МААМ-картинки

Трудовое направление в воспитательном процессе

Шилова Наталья
Трудовое направление в воспитательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы

Трудовое направление в воспитательном процессе

Подготовила воспитатель : Шилова Н. В.

Содержание

Трудовая деятельность лежит в основе всей жизни человека, от момента рождения до последнего вздоха. Дать ребенку знания и не научить трудиться, все равно, что подарить человеку машину и не научить ее водить. Но мы же хотим нашим детям добра, чтобы наши дети уверенно управляли своей жизнью, справлялись с трудностями и решали сложные задачи.

Публикация «Трудовое направление в воспитательном процессе» размещена в разделах

Как мы понимаем воспитание трудом? Что это? Педагогика определяет этот процесс, как вовлечение детей в различную трудовую деятельность, организованную и системную. Занимаясь полезным для общества трудом, дети перенимают опыт производственного труда, трудовые умения и навыки. Кроме этого, у них развивается творческое мышление, трудолюбие и терпение.

Трудовое воспитание детей - это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка.

Цель: формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.

Можно выделить следующие функции трудового воспитания :

- обучающая — овладение учащимися практическими умениями и навыками в сфере труда;

- развивающая — обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие;

- воспитательная — правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность.

Задачи трудового воспитания :

• развитие трудовых навыков, их совершенствование и постепенное увеличение содержания трудовой деятельности;

• формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;

• развитие навыков организации работы;

воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

Составной частью системы трудового обучения школьников является организация их общественно полезного труда. По общественной значимости ее разделяют на производительную, общественно полезную и бытовое обслуживание.

Производительный труд направлен на создание материальных благ. Воспитательные возможности производительного труда проявляются в следующих аспектах:

- работая рядом со взрослыми, ученик приобщается к жизни общества, приобретает жизненный опыт, опыт общения в производственной сфере, учится эффективным приемам производственной деятельности;

- изготавливая продукцию собственными руками, школьник чувствует, что он на что-то способен, у него появляется уверенность в себе, а хорошо сделанная вещь приносит ему удовольствие;

- производительный труд совершенствует трудовые умения и навыки, развивает общественную активность, волю и такие важные черты характера, как дисциплинированность, ответственность, инициативность, точность и исполнительность.

Общественно полезный труд учащихся связан со сбором макулатуры, участием в ремонте школьных помещений, оказанием помощи ветеранам войны и труда, больным и людям преклонного возраста и т. д. Воспитательная ценность общественно-полезного труда заключается в том, что школьники учатся бескорыстно делать добрые дела, осознают необходимость сочетания общественных и личных интересов, крепнет их чувство долга перед другими людьми.

Бытовое обслуживание в школе предусматривает поддержание учащимися порядка и чистоты в классах, школьных мастерских, местах отдыха, на школьном дворе. Они учатся работать и ценить труд взрослых, руками которых построено школьное здание, изготовлена мебель и учебное оборудование, у них развивается бережное отношение к созданному. Работу по самообслуживанию ученики должны выполнять и дома (уборка постели, чистка одежды и обуви, помощь старшим в уборке квартиры, приготовлении пищи и др.). Одна из форм такой работы - дежурство учащихся в классе и в школе. В пришкольном интернате дети в своих комнатах проводят генеральную уборку (протирают пыль, моют полы, разбирают в шкафу и прикроватных тумбочках, меняют постельное белье и т. д).

Важное место в трудовом воспитании занимает учебная работа учащихся. К. Ушинский считал, что обучение является самым сложным и самым тяжелым видом труда. Обучение формирует необходимые трудовые качества человека лишь при условии, что оно имеет существенные признаки труда : осознание поставленной цели, осмысление конкретным индивидом собственной роли в достижении поставленных задач, напряжения умственных сил, преодоления трудностей и препятствий, самоконтроль.

В пришкольном интернате мы проводим такие игры как:«Сто к одному», «Поле чудес», «Крокодил», «Семь ключей», и многое другое).

Заключение

Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.

Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего, труд учащихся отличается от труда взрослых тем ради чего он организован. Детский труд организовывается прежде всего с воспитательными целями.

Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

1) осознание целей и задач труда;

2) воспитание мотивов трудовой деятельности;

3) формирование трудовых умений и навыков.

Трудовое воспитание учащихся общеобразовательных школ в целом ставит перед собой ряд задач, обусловленных, прежде всего подготовкой всесторонне развитой, творческой личности с ярко выраженной индивидуальностью, обладающую такими важными качествами, как: ответственность; трудолюбие; работоспособность; коммуникабельность; толерантность; стрессоустойчивость; личность, легко адаптирующуюся к окружающей среде, умеющую рационально организовывать и использовать свой потенциал.

Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности - способности к труду.

Учебный труд занимает большую часть времени детей, поэтому оказывает огромное влияние на их воспитание. Роль обучения в трудовом воспитании детей надо рассматривать как источник приобретения определенных знаний о значении труда в жизни человека, о характере труда в нашем обществе, о формирования определенных черт характера, трудовых умений и навыков в самом процессе организации учебного труда.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в значительной мере центрирующий общеобразовательный учебный материал, как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.

Публикации по теме:

Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия «Ширингушская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном.

Фотоотчет о воспитательном событии по познавательному развитию «Печка-матушка»Фотоотчет о воспитательном событии по познавательному развитию «Печка-матушка» Ох, сколько приятной мороки и суеты принесла подготовка интерьера группы для создания этого интересного события. Несколько больших коробок.

Фотоотчёт «Трудовое воспитание в самоизоляции»Фотоотчёт «Трудовое воспитание в самоизоляции» Сидим дома, не скучаем Уважаемые коллеги, продолжаю представлять Вашему вниманию фотоотчёт, как мои воспитанники проводят досуг со своими.

Художественно-эстетическое направление. Лепка «Грибы» в младшей группеХудожественно-эстетическое направление. Лепка «Грибы» в младшей группе Программное содержание: Учить детей лепить предмет из двух частей (ножка, шляпка); развитие мелкой моторики рук; воспитывать любовь к окружающему,.

Информация о воспитательном проекте «Шустрик» Согласно Программе развития Леушинской школы-интерната на 2013-2017 годы, с целью воспитания мотивации, развития творческого потенциала,.

Методические рекомендации осуществления системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Данный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ как новое направление в воспитании дошкольников «Создание условий для ЗОЖ в системе ВОР ДОУ через здоровьесбережение» Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса.

Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.

Трудовое воспитание. Консультация для воспитателей Трудовое воспитание подрастающего поколения - дело огромной государственной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с жанровой живописью как направление этнопедагогикиЗнакомство детей старшего дошкольного возраста с жанровой живописью как направление этнопедагогики Этнопедагогика. Этой темы касаются без исключения все педагоги, работая с детьми дошкольного возраста, начиная с самого раннего. Будь то.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудовое направление в воспитательном процессе
Опубликовано: 21 декабря 2021 в 21:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Трудовое направление в воспитательном процессе» (включая файлы) размещена пользователем Шилова Наталья (УИ 1482223) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД