МААМ-картинки

Творческо-информационный проект «Гигиенические навыки младших дошкольников»

Наталья Волкова
Творческо-информационный проект «Гигиенические навыки младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

Набрав группу детей в возрасте 2-3-х лет и понаблюдав, я пришла к выводу, что у родителей не всегда есть желание и терпение обучать своих детей гигиеническим процедурам и регулярно следить за их выполнением.

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о совершенствовании работы по воспитанию у детей гигиенических навыков. Основной задачей гигиенического воспитания детей дошкольного возраста является сообщение им элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе умений, навыков и привычек, а также воспитание культуры поведения.

Публикация «Творческо-информационный проект „Гигиенические навыки младших дошкольников“» размещена в разделах

Детям с ранних лет следует прививать гигиенические умения и навыки (мытье рук, умывание, чистка зубов и т. д., чтобы к 6 годам они перешли в привычку.

Одной из важнейших задач в 1-й младшей группе я ставлю привитие ребятам гигиенических навыков, укрепляющих их здоровье. По приходу в детский сад мы приучаем к выполнению элементарных правил: мыть руки до и после еды, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. п. Одновременно с эти стимулируем развитие более сложных умений: мыть лицо, руки до локтей, между пальцев, намыливать до появления пены, насухо вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем.

Для выработки и закрепления навыка мытья рук ребенку необходимо помочь: научить закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, хорошо их ополаскивать, не разбрызгивая воду, смывать мыло. Нужно несколько раз показать ребенку, где постоянно должно висеть его полотенце. Не стоит торопить ребенка, если поначалу он на умывание тратит много времени.

Дети должны усвоить привычку и по вечерам умываться и чистить зубы. Воспитателям следует активизировать работу с родителями в этом направлении. А так как у детей дошкольного возраста особенно сильно развита тяга к подражанию и наблюдательность, то родители должны на собственном примере приучать детей к соблюдению гигиенических процедур.

Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для успешного решения мы используем целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Нужно добиваться от младших дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально-направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей и активизировать их инициативу.

Дети в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно. На этом должна базироваться вся санитарно-просветительная работа.

Цель: привить детям 1-й младшей группы гигиенические навыки : показать детям последовательность и научить правильно мыть и вытирать руки и лицо, привлечь родителей к обучению детей чистке зубов.

Задачи:

• разработать план мероприятий направленных на приобретение устойчивого навыка правильного мытья и вытирания рук и лица, чистки молочных зубов

• привлечь родителей к совместной работе по формированию гигиенических навыков;

• разработать и внедрить в жизнь группы правила «Как нужно правильно мыть и вытирать руки и лицо».

Объект: гигиенические навыки у младших дошкольников

Предмет исследования: методы формирования гигиенических навыков у младших дошкольников.

Гипотеза.

Гигиенические навыки у детей будут сформированы, если будут созданы следующие условия:

1. Учет начального уровня сформированности гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

2. Будет разработан план мероприятий, направленный на закрепление навыков правильного мытья и вытирания рук и лица, правильного ухода за молочными зубами;

3. Будут привлечены родители к совместной работе по формированию гигиенических навыков;

4. Будут разработаны и внедрены в жизнь группы правила «Как нужно правильно мыть и вытирать руки и лицо».

Новизна.

заключается в использовании новых подходов в организации работы по гигиеническому воспитанию ребенка.

Теоретическая значимость.

Методические рекомендации для педагогов по формированию у детей гигиенических навыков.

Практическая значимость.

Внедрение методики проектной деятельности в образовательный процесс.

Предполагаемые результаты:

1. Дети научатся правильно мыть и вытирать руки и лицо

2. Родители, привлеченные к совместной работе, обучат детей регулярно ухаживать за зубами и поспособствуют соблюдению гигиенических навыков в домашних условиях;

3. Разработаны и внедрены в жизнь группы правила «Как нужно правильно мыть и вытирать руки и лицо» с целью закрепления гигиенических навыков.

Сроки: с 1 сентября 2013г. по 30 мая 2014г.

База: 1-я младшая группа МБДОУ д/с №8 п. Шаталово-1

Контроль за реализацией проекта :

уровень сформированности навыков;

Методы исследования.

Теоретические: анализ, обобщение, сравнение, систематизация.

Практические: изучение литературы, педагогическое наблюдение.

Механизм реализации проекта :

Первый этап. Постановочный.

(сроки реализации с 1сентября по 30 октября 2013 г.)

Изучение литературы по данной теме

Обсуждение проблемы с родителями

Консультация для родителей

«Шесть заблуждений о молочных зубах»

Второй этап. Поисковый.

(срок с 1 ноября по 30 декабря 2013г.)

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»

Рассматривание иллюстраций по теме

Памятка для родителей «Как ухаживать за молочными зубами»

Домашнее задание для родителей: научить детей правильно чистить зубы

Третий этап. Заключительный.

(срок с 9 января по 30 мая 2014г.)

Занятие и презентация для детей «Почему нужно мыть руки и чистить зубы?»

Сюжетно-дидактическая игра «Научи куклу Машу правильно мыть руки»

Оформление и размещение в группе правила «Как нужно правильно мыть и вытирать руки»

Оформление фотогазеты «Надо, надо умываться!

Проведение диагностики и подведение итогов по результатам проекта

Участники проекта : воспитатель 1-й младшей группы, дети, родители.

Нами были определены задачи экспериментальной части исследования:

1. Изучить условия привития гигиенических навыков у детей 1-й младшей группы.

2. Определить сформированность гигиенических навыков

3. Разработать мероприятия по формированию гигиенических навыков и привычек у детей младшего дошкольного возраста

4. Определить эффективность разработанных мероприятий.

Эксперимент состоял из 3-х этапов:

• Констатирующего;

• Формирующего;

• Контрольного.

Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с №8 п. Шаталово-1 Починковского района Смоленской области с детьми 1-й младшей группы возраста 2-3 лет.

Цель констатирующего эксперимента: изучить объем и уровень сформированности навыков и умений и определить условия воспитания гигиенических навыков у детей 1-й младшей группы.

Наблюдение проводилось по схеме, которую мы предварительно разработали на основании требований «Программы обучения и воспитания в детском саду».

Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы

1. Навыки мытья рук (закатать рукава, намылить до появления пены, смыть мыло)

2. Мыть лицо (набрать воду в ладошки, поднести к лицу, не разбрызгивая и воду и не обливая одежду, протереть щеки и губы)

3. Вытирание рук и лица (найти свое полотенце, насухо вытереть руки и лицо, повесить полотенце в свою ячейку)

4. Пользование зубной щеткой (чистить как с наружной, так и с внутренней стороны по направлению от десны к краю зуба, жевательные поверхности чистить горизонтально, прополаскивание полости рта водой из стакана)

В процессе работы нами были применены наглядные приемы обучения навыкам - показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы мы сопровождали пояснениями. Показ любого действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции - вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Операции шли в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд). Показ действия малышам обязательно сопровождался проговариванием («Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый пальчик»).

Объяснение нового действия сначала давалось очень подробно, потом постепенно сужалось и сводилось к напоминанию правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной являлась косвенная форма, когда мы заранее выражали уверенность в том, что дети правильно выполнят наши указания. В своей работе мы широко использовали прием поощрения, но старались этим не злоупотреблять. Мы старались делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка.

Одним из ведущих приемов, которые мы использовали, явился прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения детей в освоении гигиенических навыков явились дидактические игры.

Проводя наблюдения за детьми по формированию гигиенических навыков, мы пришли к выводу, что проведение специальной работы с детьми по данному направлению способствует повышению сформированности гигиенических навыков у детей.

Заключение

На основе изученной и проанализированной психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что для успешного формирования гигиенических навыков необходимо :

1. Знать особенности гигиенических навыков и методы формирования гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

2. Следовать проработанному плану мероприятий, направленному на приобретение устойчивого навыка правильного мытья и вытирания рук и лица, чистки зубов;

3. Привлечение родителей к совместной работе по формированию гигиенических навыков;

4. Использовать диагностические методики гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

К первоочередным задачам воспитания маленького ребенка следует отнести воспитание гигиенических навыков.

Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как двигать руками при умывании, пользоваться полотенцем.

Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. Анализ результатов до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики совершенствования работы. Результаты детей улучшились. Один ребенок достиг высокого уровня, также возросли показатели среднего уровня.

Результаты проекта оказались положительными. Следует рекомендовать к внедрению методики проектной деятельности в образовательный процесс.

Публикации по теме:

«Взаимодействие воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированное на преодоление тревожности» Актуальность разработки проекта по взаимодействию воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированного на преодоление.

Безопасное дорожное движение Улица приковывает к себе особое внимание детей. Множество быстро движущихся ярких разнообразных машин: автобусов, автомобилей, мотоциклов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческо-информационный проект «Гигиенические навыки младших дошкольников»
Опубликовано: 8 апреля 2014 в 22:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческо-информационный проект «Гигиенические навыки младших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Волкова (УИ 206284) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД