждения задач.

-Защита работ.

Таким образом, ТРИЗ — это поиск решения нестандартных проблем в известном поле знаний. Несмотря на множество терминов, как можно увидеть из описания приёмов и методов, ТРИЗ — это то, что мы ежедневно применяем в своей жизни, но просто не называем этой аббревиатурой.

Публикации по теме:

Фотоотчёт с занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история»Фотоотчёт с занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история» Мои любознательные дети всегда готовы прийти на помощь. Вот и в этот раз помощь понадобилась муравьишке, который оказался далеко от дома,.

Кольца Луллия «Забытые профессии» ТРИЗ технологияКольца Луллия «Забытые профессии» ТРИЗ технология Есть на свете много профессий, И важны они всем нам очень: Врач, учитель, сантехник, профессор, Инженер, акробат и рабочий. Все профессии.

Конспект бинарной НОД по речевому развитию с элементами ТРИЗ в логопедической группе «Фруктовая семья»Конспект бинарной НОД по речевому развитию с элементами ТРИЗ в логопедической группе «Фруктовая семья» ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА.

Конспект итоговой НОД «Зима» по познавательному развитию и математике с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: «Зима» с использованием технологии ТРИЗ, мнемотехники, здоровьесберегающих технологий. Цель: уточнить и систематизировать знания.

Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа)Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа) Цель: Формирование у детей знаний о зиме. Задачи: 1. Учить детей видеть признаки зимы; 2. Учить детей поддерживать диалог, отвечать на вопросы,.

Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию с элементами ТРИЗ-ОТСМ-ртв «В мире удивительных растений» .

ОД по познавательно-речевому развитию с элементами ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие на машине времени» Конспект ОД по познавательно-речевому развитию с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. На тему: «Путешествие на машине времени». Интеграция.

НОД по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Космическое приключение» Цель и основные задачи: Систематизировать знания о космосе; познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Закрепить виды.

ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»Образовательные задачи: Обучающие: • Обобщить и расширить представление детей о том, что такое электричество,.

Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ)Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ) Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ). Игра, является одним из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ТРИЗ-технология на занятиях по речевому развитию
Опубликовано: 19 мая 2021 в 06:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД