Папки-передвижки

Творческий отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников с помощью изодеятельности»

Алеся Поливода
Творческий отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников с помощью изодеятельности»

Пояснительная записка

Актуальность темы определяется тем, что важную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка играет мелкая моторика – движения пальцев и кисти рук, способность выполнять ими мелкие и точные движения. Развитие мелкой моторики является важнейшим условием психического и физического развития ребенка. Важно также, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими познавательными процессами, как мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школе. В настоящее время у большинства детей отмечается отставание в развитии мелкой моторики. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев.

Публикация «Творческий отчет по самообразованию „Развитие мелкой моторики у дошкольников с помощью изодеятельности“» размещена в разделах

Проблема состоит в том, чтобы ответить на вопрос: каким образом организовать изобразительную деятельность детей по лепке, чтобы она способствовала развитию мелкой моторики. Ее решение предполагает организацию работы с детьми по развитию у них дифференцированных и сложно скоординированных движений кистей и пальцев рук при выполнении технических действий по лепке (раскатывание, прищипывание и др.).

Цель работы – разработка методики развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста на занятиях по лепке.

Задачи работы:

1. Изучить литературу по теме.

2. Подобрать методики для выявления уровня развития мелкой моторики у детей.

3. Обобщить опыт работы по теме самообразования.

4. Наметить перспективы дальнейшей работы.

Новизна педагогического опыта состоит в том, что для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста используются средства изобразительной деятельности – обучение детей приемам лепки.

Предполагаемый результат.

Мелкая моторика у детей станет более совершенной. Это значит, что:

– дети научатся координировать движения пальцев и кистей рук, производить их более синхронно и слаженно, в нужном темпе;

– улучшится кинестическая основа движений мелкой моторики рук : дети научатся легко и быстро менять движения кистей и пальцев рук по образцу;

– движения пальцев и кистей рук станут более точными;

– движения мелкой моторики станут более автоматизированными;

– дети научатся правильно распределять мышечную активность, что снизить физическую нагрузку на руки и пальцы, повысит работоспособность кистей рук;

– дети овладеют разными приемами лепки.

Содержание или механизм реализации опыта

Предложенная нами методика развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста на занятиях по лепке основана на том, что воспитатель основное внимание уделяет обучению детей разным приемам лепки, следит за тем, чтобы при их выполнении дети пользовались пальцами и кистями обеих рук.

Дети 3-4 лет. Приемы лепки: раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями рук, расплющивание пластилина (палочки, бублики, крендельки, птички, неваляшки, грибы, оттягивание небольших частей (клюв, хвост и др.); надавливание указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга.

Дети 4-5 лет. Приемы лепки: закругление и заострение (морковь, самолет, вдавливание (корзина, чашечка, блюдце, загибание краев, соединение частей, деление пластилина на части и соединение их прикладыванием, прижиманием, примазыванием; раскатывание под углом и в вертикальном положении рук, соединение, свертывание, примазывание, сплющивание, защипывание, прищипыванию; оттягивания пластилина от общей массы дети учатся при изображении цыпленка, птички и рыбы; учат регулировать силу нажима руки на материал, координации и плавности движений; развивают произвольность движений ладоней с постепенным включением пальцев, особенно указательного и большого. При лепке посуды дети учатся использовать вдавливание пальцами округлой и цилиндрической формы для получения стакана, кружки и отгибание краев у расплющенной формы для изображения тарелки, блюда и подноса. Ручку у чашки дети могут сделать, используя свои умения защипывать и оттягивать глину от общей формы, а также новым способом – примазыванием к вылепленному сосуду глиняного валика. Ведущий метод обучения формообразующим движениям – показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий. Образное слово усиливает эффективность показа, создает возможность в дальнейшем перейти к словесным инструкциям.

Работа с воспитателями. Консультации «Роль лепки в развитии мелкой моторики», «Развитие технических умений детей дошкольного возраста в лепке». Взаимопосещения открытых видов деятельности детей по лепке.

Предметно-пространственная среда. Уголок изобразительной деятельности: в него добавлены материалы и оборудование для лепки, схемы способов и приемов лепки, технологические карты, альбомы, фотографии, иллюстрации, шкафчик с природным материалом, полочки для выставок детских работ.

Взаимодействие с родителями организовывалось по плану.

Месяц Содержание работы

Сентябрь Анкетирование и беседы с родителями с целью выяснения, как родители развивают мелкую моторику детей в лепке.

Октябрь Родительское собрание на тему «Развитие мелкой моторики и технических умений детей в лепке».

Ноябрь Участие родителей в выставке «Лепка». Посещение открытых видов детской деятельности по лепке.

Январь Изготовление информационных материалов для родительского стенда в ДОУ «Способы и приемы лепки», «Нетрадиционные техники лепки».

Консультация для родителей «Как сделать лепку увлекательным занятием для ребенка».

Февраль Семинар-практикум на тему «Домашняя мастерская (лепка)».

Март Выставки детских работ.

Апрель Родительское собрание. Подведение итогов совместной работы.

Май Задания на лето.

Результативность педагогического опыта определялась на основе педагогической диагностики. Определены критерии, показатели и уровни развития мелкой моторики у детей 3-5 лет, предложенные И. Е. Светловой (Свeтлoвa И. E. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М. : Детство-пресс, 2012. – 71 с.). Они представлены в приложении 1. Диагностическое изучение уровня развития мелкой моторики у детей 3-5 лет проводилось нами при помощи трех методик (их описание представлено в приложении 2) : 1. Методика «Перебор пальцев» Е. И. Рогова. 2. Методика «Обследование мелкой моторики у детей 3-5 лет» О. И. Крупенчук.

3. Методика «Езда по дорожке» А. Е. Белая.

Сравнительные показатели уровней развития мелкой моторики дошкольников на начальном и итоговом этапах работы, в %

Результат работы. У детей получили развитие координация, гибкость и автоматизированность мелкой моторики. Движения пальцами и кистями рук у большинства детей стали более синхронными, точными, ритмичными, они научились быстро менять положения пальцев, правильно выполнять движения по образцу и словесной инструкции, правильно распределять мышечную активность, стали меньше уставать. У детей развились интерес и увлеченность к лепке, дети стали проявлять упорство и настойчивость при выполнении технических приемов лепки. Воспитатели и родители отметили, что дети стали лучше лепить, увереннее выполнять движения при самообслуживании (при одевании и раздевании, умывании, еде и т. д.).

Такая положительная динамика в развитии мелкой моторики детей стала возможной благодаря примененной нами методике на занятиях по лепке.

Перспективы дальнейшей педагогической деятельности

При реализации темы, столкнулась с некоторыми трудностями:

- не у всех детей имеется достаточно высокий уровень развития мелкой моторики;

- у некоторых детей движения пальцев не вполне скоординированы, им трудно быстро менять движения;

- нужно повысить точность и автоматизированность движений пальцев и кистей рук;

- продолжить обучать детей более сложным приемам лепки.

Для преодоления этих недостатков и трудностей планирую продолжить работу по методической теме в старшей и подготовительной к школе группах.

Перспектива на будущее:

1. Оформить картотеки по развитию мелкой моторики у детей на занятиях по предметной, сюжетной и декоративной лепке.

2. Изготовить технологические карты для обучения приемам лепки.

3. Разработать активные формы взаимодействия с родителями.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Критерии, показатели и уровни развития мелкой моторики у детей 3-5 лет

Критерии Показатели Уровни/Баллы

Координация Развитие синхронизации движений мелких мышц обеих рук • Низкий уровень – 1 балл – движения нескоординированы и несинхронны, производятся с ошибками, в слишком медленном или быстром темпе;

• Средний уровень – 2 балла – движения недостаточно скоординированы и синхронны, производятся с 1-3 ошибками, темп иногда нарушается;

• Высокий уровень – 3 балла – движения координированы и синхронны, производятся без ошибок и в нужном темпе.

Гибкость Развитие кинестической основы движений мелкой моторики рук – смена движений кистей и пальцев рук по образцу • Низкий уровень – 1 балл – ребенок не справляется с заданием, не может повторить показанные движения, отказывается выполнять задания;

• Средний уровень – 2 балла – ребенку трудно менять движения пальцев по образцу, правильно выполняет 1-2 движения;

• Высокий уровень – 3 балла – ребенок легко меняет движения пальцев по образцу, правильно выполняет все движения.

Автоматизированность Распределение мышечной активности и точность движений кисти и пальцев при работе с карандашом на листе бумаги • Низкий уровень – 1 балл – нет автоматизации движений пальцев и кисти руки; ребенок не умеет распределять мышечную активность, движения неточные: имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш постоянно отрывается от бумаги;

• Средний уровень – 2 балла – движения пальцев и кисти руки недостаточно автоматизированы, ребенок не может правильно распределить мышечную активность, его движения не всегда точны: имеется 1-3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш отрывается от бумаги не более 4-5 раз;

• Высокий уровень – 3 балла – движения пальцев и кисти руки автоматизированы, ребенок правильно распределяет мышечную активность, его движения точны: «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методики для выявления уровня развития мелкой моторики

у детей 3-5 лет

Для оценки координации мелкой моторики детей использовалась методика «Перебор пальцев» Е. И. Рогова.

Цель методики: определить уровень синхронизации движений мелких мышц обеих рук. Эта методика включает пальчиковую игру «Ловкие пальчики». Ребенку давалось задание поочередно прикоснуться большим пальцем ко 2-му, 3-му, 4-му и 5-му пальцам пять раз подряд (сделать 5 серий движений). Сначала – одновременно обеими руками в медленном темпе (показ и 2-3 серии движений). А потом – в максимально быстром темпе (5-7 серий движений).

Для оценки гибкости мелкой моторики детей использовалась методика «Обследование мелкой моторики у детей 2-4 лет» О. И. Крупенчук.

Цель методики: определить уровень развития кинестической основы движений мелкой моторики рук – умения менять движения кистей и пальцев рук по образцу. Каждому ребенку предлагалось выполнить 3 упражнения:

1) показать «Козу рогатую» (указательный палец и мизинец вытянуты вперед, остальные сжаты, поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе;

2) показать «Ушки зайчика» (указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак, поочередно каждой рукой, а затем двумя руками вместе;

3) показать «Очки» (одновременно «колечки» двумя руками).

Для оценки автоматизированности мелкой моторики детей использовалась методика «Езда по дорожке» А. Е. Белой.

Цель методики: определить уровень распределения мышечной активности и точности движений кисти и пальцев при работе с карандашом на листе бумаги.

Каждому ребенку предлагалось «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой – пунктирной линией», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т. п.). Дом изображен в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом.

Инструкция ребенку: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке-образце психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги».

Максимальное количество баллов, которое может набрать каждый дошкольник за выполнение всех трех диагностических заданий, – 9 баллов.

Распределение детей по уровням развития мелкой моторики осуществлялось на основе следующей шкалы:

– высокий уровень – 8-9 баллов;

– средний уровень – 5-7 баллов;

– низкий уровень – 4 балла и меньше.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционной аппликации»Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционной аппликации» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают.

Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики с детьми дошкольного возраста» Зачем нужна мелкая моторика! Воспитание внимательного, чуткого, заботливого ребёнка, способного познавать окружающий мир и себя в нём будет.

Отчет по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики рук через дидактическую игру» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 16 «Росинка» ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.

Отчёт по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук дошкольников» В этом учебном году мною была поставлена следующая цель: развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

План по самообразованию на 2018–2019 учебный год «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры» План по самообразованию на 2018-2019 уч. год (Ф. И. О. воспитателя Цыбиногина Н. Н. Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические.

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы» Актуальность темы: Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими.

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы» Актуальность темы: Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими.

План по самообразованию во второй младшей группе «Развитие мелкой моторики детей с помощью нетрадиционных видов аппликации» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад общеразвивающего вида № 68 «Паровозик» Материал.

Презентация: «Отчет по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через дидактические игры»» Подготовила: Баранова Елена Вячеславовна Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в.

Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью игр с пинцетомРазвитие мелкой моторики дошкольников с помощью игр с пинцетом Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников с помощью изодеятельности»
Опубликовано: 20 апреля 2019 в 16:57
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД