Приложение МААМ

Тропинками родного края. Конспект познавательной эколого-краеведческой игры

Махбуба
Тропинками родного края. Конспект познавательной эколого-краеведческой игры
▼ Скачать + Заказать документы

Звучит мелодия «Волшебная фея леса» из кинофильма «Мария Мирабелла»)

Учитель: Добрый день, ребята! Наверное, большинство из нас старается сделать уютным и красивым если не свой дом, хотя бы свою комнату, но почему- переступив порог своей квартиры, мы забываем о том, что за этим порогом-тоже наш дом.

Космонавты говорят, что из космоса земля голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озёра, зеленые леса, прекрасные луга, а не горы мусора и голую потрескавшуюся землю. Чтобы и завтра и послезавтра мы могли сказать друг другу: «Добрый день». Очень важно бережно относиться к нашему общему дому- Земле и всем, кто в ней живёт. Ведь наш край так прекрасен.

Публикация «Тропинками родного края, Конспект познавательной эколого-краеведческой игры» размещена в разделах

Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в мир, который находится рядом с нами, стоит только выйти за порог и оказаться, например, на лесной тропинке.

-Вы постарайтесь разгадать загадки, ответить на вопросы, которые появятся во время нашего путешествия.

За каждый правильный ответ вы получите цветок. Кто наберёт самый большой «букет», тот и станет победителем.

Почему наш посёлок называется Жарковский или коротко Жарки?

(варианты ответов ребят)

Учитель: Выражает это слово не одно, а несколько понятий. Чаще всего «жар» обозначает место расчистки, вырубки леса для сжигания его под пашню. Но и «жар» - это также и котловина высохшего болота и быстрое от ряби течение воды, это- и раскаленные, ещё не перетлевшие угли, те самые, что вошли в поговорку-«Чужими руками жар загребать».

Конечно, первое понятие, «подсека» бытовала в наших местах до конца прошлого века. Немало случалось и просто естественных пожарищ и лесов, и болот. Такое «жаркое» местечко легло в основу названия.

Начнём наше путешествие и узнаем, что же вы знаете о родном крае.

Лес - это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь

и прислушайтесь, он полон загадок и тайн. Лес как беспомощный великан, которого легко обидеть, он ведь не может за себя постоять. Врагов у него много, а защитников мало. Лес-это самое дорогое на земле «зелёное золото»

Древнейшие русские летописи говорят о дремучих лесах. Которые еще в 11-12 веках сплошь покрывали территории Тверской области. В 16-17 веках на мощных лесных массивах Тверской области произрастает 1050 видов высших растений. Обитает 257 видов птиц и 66 видов животных.

В наших лесах встречаются различные деревья.

-Не всегда в лесу найдёшь

Пойдём гулять и встретим

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

- Не сосна и не ёлка!

Только осень на порог-

До единой все иголки

Скину с веток точно в срок. (Лиственница)

-Маскируется под мох,

Снизу желт и скромен.

Этот гриб не так уж плох,

С синью на изломе. (Моховик)

- Не тигренок, не лисенок,

Кругл, пластиночками тонок,

С головы до самых ножек

Ярко- рыжий паренек. (Рыжик)

- Он меж зелени желтеет,

Имя хитрое имеет.

Хоть и не кусается

Странно называется. (Лисичка)

- Разноцветные береты –

Лета яркие приметы-

Разбрелись в лесу, как стая,

Чудо радуга грибная. (Сыроежка)

-То светлы, то темноваты,

Краешек короночкой,

Розоватый, чуть мохнатый,

Шапочки вороночкой. (Волнушки)

Этот крупный кабальеро

Носит белое самбреро,

Под листвою и хвоею

Скрыт от взора головою.

Но когда в азарт войдешь-

Целый выводок найдешь. (Груздь)

Учитель. Помимо деревьев наш район богат запасами ягод:

- Засверкали под ногами

Бусины ядренные:

Хочешь - рви с кустов горстями,

Хочешь – ешь моченые. (Брусника)

-Колючки с крапивой – соседи,

А я переполнена радостью:

И люди спешат и медведи

Моей насладиться сладостью. (Малина)

-На усах расту я тонких

На болотах самых топких,

И за кислым витамином

Толпы лезут по трясинам. (Клюква)

-Я порой чернее ночи,

Что за дерево? В лесу ли

В парке ли, саду цветет –

Больше всех пчелиным ульям

Пчелам меду отдает. (Липа)

-Как пурга в лесу завоет

И морозы станут злей-

Я столовую открою

Для клестов и глухарей. (Сосна)

-Рассказывают, что на этом дереве повесился раскаивающийся предатель Иуда. С тех пор листья дерева дрожат, словно от страха, даже без всякого ветра. Кол из «Иудина дерева» вбивали в могилы злодеев и «колдунов», чтобы они не могли воскреснуть. (Осина)

- Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не человек. (Береза)

-Белые овечки сидят на свечке. (Верба)

-Под ярусом, ярусом висят кисти с красным гарусом. (Рябина)

-Платье потерялось, пуговица осталась. (Черемуха)

-Стоит дерево мохнато,

В мохнатом- то гладко,

А в гладком-то сладко. (Куст и орех)

Учитель. Сколько разных грибов в наших лесах. Давайте вспомним.

-Он на толстой ножке белой,

В яркой шляпке загорелой.

Кто в лесу его найдет

Тот от радости поет. (Белый гриб)

-Ловко спрятаться умеет.

Там, где лес березняком.

При засушке он чернеет,

Хоть и бел его излом. (Подберезовик)

-Этот гриб смертельно страшен.

И не менее опасен.

Бледен, чуть зеленоват

И таит сильнейший яд. (Бледная поганка)

-За семьей семья в сосенках,

Малышата в клейких шапках.

Сжались в желтые комочки,

Словно маленькие кочки. (Маслята)

-Неба синего синей.

Кто побольше съесть захочет –

Разукраситься сильней. (Черника)

-Я к родной земле приникла

И краснею возле пня,

Потому и называют

Люди ласково меня. (Земляника)

Учитель. Богата и разнообразна фауна нашего района. В Тверской области обитает около 250 видов птиц – не так уж много по сравнению с тропинками. Однако среди животных средней полосы пернатые – самая многочисленная и интересная группа.

Знаете ли вы птиц, которые занесены в Красную книгу Тверской области?

-Орел, орлан, черный аист, беркут, сокол-сапсан и др.

Учитель. Молодцы, ребята. Теперь загадки и вопросы и птицах, обитающих в нашем крае.

У нее глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем. (Сова)

Помните ли вы, что на эмблеме Жарковского района изображена атакующая золотая сова. Эмблема совы одна из редчайших в российской геральдике. Это эмблема мудрости еще со времен античности. (Приложение 1)

-Птица с абсолютно черным оперением. (Ворон)

-Всех за день я навещу, все что знал, сообщу. Кто я? (Сорока)

-У кого впереди шильце, сзади вильце, а на груди белое полотенце.

(У ласточки)

-Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж)

-Птицы, размножающиеся зимой? (Клест)

-Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки)

-Какая птица обладает удивительной способностью спать в полете? (Аист)

-Эта птица живет в смешанных лесах, питается насекомыми и выдалбливает домики для других птиц. Что это за птица? (Дятел)

Это интересно.

В Австралии существуют специальные школы, в которых попугаев учат разговаривать. Оценивая успеваемость «выпускников» одной из таких школ в Сиднее педагоги сочли возможным 50 «ученикам» поставить хорошие и отличные отметки, 20 – удовлетворительные, а трех птиц оставили на второй год, т. к. они нарушали учебный процесс, обучая «одноклассников» словам которые они выучили еще до поступления в школу.

-Кто самые лучшие певцы в поле и в лесу? (Жаворонок и певчий дрозд)

-Узнайте птицу. Голова у нее в черной шапочке, на шее и на груди длинный черный галстук, спинка, крылья, хвост – темные, а грудка ярко – желтая, будто она в желтый жилетик нарядилась. (Синица)

-Похожа эта птица на небольшого ястреба, величиной поменьше галки, но с длинным хвостом. Окраска серая, снизу светлей, и вся в темных крапинках. Гнезда не вьет, яйцо у нее похоже на яйца многих птиц? (Кукушка).

-Какой он нарядный! Головка и спина черные, на затылке- ярко – красное пятно, а на черных крыльях - белые пятнашки и полоски. Весь пестрый. Летает за ним много крылатых нахлебников. (Дятел)

Учитель. За всю историю нашей цивилизации прекратили свое существование около 200 видов птиц, причем 43 из них исчезли за последние 200 лет.

-Какая птица является символом тоски по родному дому? (Журавль)

-Какая птица является символом мира? (Голубь)

-Какая птица имеет самый длинный хвост? (Сорока)

-Пение этой птицы слышно уже в марте. Чем выше она взлетает, тем звонче ее голос. (Жаворонок)

-Питается рябиной горькой,

А как красивы посмотри!

Все красногруды, словно зорьки!

Узнали птицу? (Снегири)

-По родным полям кочуя,

Кто, когда метет метель,

В снег ныряет – и ночует,

Хвалит снежную постель? (Тетерев, глухарь, рябчик)

-У воды любой садится,

Что струится и бежит –

Хвост мой будто всех боится-

Все трясется и дрожит! (Трясогузка)

Учитель. Наш Жарковский район расположен в бассейне реки Западная Двина. Он богат водными ресурсами. 23 кв. км территории района составляют реки и озера. Самой крупной рекой является Межа. (Ее протяженность в пределах района составляет 109 км.) В Межу впадает 20 малых рек. В районе более десятков больших и малых озер. Давайте вспомним, какая рыба водится у нас.

- Драчун и забияка, живет в воде,

Кости на спине, а щука не проглотит. (Ерш)

-Он в самом омуте живет,

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны. (Сом)

- У нее во рту пила.

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь - в котел попала. (Щука)

-Под водой живет народ-

Ходит задом наперед. (Рак)

Учитель. В наших краях много мхов : Шейкинский, Темный, Пушняк, Будницкий, Жарковско- Пелецкий и другие – все они являются заказниками.

В болотах и лесах водятся много животных.

В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детеныши рождаются голенькими, зато потом они щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. (Белка)

-Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 1000000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят как пастухи, массу тлей – в этом их вред, который очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи)

-Французский натуралист Жорж Луи Бюффон так охарактеризовал этих животных: «Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав». Узнали животное? Тогда подсказка: Этих зверей называют санитарами леса. (Волк)

-У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогает ни хитрость, ни быстрота, тогда он

Падает на спину и обороняется сильными задними ногами. Кто это?

Подсказка: Его считают большим трусишкой. (Заяц)

-Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острое зрение, слух, обаяние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шашками. У людей этот танец получил название «Фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда животными: ежиками, зайцами.

Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий хвост (заметает следы) (Лиса).

-Этот зверь питается побегами ивы, березы, осины. Если вытянуть в длину все веточки, съеденные за день, при толщине 3мм ветка бы была бы длиною 3 км, а за зиму – 500км. (Лось)

Учитель. Ну что ж, молодцы! Вы проявили себя настоящими знатоками природы своего края. Меня очень радует. Вот и закончилось наше путешествие. Я надеюсь, что оно вам понравилось. Вы можете теперь самостоятельно путешествовать одни или с друзьями при помощи книг, которые есть у нас в библиотеке. Теперь не я, а они будут вашими экскурсоводами. Они раскроют перед вами тысячи тайн и легенд, помогут полюбить и понять этот таинственный мир, подскажут, как решить проблемы. Нельзя останавливаться на сегодняшней встрече – идите дальше, идите без устали, идите всю жизнь.

1-й ученик Пусть всегда будут реки,

Пусть всегда будет рыба!

Пусть всегда будет море,

А в пустыне верблюд!

2-й ученик Пусть всегда будут рощи,

Пусть всегда будут птицы!

Пусть в тайге будут звери, а у дома цветы!

3-й ученик Пусть всегда будут люди.

Пусть всегда будут дети!

Пусть всегда в чистом небе

Будет солнце светить!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Акимушкин И. Мир животных «Звери»

«Птицы» И. Акимушкин – любое издание.

В. Бианки «Лесная газета» - М. : Правда, 1986.

«Все обо всем» /Энциклопедия для детей. -М. : Просвещение. 1990.

Красная книга Тверской области. Тверь: ООО «Вече Твери». Изд-во АНТЭК - 2002

Н. И. Сладков. Азбука леса – М: Дет. лит. ,1986

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знатоки родного края» (старшая логопедическая группа) Цели: формировать четкое представление о городе, достопримечательностях города, уточнять и расширять представления детей о родном крае,.

Конспект краеведческой игры-геокешинга «Кладоискатели» по теме «Липецкий край» Краеведческая игра- геокешинг «Кладоискатели» в подготовительной группе Цель: доставить детям радость и удовольствие от игры развивающей.

Конспект НОД по знакомству с историей родного края «Авдотья Рязаночка» в средней группеКонспект НОД по знакомству с историей родного края «Авдотья Рязаночка» в средней группе Цель: продолжать знакомить детей с историей родного края через игру-путешествие. Программные задачи: Образовательные: активизировать познавательную.

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Природа родного края»Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Природа родного края» Задачи:Образовательные: закреплять знания о природе своего края, показать в рисунке красоту своей малой родины. Развивающие: развивать творческие.

Конспект ОД по лепке в подготовительной группе «Цветы родного края»Конспект ОД по лепке в подготовительной группе «Цветы родного края» .

Конспект занятия по кубановедению «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группеКонспект занятия по кубановедению «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группе Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Исследование объектов живой и неживой природы. Возрастная группа: Старшая.

Конспект эколого-познавательной прогулки в подготовительной группе «Осень листья подарила»Конспект эколого-познавательной прогулки в подготовительной группе «Осень листья подарила» Цель: формировать экологические представления у детей о пользе листьев в жизни деревьев в разное время года; о значении осенних листьев.

Конспект занятия «Растения гор родного края» в подготовительной группе Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Растения гор родного края»Цель: Закреплять представление о многообразии растительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тропинками родного края. Конспект познавательной эколого-краеведческой игры
Опубликовано: 24 апреля 2024 в 11:31
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тропинками родного края. Конспект познавательной эколого-краеведческой игры» (включая файлы) размещена пользователем Махбуба (УИ 174211) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД