Ирина Карабчукова
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с жанровой живописью как направление этнопедагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Этнопедагогика. Этой темы касаются без исключения все педагоги, работая с детьми дошкольного возраста, начиная с самого раннего. Будь то малые формы фольклора-потешки, попевки, затем русские народные сказки.
К сожалению, сегодняшние дети теряют (увы, с нашей помощью) те невидимые исторические нити, духовную связь поколений. Мы не знакомим детей или не достаточно знакомим с историей, традициями, этническими обрядами, родословными корнями. Утрачивается чувство сопричастности и любви к малой родине. Возродить все это-сложная, немаловажная задача, одна из самых основных. О ней говорится в Национальной доктрине образования РФ, в частности: «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России; формирование культуры мира и межличностных отношений».
Публикация «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с жанровой живописью как направление этнопедагогики» размещена в разделах
Ребенок невидимыми нитями истории связан с нашими далекими предками. С их традициями и культурой, мышлением. Живя в настоящем, он держит в руках эти невидимые нити. Ребенок – и никто другой – свяжет их с нитями будущего. Только приобщаясь через взрослых к достижениям материальной и духовной культуры, к формам сознания выработанным человечеством, ребенок поистине становится гражданином.
Этнопедагогика - и народная педагогика, как ее составляющая предполагает работу с детьми по нескольким направлениям. И одно из них - знакомство с жанровой живописью русских художников. качественные постеры помогают нам познакомить детей с произведениями русских художников.
В подготовительной логопедической группе каждую неделю, в соответствии с лексическими темами мы знакомим детей, с тем или иным художественным произведением и творчеством русских художников. Так например, большой эмоциональный отклик у детей вызвала репродукция картины Николая Петровича Богданова-Бельского «У порога школы» (1897г.)
.
Дети знакомятся не только с новыми изобразительными. искусствоведческими терминами, но и обогащают свой словарь исконно русскими словами (названия предметов и одежды).
Лексическая тема "Защитники Отечества" -Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри» (1881-1898г. г.). Несколько занятий мы посвятили этой картине, чтению былин про богатырей, выполнению итоговой работы.
Наиболее сложным по восприятию стала для детей репродукция картины Василия Ивановича Сурикова- «Взятие снежного городка» (1891г.)
Сложным в познании и восприятии в лексическом плане. Нам, педагогам, было самим интересно узнать, что В. И. Суриков практически был нашим земляком-сибиряком из Красноярска. Персонажами его картины стали его родственники и знакомые.
На масляной неделе мы познакомились с репродукцией картины Бориса Михайловича Кустодиева "Масленица" 1919г.) Ребятам приглянулись народные забавы и гуляния.
.
Работа в данном направлении будет продолжаться и расширяться.