МААМ-картинки

Творческий план работы с одаренными воспитанниками «Звездочка»

Екатерина Косенко
Творческий план работы с одаренными воспитанниками «Звездочка»

Работа с музыкально одаренными детьми

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

• выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;

Публикация «Творческий план работы с одаренными воспитанниками „Звездочка“» размещена в разделах

• подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а также обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;

• актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида, в отличие от всякой другой. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т. е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.

Три основные музыкальные способности:

1. ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.

Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.

Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей – ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов). Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей. Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения.

1. Объект педагогического наблюдения - музыкальность дошкольников;

2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;

3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения) :

• Выраженное стремление к музыкальной деятельности

1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества

Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:

1. инициативность - безынициативность;

2. креативность, эвристичность - репродуктивность;

3. образность, эмоциональность - рациональность, понятийность;

4. спонтанность - аккуратизм;

5. воля, упорство- мягкотелость, нерешительность

• Характер общения и поведения на музыкальных занятиях

1. заинтересованность

2. инициативность

3. активность

4. творческость

• Уровень развития творческих способностей (показатели психологической диагностики)

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий

• Уровень развития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики)

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий

Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой. Учитывая выше сказанное, без специально организованных процедур педагогической диагностики музыкальный руководитель все же не может обойтись.

Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах.

Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали дополнительную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:

• участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;

• подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.

Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна – музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.

В нашем ДОУ организована работа с музыкально одаренными детьми в пении и разработана программа по данному направлению.

Цель программы: Приобщать дошкольников к миру вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, способствовать развитию творческих проявлений.

Задачи:

1. Расширять диапазоны голосов детей дошкольного возраста и формировать их естественное звучание;

2. Организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки;

3. Совершенствовать певческие способности детей дошкольного возраста, формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию в пении;

4. Формировать эмоционально - эстетическое восприятие окружающего мира через пение;

5. Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении.

Структура занятий:

1. Артикуляционная гимнастика.

Цель: Совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогать правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова, фразы;

2. Интонационно – фонетические упражнения.

3. Упражнения на дыхание.

Цель: Укреплять лёгкие и голосовой аппарат дошкольников, формировать правильное дыхание;

4. Основная часть - вокально-хоровая работа.

4.1. Распевание;

4.2. Пальчиковые и подвижные игры;

4.3. Работа над песней :

4.3.1. Знакомство с песней (1 – 2 занятия);

4.3.2. Прослушивание;

4.3.3. Беседа, разъяснение текста;

4.3.4. Повторное исполнение;

4.4. Разучивание песни (3 – 4 занятия) :

4.4.1. Работа над звукообразованием;

4.4.2. Работа над звуковедением;

4.4.3. Работа над дыханием;

4.4.4. Работа над ансамблем;

4.4.5. Работа над дикцией;

4.5. Закрепление (1 – 2 занятия).

4.5.1. Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением песни.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей дошкольного возраста, песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Перспективный план работы

Сентябрь – октябрь - Расширять диапазон детского голоса; - Закреплять у детей умение точно передавать ритмический рисунок хлопками и на металлофоне: - Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения (вверх-вниз) - Учить детей точно попадать на первый звук мелодии песни; - Учить детей петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией; - Брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами; - Учить слушать и слышать себя и товарищей по пению; - Учить петь хором, небольшими ансамбля-ми, по одному, с музыкальным сопровождением и без него; - Учить петь ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук; - Добиваться выразительного исполнения песен; - Учить детей передавать характер и смысл каждой песни; - Стимулировать сочинение собственных мелодий, марша, колыбельной (без текста); - Совершенствовать умение правильно сидеть и стоять во время пения. Дыхательные упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи», «Маятник», «Повороты головы». Артикуляционные упражнения: Iблок. Подвижные игры: «Ёлочка», «Синий шар», «Каша». Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Кукушка»Е. Тиличеевой, «Бубенчики»Е. Тиличеевой, «Качели» Е. Тиличеевой.

Песни: «Кукушка» А. Варламова, «Если добрый ты» Б. Савельева, «Мама» Н. Тимофеевой, «Улыбка» В. Шаинского.

Творческие задания :

«Самолёт» Т. Бырченко, сочинение марша, колыбельной.

Ноябрь – декабрь - Уточнять умение детей различать высокие и низкие звуки в пределах терции; - Упражнять в чистом пропевании этого интервала сверху вниз; - Упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии; - Закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительности движением руки; Дыхательные упражне-ния:

«Ушки», «Маятник головой», «Перекаты», «Рок-н-ролл», «Мячик», «Песня волка», «Песня ветра», «Ниточка». Артикуляционные упражнения:I и II блок. Подвижные игры: «Тарелка», «Чашка», «Утки».

Ноябрь – декабрь - Учить детей удерживать интонацию на одном звуке; - Продолжать учить петь без форсирования звука, естественным голосом; - Удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко; - Правильно выполнять логические ударения; - Продолжать учить детей чисто интониро-вать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, а также скачки вверх вниз на квинту и кварту; - Упражнять в точном интонировании трезвучий (фа-ля-до, ре-фа-ля, удерживать интонацию на повторяющихся звуках, точно интонировать тонический ход на сексту вверх; - Петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, задорная, игривая и т. д.); - Побуждать детей импровизировать простейшие мотивы определённого характера, жанра (вальс, марш, полька); - Контролировать певческую установку во время пения. Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Барабан» Е. Тиличеевой, «Как под наши ворота» (р. н. п., «Вальс» Е. Тиличеевой. Песни: «Голубой вагон» В. Шаинского, «Спляшем Ваня» А. Варламова, «Гномики» К. Костина.

Творческие задания : «Снежок» Т. Бырченко, «Вальс», «Полька», «Марш», «Плясовая».

Январь - февраль - Продолжать учить различать и самостоя-тельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки; - Упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии; - Упражнять в чёткой дикции; - Формировать хорошую артикуляцию; - Уметь показать рукой движение мелодии вверх и вниз, чередование долгих и коротких звуков; - Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; - Чисто интонировать в заданном диапазоне; - Учить самостоятельно реагировать на одинаковые музыкальные фразы с разным окончанием; - Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания; - Добиваться выразительного исполнения песен различного характера; Дыхательные упражнения: «Восход-заход», «Стокатто», «Удивлялки», «Знакомство», «Веточка», «Кукушонок», «Певец». Артикуляционные упражнения: I, II, III блоки. Подвижные игры: «Конь», «Мамочка», «Ворона», «Петух». Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Небо синее» Е. Тиличеевой, «Бубенчики» Е. Тиличеевой, «Труба» Е. Тиличеевой. Песни: «Где водятся волшебники?» М. Минкова, «Дождь пойдёт по улице» В. Шаинского,

Январь - февраль - Петь с музыкальным сопровождением и без него; - Подводить детей к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей, отмечая не только правильное и неправильное пение, но и выразительное исполнение; - Продолжать стимулировать и развивать песенное творчество детей; - Учить детей самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст; - Развивать ладотональный слух, используя интонационно-фонетические упражнения (Приложение №2). «Три весёлых зайчика» К. Костина, «Бабочка» А. Варламова.

Творческие задания : «Зайка, зайка, где бывал?» М. Скребковой.

Март – апрель - май - Закреплять умение детей различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движением руки, выкладыванием ритмичес-кого рисунка мелодии на фланелеграфе; - Продолжать упражнять в умении удержи-вать интонацию на одном повторяющемся звуке; - Закреплять навык звуковысотной ориенти-ровки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мело-дического оборота выше – ниже; - Учить детей распознавать на слух движения мелодии, определять повторность звуков, наличие скачка в начале; - Упражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке (до2, ре2); - Петь выразительно, передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом произведения; - Закреплять навык естественного звукообразо-вания, умение петь легко, свободно, без напряжения; - Следить за правильным дыханием; - Удерживать интонацию при переходе от одной тональности в другую; - Продолжать учить детей импровизировать мелодии различного характера на заданный текст и придуманный самостоятельно (по картинке, исходя из словесного образа и т. д.); - Добиваться, чтобы при самостоятельных поисках песенных импровизаций дети использовали свой музыкальный опыт, знание музыкальной речи, сочиняя песню – марш, песню – вальс, песню – польку, грустную и весёлую песни и т. д. ; Дыхательные упражнения: «Свечи», «Воздушный шарик», «Сова», «Аист», «Шапка», «Гармошка», «Деревья», «Зоосад». Артикуляционные упражнения: I, II, III блок. Подвижные игры: «Зайка», «Звери», «Медвежонок», «Грузовик», «Бабочка». Интонационно-фонетические упражнения Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Смелый пилот» Е. Тиличеевой, «Скок-поскок» р. н. попевка, «Вальс» Е. Тиличеевой.

Песни: «Самая счастливая» Ю. Чичкова, «Дорога добра» М. Минкова, «Кот Мурлыка» Л. Олифировой, «Кашалотик» Р. Паулса.

Творческие задания : «Осенью», «Весной» Г. Зингера, «Весёлая песенка», «Грустная песенка» В Агафонникова.

Для определения направлений и форм работы с детьми используются некоторые виды контроля как одного из способов отслеживания динамики творческого роста воспитанников.

Предварительный контроль проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявление исходного уровня подготовки воспитанников.

Формы контроля:

- собеседование – выявляются интересы и творческий уровень детей;

- прослушивание – выявляются музыкальные данные ребенка: музыкальная память, музыкальный слух, ритм; вокальные данные ребенка – тембр, диапазон, четкость произношения.

Текущий контроль определяет степень усвоения детьми музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности воспитанников к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала.

Форма контроля:

- творческая результативность в течение года, вокальный репертуар, краткая характеристика воспитанников на конец года и рекомендации на следующий год.

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее обучение.

Форма контроля:

- отчетный концерт в конце учебного года, который способствует развитию музыкальных способностей детей, демонстрирует творческий рост, является видом поощрения и стимулирования воспитанников.

Самоконтроль воспитанника выражается в самодисциплине, четкой организации выполнения домашнего задания, ответственности перед выступлением.

Планируемый результат.

• наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в концертах);

• владение некоторыми основами нотной

• уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

• стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос грамоты, использование голосового аппарата;

• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

• умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);

• умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.

Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия:

разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью

• осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;

• организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;

• способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;

• организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.

Используемая литература:

1. Савенков А. И. Детская одаренность : развитие средствами искусства. - М. : Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.

2. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

3. Психология одаренности : от теории к практике/ Под ред. Д. В. Ушакова, - М. : ИП РАН, 2000.-96 с

4. Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М. : Российское педагогическое агентство, 1997. 312 с.

5. Белова Е. С. Одаренность малыша : раскрыть, понять, поддержать - М; 1998 -251с.

6. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. / Под ред. А. М. Матюшкина. М. ; Воронеж, 2004

Публикации по теме:

Консультация «Из опыта работы с одаренными и способными к техническому творчеству учащимися» Из опыта работы с одаренными и способными к техническому творчеству учащимися. Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное.

Методическая разработка по работе с одаренными воспитанниками для педагогов и родителей «Музыкально-театральная шкатулка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 94» Проект Долгосрочный Кузбасс - территория одаренных.

Организация работы с одаренными детьми Тема: «Организация работы с одаренными детьми в ДОУ» Истамгалина Ризеда Маратовна 01.09.2018. Тема: «Организация работы с одаренными детьми.

Организация работы с одаренными детьми в ДОУ Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития.

Особенности работы с одаренными детьми в школе Особенности работы с одаренными детьми в школе Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном.

План индивидуальной работы с одаренными детьми по разделу «Изобразительное искусство» Пояснительная записка 1) Цель программы: Обеспечить возможность самореализации одарённой личности в различных изобразительных видах деятельности.

План работы с использованием здоровьесберегающих технологий в работе с воспитанниками второй младшей группыПлан работы с использованием здоровьесберегающих технологий в работе с воспитанниками второй младшей группы Здоровье – это ДАР, который нужно сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста. Применение здоровье-сберегающих технологий.

План работы с одаренными детьми и детьми с высоким уровнем развития (вторая младшая группа) План работы с одаренными детьми и детьми с высоким уровнем развития (вторая младшая группа) Основная цель. Создание условий для построения.

Роль и место исследовательской деятельности в работе с одаренными воспитанниками дошкольного возраста В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания.

Самоанализ деловой игры «Технологии и организационные формы работы с одаренными детьми» Предлагаю в помощь старшим воспитателям самоанализ деловой игры. Цель: осмысление участниками принципов работы с одарёнными детьми. Данная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий план работы с одаренными воспитанниками «Звездочка»
Опубликовано: 3 ноября 2018 в 12:17
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД