елена смирнова
Творческий проект «Сказки А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовительная к школе группа
Воспитатель:
Смирнова Елена Владимировна
Вид проекта : групповой, познавательно - творческий
Продолжительность: 5 месяцев (долгосрочный)
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители
ЩЩ: «Музыка», «Коммуникация», «Познание», «ЧХЛ», «Художественное творчество», «Социализация», «Актуальность»
Публикация «Творческий проект „Сказки А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Пушкин А.С. Проекты
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Искусство – одно из мощных средств воспитания, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи и музыки. Научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве – линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение другой деятельности, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является А. С. Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослого –познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать егостихи, сказки частью его внутреннего мира.
Цель проекта :
1. Развитие нравственно – эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей через знакомство с творчеством А. С. Пушкина.
2. Приобщение детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А. С. Пушкина.
3. Развитие творческих способностей, фантазии детей.
4. Гармонии в отношениях между взрослым и детьми.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина.
2. Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения А. С. Пушкина.
3. Воспитывать культуру речи, развивать умение применять свои знания в беседе.
4. Обогащать и расширять словарный запас детей.
5. Формировать умение выразительного чтения стихов, инсценировать эпизоды сказок.
Подготовительный:
Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли библиотека дома, присутствуют ли книги А. С. Пушкина
Обсуждение проекта, выяснения возможностей, средств, необходимых для создания проекта
Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности
Основной:
ОД: Художественная литература
1. Рассказ воспитателя о А. С. Пушкине
2. Беседа по сказке «О Царе Салтане»
3. Заучивание стихов «У Лукоморья дуб зеленый»
4. Чтение сказок «О рыбаке и рыбке», «О золотом петушке», «О мертвой царевне и семи богатырях»,
5. Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина
ОД: Коммуникация
1. Рассматривание портрета А. С. Пушкина кисти В. А. Тропинина
2. Рассматривание иллюстрации В. Конашевича в детских изданиях сказок А. С. Пушкина
3. Беседа по сказкам «Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта», «Что такое хорошо и что такое плохо - в сказках поэта
4. Дид. игра «Собери картинку»
5. Пересказ отрывков из любимых сказок»
ОД: Лепка(
1. «Белка там живет ручная»
2. «Золотая рыбка»
3. «Золотой петушок»
4. «Царевна лебедь»
ОД: Рисование
1. «Сказка о рыбаке и рыбке»
2. «У Лукоморья дуб зеленый»
3. «Золотой петушок»
ОД: Музыка
1. Слушание «Белка», «Полет шмеля», «Океан –море»…. Римского-Корсакого
2. Песня- романс «Зимний вечер» на слова поэта
3. Импровизация полета насекомых: «Полет шмеля»
4. Музыкальная драматизация «Образ белки», «Образ попа и Балды», «Образ трех девиц»
ОД: Физическая культура
1. Утренняя гимнастика «Герои сказок А. С. Пушкина»
2. Подвижная игра «Ветер»
3. Хороводная игра «Прялица», народная игра «Дедушка», «Заря –заряница»
Совместная деятельность детей и воспитателей:
1. Чтение произведений А. С. Пушкина
2. Рассматривание- сравнение иллюстрации в детских книгах различных издании
3. Игры –драматизации по сказкам «Три девицы под окном», «Старик и старуха», «Балда поп»
4. Игры –фантазии «Если бы я поймал золотую рыбку»…
5. Исследовательская работа о жизни А. С. Пушкина «Первые книги», «Откуда берутся книги»
6. Оформление выставки детских работ
Самостоятельная деятельность детей:
1. Рассматривание иллюстрации в различных книгах сказок А. С. Пушкина
2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам
3. Творческая театрализованная деятельность
Совместная деятельность детей и родителей:
1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов и фильмов по произведениям А. С. Пушкина
2. Заучивание отрывков из сказок
3. Совместное творчество детей и родителей по изготовлению макетов, рисунков, поделок, панно по сказкам
Заключительный этап:
1. Оформление выставки книг А. С. Пушкина в книжном уголке
2. Оформление выставки рисунков детей по теме
3. Литературная викторина «Люблю я Пушкина творенье»
4. Проведение итогов проектной деятельности
Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина
в подготовительной группе
Воспитатель Смирнова Е. В.
Программное содержание:
Продолжать знакомство с творчеством А. С. Пушкина, обучать детей умению грамотно и аргументировано отвечать на вопрос. Самостоятельно подбирать материал для поделок. Развивать речь, мышление, творческие способности. Воспитывать интерес к творчеству русских поэтов, аккуратность при работе с природным материалом, желание доводить начатое до конца.
Оборудование для викторины:
Эмблемы команд, жетоны, мольберты, картинки, выставка книг А. С. Пушкина, портрет поэта
Организация детей:
В начале занятия дети стоят около выставки книг, затем делятся на команды и садятся на стулья друг против друга
Ход занятия:
Дети стоят около книжного уголка, где находится выставка книг А. С. Пушкина и портрет поэта
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Как вы думаете, кто пишет сказки? Какие сказки вы знаете? (Ответы детей) Молодцы, много сказок вы знаете! Но сегодня наше занятие будет посвящено не всем сказкам, а сказкам, которые написал А. С. Пушкин Что вы знаете о А. С. Пушкине? Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? Занятие у нас сегодня не простое, а занятие- состязание. Нам нужно поделится на две команды и придумать командам названия. В названии команд должны прозвучать какие – нибудь сказочные персонажи из сказок А. С. Пушкина. Но как же нам поделиться? (ответы детей) Поделиться можно по-разному, например: каждый возьмет жетон, на котором нарисована эмблема команды.
Дети берут жетоны и садятся на стулья
Воспитатель: Внимание! Внимание! Внимание»
Начинаем сказочные состязания! Участвовать в них будут две команды: «Золотые петушки» и «Золотые рыбки». За правильный ответ каждая команда получат жетон, и в конце викторины мы подсчитаем эти жетоны и узнаем победителя. И так начинаем!
Содержание кроссворда:
• Как звали жениха царевны из «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»? (Елисей)
• Имя злого волшебника, заточившего Людмилу в темницу? (Черномор)
• Кто обманул чертей и наказал попа за жадность? (Балда)
• Сын царя Салтана, который спас Царевну Лебедь? (Гвидон)
• Про какого героя своей сказки А. С. Пушкин писал :
Чуть опасность, где видна,
Верный сторож, как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит «Кири-ку-ку!
Царствуй лежа на боку»! (Петушок)
Игра «Сказочные последовательности» :
• На мольберте выложены картинки с изображением насекомых из сказки «О царе Салтане». Дети должны разложить их в «сказочной» последовательности, князь Гвидон превращался в муху, потом в комара, и в шмеля
• На мольберте выложены картинки с изображением месяца, солнца, ветра. Дети должны расставить их в той последовательности, в которой царевич Елисей обращался с вопросом о своей невесте в сказке «О мертвой царевне»
• На мольберте выложены животные: заяц, коза, слон, лиса, лошадь. Дети должны выбрать тех животных, которые помогли Балде из сказки «О попе и работнике его Балде» обхитрить чертей
Игра: «Собери картинку»
• Условия игры: каждая команда должна собрать разрезанную картинку с иллюстрацией сказки А. С. Пушкина (мозаика). Побеждает команда, которая быстрее соберет
Узнай сказку по следующим словам :
• Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. (Сказка о мертвой царевне)
• Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто(«Сказка о рыбаке и рыбке)
• Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание (Сказка о попе и работнике его Балде)
• Рать, воевода, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок Сказка о золотом петушке)
Блиц опрос:
• В какой сказке А. С. Пушкина упоминается остров Буян (Сказка о царе Салтане)
• Подбери рифму: Ветер весело шумит, судно весело …. (Бежит)
Мимо острова Буяна, в царство славного….(Салтана)
И желанная страна вот уж из дали …. (видна)
• В какой сказке есть диво? (Сказка о царе Салтане» (море вздуется бурливо, закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой, разольется в шумном беге, в чешуе как жар горя, тридцать три богатыря)
• В какой сказке старушка бросила царевне яблоко? (Сказка о мертвой царевне)
• Сколько раз закидывал старик невод? (три раза)
• С чем пришел невод в первый, второй и третий раз?
(первый с тиной, второй с морской травой и в третий с рыбкой золотой)
• Как в сказке море отзывается на жадность старухи? (Помутнело, почернело, бурей)
• Как золотая рыбка проучила старуху? (Осталась у разбитого корыта)
• Из какой сказки слова :
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица»-
говорит одна девица,
«Я б для батюшки –царя
Родила богатыря» («Сказка о царе Салтане»)
• В каких насекомых превращался Царевич Гвидон в сказке «О мертвой царевне» (комар, муха, шмель)
• Какие три чуда для царевича Гвидона выполняет царевна Лебедь? (Белка песенки поет, да орешки все грызет…., В чешуе, как жар горя 33 богатыря, Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит)
• Сколько лет жил старик со своею старухой в сказке о рыбаке и рыбке? (тридцать лет и три года)
• Из какой сказки этот отрывок? : «Что и жить в такой тревоге? Вот он с просьбой о подмоге обратился к мудрецу, звездочету и скопцу» (Золотой петушок)
• Кто и из какой сказки говорил такие слова : «Свет, мой, зеркальце скажи, да всю правду расскажи…» (Царица из сказки «О мертвой царевне)
• К кому обращался царевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, месяцу и ветру)
• Какую песню поет белочка, грызя золотые орешки? (Во саду ли, в огороде)
Подведение итогов. Капитаны подсчитывают количество заработанных жетонов. Объявление и награждение победителей медалями.