Лучший педагог года

Конспект занятия «Учимся произносить и различать звуки [Р] и [Р’]»

Алена Дусмухамбетова
Конспект занятия «Учимся произносить и различать звуки [Р] и [Р’]»

(Конспекты логопедических

занятий)

Занятие 1.

Тема. Знакомство с частями артикуляционного аппарата. Подготовительные упражнения к воспитанию звука Р. Развитие слухового внимания на речевых и неречевых звуках. Выделение 1-го гласного звука в слове. Анализ и синтез слогов типа: ау, уа.

Цели:

Публикация «Конспект занятия „Учимся произносить и различать звуки [Р] и [Р’]“» размещена в разделах

- познакомить обучающихся со строением артикуляционного (речевого) аппарата, развивать умение ощущать их положение, воспроизводить отдельные движения по инструкции;

- формирование знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;

- развивать дифференцированные движения артикуляционного аппарата;

- развивать и тренировать слуховое внимание и фонематическое восприятие, навыки звуко-буквенного анализа слогов, наблюдательность, логическое мышление.

тапы Содержание Оборудование

1. Организационный момент

2. Развитие слухового внимания на нерече-вых звуках

3. Постановка целей занятия (объявление темы).

4. Знакомство с арти-куляционным аппара-том. Работа со схемой органов артикуляци-онного аппарата.

5. Подготовительные упражнения к воспи-танию звука Р.

6. Наблюдение за ар-тикуляцией гласных звуков. Выделение первого гласного из слов.

7. Анализ и синтез слогов типа ау, уа.

8. Подведение итогов

Занятия и оценка ра-боты детей.

9. Домашнее задание. Приветствие. Сегодня мы начинаем наше первое логопедическое занятие. А вы знаете, для чего нужен логопед, как он помогает детям? А у кого бывает речь? А для чего нужна речь?

Человека окружает множество звуков. Предлагаю вам прислу-шаться к шуму улиц, школьного коридора и т. д. Попробуйте назвать источник звука.

Игра «Узнай по звукам». На столе предметы из стекла, дерева, бумаги, железа. Уточняю, что эти звуки исходят от действия с различными предметами. Это – неречевые звуки.

Игра «Звукоподражания». Логопед просит детей изобразить го-лоса различных животных и птиц (лягушку кошку, ворону, соба-ку, корову, воробья, барана). Можно ли считать это речью? Нет. Эти звуки тоже неречевые, это просто голоса животных, звуко-подражания.

А теперь для сравнения произнесём : а-а-а, у-у-у, ч-ч-ч, ш-ш-ш, р-р-р. Это речевые звуки. Речью владеет только человек. Речь необходима тем, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания. Так учителя и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга.

А сейчас мы познакомимся, какие органы принимают участие в образовании звуков, слов. Попробуйте сами назвать их.

Показывается схема артикуляционного аппарата и называются его части:

- органы дыхания (лёгкие, бронхи). Произносим звуки А, Ю Ж, С (тыльная сторона ладони к губам)

- голосовые складки. На пути движения к гортани выдыхаемая струя заставляет дрожать две натянутые струны – голосовые складки. Здесь рождается голос. (руку на горло – произносим звонкие звуки, затем глухие. Сравниваем.)

- ротовая полость: язык (кончик, спинка, корень, твёрдое и мяг-кое нёбо, губы, зубы – верхние и нижние:

Прошу детей отыскать тот или иной орган, показать на себе.

Прикасаюсь шпателем к арт. органам, дети называют.

Показ на схеме артикуляции детьми.

Чтобы правильно, красиво произносить звук Р, нужно, чтобы нас хорошо слушался язык. Сейчас мы будем делать упражнения и посмотрим, у кого послушнее язык. Смотрите в зеркало и повто-ряйте за мной упражнения.

- улыбка, затем хоботок

- лопатка, затем иголочка

- загибать кончик языка на верхнюю губу, зубы. Боковые края не прикасаются к губам.

- дворники (по верхней губе, зубам)

- маляр

- чашечка, затем прижать к верхним зубам.

- качели

- Лошадка

- грибок

- задувание на широкий кончик языка (на ладони ватка)

- «сдуй облачко с горы» (сдуть ватку с носа)

Предлагаю вам внимательно посмотреть на мой рот и запом-нить, как меняется положение губ при произнесении гласных зву-ков : а, о, у, ы, э, и (дети объясняют)

Поиграем в игру «Что я хочу произнести» (беззвучно) – а, о, ы, у, и, ау, ао, э, уа. Какие звуки я произносила? (гласные). Как они произносятся, почему так называются? (с голосом).

Запомните: Без гласных не бывает слов, слогов.

На наборном полотне картинки. В каждом слове-ответе выделя-ется первый звук.

• Какая домашняя птица умеет плавать? (утка)

• Кто охраняет мирный труд людей, защищает страну? (армия)

• Какие цветы цветут до поздней осени в саду? (астры)

• У какой рыбы колючие оранжевые плавники? (окунь)

• Какие насекомые кружатся над сладостями? (осы)

• Чем ловят рыбу? (удочкой)

• Какое дерево растёт у воды? Про неё говорят плакучая … (ива)

• Какую птицу мы не назвали? (иволга)

Отгадайте загадки, назовите первый звук :

• Сам алый, сахарный. Кафтан зелёный, бархатный. (ар-буз)

• Пушистая вата плывёт куда-то. (облако)

• Плывёт по простыне пароход, то назад, то вперёд. (утюг)

Как кричат в лесу, когда заблудятся? (ау)

Какой первый звук в этом слове? (а) Запишите в тетрадь.

Какой второй звук в этом слове? (у) Запишите в тетрадь.

Прочтите, что получилось. (ау)

Как плачет ребёнок? (уа) (аналогично анализируется, запи-сывается, читается)

Публикации по теме:

Конспект занятия «Звуки [Л] — [Л’]» Домашнее задание 1. Назвать характеристику и артикуляцию звука «Л», «Ль». В чем их сходство и в чем их различие? 2. Вспомнить и назвать.

Игровое дидактическое пособие по формированию способности различать парные согласные звуки «Волшебный круг совушки»Игровое дидактическое пособие по формированию способности различать парные согласные звуки «Волшебный круг совушки» В логопедической практике игровые пособия применяются в разных формах коррекционного обучения. Пособие "Волшебный круг совушки" можно использовать.

Конспект логопедического занятия «Звуки [с]-[с’]»Конспект логопедического занятия «Звуки [с]-[с’]» Цель: дать детям представление о положении речевых органов при произнесении звука. Обучающие: уточнить и закрепить правильное произношение.

Конспект НОД во второй младшей группе детского сада «Учимся произносить звук [з]» Задачи: • упражнение детей в произношении звука [з] в словах; • формирование умения произносить звуки [з] — [з’] твёрдо и мягко, различать.

Конспект НОД во второй младшей группе детского сада «В гостях у мишки. Учимся произносить звуки [М] — [М’]» Задачи: • упражнение детей в чётком произношении звуков [м], [м’] в словах, фразовой речи; • воспитание интонационной выразительности речи.

Конспект открытого занятия «Звуки [к], [к`], буква К, к»Конспект открытого занятия «Звуки [к], [к`], буква К, к» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Раздольненского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Учимся произносить и различать звуки [Р] и [Р’]»
Опубликовано: 6 января 2024 в 20:03
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД