Папки-передвижки

Учебная программа «Путешествие в прошлое» (4 фото)

Светлана Крупина
Учебная программа «Путешествие в прошлое»

Уважаемые коллеги представляю Вашему вниманию учебную программу "Путешествие в прошлое". Программа опробирована с детьми дошкольного возраста. Работа проводилась на протяжении 4 лет, начиная со второй младшей группы.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны.

Публикация «Учебная программа „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах

Чувство патриотизма возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Приобщение детей к народным традициям обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

Что такое народные традиции, что можно к ним отнести. Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Русские народные традиции помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями, поступками в соответствии с интересами других людей. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты устного народного творчества: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей основным нравственным правилам и идеалам, помогают понять добро и зло. Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима никакими материальными благами.

Именно поэтому традиция должна стать неотъемлемой духовной частью ребенка, началом зарождения в нем личности. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

В типовой Программе воспитания и обучения детей в детском саду предусматривалось приобщение детей к народной культуре через знакомство с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве.

Не секрет, что представления выпускников детского сада о традициях русского народа были отрывочны и поверхностны. Возможно, это происходило потому, что в Программе задачи по знакомству дошкольников с традициями были сформулированы слишком обобщенно.

Эти пробелы можно восполнить участием детей в фольклорных праздниках. Таким образом, появилась необходимость в создании программы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к традициям русского народа. Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и в превращения его в руководство практической деятельностью.

Чтобы решить проблему патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с традициями русского народа, в результате сложной и кропотливой работы по этому направлению была создана программа «Путешествие в прошлое». Программа основана на идее соблюдения календарной обрядности, свойственной народному быту, обычаям, русской народной кухне, праздникам и досугу. Программа включает разделы: «Праздники русского народа», «Устное народное творчество», «Знакомство с предметами быта и убранства», «Старинная русская одежда», «Кухня русского народа», «Игры». Планирование работы позволяет знакомить детей с героическим эпосом нашего народа, старинными обрядами, исконно русскими ремеслами, песенным и фольклорным материалом, семейными традициями, народными играми и секретами русской кухни.

В занятия, развлечения, праздники и в повседневную жизнь воспитанников детского сада включается знакомство с произведениями народного творчества, разучивание хороводных и подвижных игр, инсценирование картинок из бытовой и обрядовой жизни, проведение пальчиковых игр, драматизация сказок, потешек и небылиц. Реализуя, эту программу мы взрослые, прививаем любовь к традициям русского народа. Программа включает учебно–тематический план, рассчитанный на 36 учебных часов, даются формы проведения занятий с детьми, подведения итогов реализации программы. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок, чувствует себя комфортно, раскрепощено. Второй принцип – целостный подход в решении педагогических задач:

1)Обогащать впечатления через пение и слушание народной песни и музыки;

2)Претворять полученные впечатления в самостоятельной, игровой деятельности;

3)Приобщать к народной культуре (слушание и пение русских народных песен, разучивание народных подвижных игр и хороводов).

Одним из важнейших принципов патриотического воспитания является принцип партнерства. «Мы вместе слушаем, вместе поем, вместе играем, водим хороводы, познаем секреты народной кухни, рассматриваем репродукции картин и т. д.

При системной работе у детей должны сформироваться следующие умения:

1. Играть в русские народные игры и хороводы;

2. Использовать в своей речи русский фольклор;

3. Соотносить увиденное в природе с народными приметами;

4. Осмысленно и активно участвовать в проведении народных праздников;

5. Узнавать былинных и сказочных героев;

6. Узнавать русский костюм и его элементы;

7. Готовить национальное блюдо.

Периодически, в течение года, проводятся занятия, на которых воспитатель выясняет, как дети усвоили ту или иную тему, появилось ли у них заинтересованное отношение к услышанному. Такие итоговые занятия могут проводится методом среза знаний по определенной теме, в форме конкурса чтецов, драматизации, концерта.

Для проверки знаний и выяснения отношений детей к определенному событию или явлению используется изобразительная деятельность дошкольников, выставки рисунков на разные темы.

Такое повторение носит творческий, активный характер, дает педагогу возможность для уточнения, углубления знаний детей и формирующего у них отношения к традициям русского народа.

Цель программы:

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и любви к традициям русского народа. Формирование патриотических чувств.

Задачи программы:

1. Воспитывать любовь к традициям русского народа.

2. Формировать патриотические чувства и развивать духовность.

3. Обеспечить связь поколений.

4. Способствовать гармоничному развитию личности.

5. Помочь родителям воспитать патриотов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Раздел. Устное народное творчество

1.1 Познакомить детей с устным народным творчеством. Уточнить представление детей о первых признаках осени. Познакомить детей с приметами осени.

1.2 Познакомить детей со сказкой. Закрепить пословицы и поговорки о труде и лени, уме и глупости.

1.3 Формировать представление детей о жизни нашего народа, о культуре, обычаях.

1.4 Познакомить с историческим прошлым и великими подвигами русского народа.

1.5 Познакомить детей с потешным фольклором. Закрепить умение отгадывать загадки.

1.6 Познакомить детей с русскими народными пословицами. Учить самостоятельно придумывать небылицы.

2. Раздел. Предметы быта и убранства

2.1 Развивать интерес к культуре русского народа. Познакомить детей с предметами быта и утварью – сундуком.

2.2 Познакомить со старинной посудой – чугунком, самоваром, ложками.

2.3 Познакомить с рукомойником.

2.4 Познакомить детей с печью – главной частью избы.

2.5 Познакомить детей с прялкой.

2.6 Воспитывать интерес к русскому быту, обычаям. Закрепить название предметов быта.

2.7 Познакомить детей с орудиями труда и предметами крестьянского быта.

3. Раздел. Старинная русская одежда

3.1 Расширить представления детей о народном русском костюме, о технике изготовления, способе украшения.

3.2 Познакомить детей с женским и мужским народным костюмом.

3.3 Продолжать знакомить детей с варежками, перчатками, используя малые фольклорные жанры.

3.4 Познакомить детей с головными уборами замужних женщин и девушек.

3.5 Познакомить детей с лаптями.

4. Раздел. Кухня русского народа

4.1 Познакомить детей с характерными особенностями русской кухни.

4.2 Вызвать интерес к русской кухне. Познакомить с разными видами пряников.

4.3 Закрепить знания детей о выращивании хлеба в старину и способами выпечки хлеба.

5. Раздел. Игры

5.1 Познакомить детей с любимыми старинными играми. Воспитывать любовь к русским народным играм.

6. Раздел. Праздники

6.1 Познакомить детей с традициями русского народа. Разучить пословицы, песни, хороводы.

6.2 Развивать интерес детей к празднику «Покров – первое зазимье».

6.3 Познакомить детей с обычаем празднования Нового года.

6.4 Подготовить детей к празднованию Рождества. Разучить колядки.

6.5 Рассказать детям о старинном русском празднике «Масленица».

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Година – ясная погода.

Голик – веник из листьев.

Доха – шуба с мехам внутрь

Зипун – крестьянский кафтан.

Катанки – валенки.

Кожух – тулуп, шуба.

Кутья – разваренные и подслащенные пшеничные зерна.

Ухват – палка, с надетой на нее металлической рогаткой.

Шаньга – ватрушка, сочень, простая лепешка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Колпакова И. П. Былины. Л., 1973

Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М. : Просвещение, 1987

Молотова Л. Н., Соснина Н. Н. Русский народный костюм, Л., 1984

Нечаев А. Русские народные сказки. М. : Просвещение, 1956

Новицкая М. Ю. Наследие. М. : Липка – Пресс, 2003

Петров В. М. Весенние праздники, игры и забавы для детей. М. : Творческий центр, 2000

Петров В. М. Летние праздники, игры и забавы для детей. М. : Творческий центр, 2000

Петров В. М. Зимние праздники, игры и забавы для детей. М. : Творческий центр, 2000

Несколько фотографий по работе над программой:

Учебная программа «Путешествие в прошлое»
Фото «Путешествие в прошлое»
Учебная программа - фото
Фото №1 Уважаемые коллеги представляю Вашему вниманию учебную программу
Публикации по теме:

Оформление информационного стенда для родителейОформление информационного стенда для родителей Уважаемые коллеги!Представляю Вашему вниманию два информационных стенда для родителей. Для этого были использованы следующие материалы:.

Презентация к проекту «Аккордеон в ДОУ и в семье» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию презентацию к реализованному проекту "Аккордеон в ДОУ и в семье".Стратегическая цель:создание.

Автор публикации:
Учебная программа «Путешествие в прошлое»
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 07:42
+252Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 286.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД