Шилова Наталья
Трудовое направление в воспитательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое направление в воспитательном процессе
Подготовила воспитатель : Шилова Н. В.
Содержание
Трудовая деятельность лежит в основе всей жизни человека, от момента рождения до последнего вздоха. Дать ребенку знания и не научить трудиться, все равно, что подарить человеку машину и не научить ее водить. Но мы же хотим нашим детям добра, чтобы наши дети уверенно управляли своей жизнью, справлялись с трудностями и решали сложные задачи.
Публикация «Трудовое направление в воспитательном процессе» размещена в разделах
Как мы понимаем воспитание трудом? Что это? Педагогика определяет этот процесс, как вовлечение детей в различную трудовую деятельность, организованную и системную. Занимаясь полезным для общества трудом, дети перенимают опыт производственного труда, трудовые умения и навыки. Кроме этого, у них развивается творческое мышление, трудолюбие и терпение.
Трудовое воспитание детей - это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка.
Цель: формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.
Можно выделить следующие функции трудового воспитания :
- обучающая — овладение учащимися практическими умениями и навыками в сфере труда;
- развивающая — обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие;
- воспитательная — правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность.
Задачи трудового воспитания :
• развитие трудовых навыков, их совершенствование и постепенное увеличение содержания трудовой деятельности;
• формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;
• развитие навыков организации работы;
• воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.
Составной частью системы трудового обучения школьников является организация их общественно полезного труда. По общественной значимости ее разделяют на производительную, общественно полезную и бытовое обслуживание.
Производительный труд направлен на создание материальных благ. Воспитательные возможности производительного труда проявляются в следующих аспектах:
- работая рядом со взрослыми, ученик приобщается к жизни общества, приобретает жизненный опыт, опыт общения в производственной сфере, учится эффективным приемам производственной деятельности;
- изготавливая продукцию собственными руками, школьник чувствует, что он на что-то способен, у него появляется уверенность в себе, а хорошо сделанная вещь приносит ему удовольствие;
- производительный труд совершенствует трудовые умения и навыки, развивает общественную активность, волю и такие важные черты характера, как дисциплинированность, ответственность, инициативность, точность и исполнительность.
Общественно полезный труд учащихся связан со сбором макулатуры, участием в ремонте школьных помещений, оказанием помощи ветеранам войны и труда, больным и людям преклонного возраста и т. д. Воспитательная ценность общественно-полезного труда заключается в том, что школьники учатся бескорыстно делать добрые дела, осознают необходимость сочетания общественных и личных интересов, крепнет их чувство долга перед другими людьми.
Бытовое обслуживание в школе предусматривает поддержание учащимися порядка и чистоты в классах, школьных мастерских, местах отдыха, на школьном дворе. Они учатся работать и ценить труд взрослых, руками которых построено школьное здание, изготовлена мебель и учебное оборудование, у них развивается бережное отношение к созданному. Работу по самообслуживанию ученики должны выполнять и дома (уборка постели, чистка одежды и обуви, помощь старшим в уборке квартиры, приготовлении пищи и др.). Одна из форм такой работы - дежурство учащихся в классе и в школе. В пришкольном интернате дети в своих комнатах проводят генеральную уборку (протирают пыль, моют полы, разбирают в шкафу и прикроватных тумбочках, меняют постельное белье и т. д).
Важное место в трудовом воспитании занимает учебная работа учащихся. К. Ушинский считал, что обучение является самым сложным и самым тяжелым видом труда. Обучение формирует необходимые трудовые качества человека лишь при условии, что оно имеет существенные признаки труда : осознание поставленной цели, осмысление конкретным индивидом собственной роли в достижении поставленных задач, напряжения умственных сил, преодоления трудностей и препятствий, самоконтроль.
В пришкольном интернате мы проводим такие игры как:«Сто к одному», «Поле чудес», «Крокодил», «Семь ключей», и многое другое).
Заключение
Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.
Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего, труд учащихся отличается от труда взрослых тем ради чего он организован. Детский труд организовывается прежде всего с воспитательными целями.
Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:
1) осознание целей и задач труда;
2) воспитание мотивов трудовой деятельности;
3) формирование трудовых умений и навыков.
Трудовое воспитание учащихся общеобразовательных школ в целом ставит перед собой ряд задач, обусловленных, прежде всего подготовкой всесторонне развитой, творческой личности с ярко выраженной индивидуальностью, обладающую такими важными качествами, как: ответственность; трудолюбие; работоспособность; коммуникабельность; толерантность; стрессоустойчивость; личность, легко адаптирующуюся к окружающей среде, умеющую рационально организовывать и использовать свой потенциал.
Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности - способности к труду.
Учебный труд занимает большую часть времени детей, поэтому оказывает огромное влияние на их воспитание. Роль обучения в трудовом воспитании детей надо рассматривать как источник приобретения определенных знаний о значении труда в жизни человека, о характере труда в нашем обществе, о формирования определенных черт характера, трудовых умений и навыков в самом процессе организации учебного труда.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в значительной мере центрирующий общеобразовательный учебный материал, как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.